Слайд 1Художники-импрессионисты. 7 великих французских мастеров
Слайд 2Художники-импрессионисты. 7 великих французских мастеров
“Новый мир родился тогда, когда импрессионисты написали
его”
Анри Канвейлер
Слайд 3Художники-импрессионисты. 7 великих французских мастеров
19 век. Франция. В живописи произошло невиданное.
Группа молодых художников решила пошатнуть 500-летние традиции. Вместо четкого рисунка, они использовали широкий “небрежный” мазок.
Слайд 4Художники-импрессионисты. 7 великих французских мастеров
А от привычных
образов и вовсе отказывались. Изображая всех подряд. И дам лёгкого поведения, и господ сомнительной репутации.
Публика была не готова к живописи импрессионистов. Их высмеивали, ругали. А самое главное, ничего у них не покупали.
Слайд 5Художники-импрессионисты. 7 великих французских мастеров
Но сопротивление было
сломлено. И часть импрессионистов дожили до своего триумфа. Правда им было уже за 40. Как Клоду Моне или Огюсту Ренуару. Некоторые дождались признания лишь в конце жизни, как Камиль Писсарро. Кто-то до него не дожил, как Альфред Сислей.
Что же революционного совершил каждый из них? Почему публика так долго их не принимала? Вот 7 самых прославленных французских импрессионистов. Которых знает весь мир.
Слайд 6
1. Эдуард Мане (1832 – 1883 гг.)
Мане был старше
большинства импрессионистов. Он был их главным вдохновителем на перемены.
Слайд 7
1. Эдуард Мане (1832 – 1883 гг.)
В результате появился “Завтрак на
траве”.
“Завтрак на траве” была обвинена в вульгарности. Беременным на полном серьезе не рекомендовали на неё смотреть.
Слайд 8
1. Эдуард Мане (1832 – 1883 гг.)
Мане пробовал считаться со вкусами
публики. Писать портреты на заказ. Но из этого ничего не вышло.
Однажды писал одну респектабельную даму. Некрасивую. Он не смог польстить ей с помощью кисти. Дама была разочарована. Ушла от него в слезах.
Эдуард Мане. Ангелина. 1860 г. Музей д’Орсе, Париж.
Слайд 9
1. Эдуард Мане (1832 – 1883 гг.)
Поэтому он продолжал экспериментировать. Например,
с цветом. Он не пытался изобразить так называемый природный цвет. Если серо-бурая вода ему виделась ярко-синей, то он изображал ее ярко-синей.
Это, конечно, раздражало публику. Ведь даже Средиземное море не может похвастаться такой синевой, как вода у Мане, язвили они.
Эдуард Мане. Аржантей. 1874 г. Музей изящных искусств, Турне, Бельгия.
Слайд 10
1. Эдуард Мане (1832 – 1883 гг.)
Но факт остаётся фактом. Мане
в корне изменил предназначение живописи. Картина становилась воплощением индивидуальности художника. Который пишет так, как ему заблагорассудится. Забыв о шаблонах и традициях.
Все новаторства ему долго не прощали. Признания дождался только под конец жизни. Когда оно уже ему было не нужно. Он мучительно угасал от неизлечимой болезни.
Слайд 11
2. Клод Моне (1840 – 1926 гг.)
Клода Моне можно назвать христоматийным
импрессионистом. Так как он был верен этому направлению всю свою долгую жизнь.
Он писал не предметы и людей, а единую цветовую конструкцию из бликов и пятен. Раздельные мазки. Дрожание воздуха.
Слайд 13
2. Клод Моне (1840 – 1926 гг.)
Моне писал не только природу.
Ему удавались и городские пейзажи. Один из самых известных – “Бульвар Капуцинок”.
В этой картине есть многое от фотографии. Например, движение передано с помощью размытого изображения.
Обратите внимание, дальние деревья и фигуры словно находятся в дымке.
Слайд 14
2. Клод Моне (1840 – 1926 гг.)
Перед нами остановленный момент бурлящей
жизни Парижа. Никакой постановочности. Никто не позирует. Люди изображены как совокупность мазков. Такая бессюжетность и эффект “стоп-кадра” – главная черта импрессионизма.
Слайд 15
2. Клод Моне (1840 – 1926 гг.)
К середине
80-х годов художники разочаровались в импрессионизме. Эстетика – это, конечно, хорошо. Но бессюжетность многих угнетала.
Лишь Моне продолжал упорствовать. Гипертрофируя импрессионизм. Что переросло в серии картин.
Слайд 16
2. Клод Моне (1840 – 1926 гг.)
Один и тот же
пейзаж он изображал десятки раз. В разное время суток. В разное время года. Чтобы показать, насколько температура и свет могут изменить один и тот же вид до неузнаваемости.
Так, появились бесчисленные стога сена.
Слайд 17
2. Клод Моне (1840 – 1926 гг.)
Обратите внимание, что тени
на этих картинах цветные. А не серые или чёрные, как было принято до импрессионистов. Это ещё одна их фишка.
Слайд 18
2. Клод Моне (1840 – 1926 гг.)
Моне успел насладиться успехом и
материальным благополучием. После 40 он уже забыл о нищете. Он обзавёлся домом и прекрасным садом. И творил в своё удовольствие ещё долгие годы.
Слайд 19
3. Огюст Ренуар (1841 – 1919 гг.)
Импрессионизм – это самая позитивная
живопись. А самым позитивным среди импрессионистов был Ренуар.
Слайд 20
3. Огюст Ренуар (1841 – 1919 гг.)
В его картинах вы не
найдёте драмы. Даже чёрной краской он не пользовался. Только радость бытия. Даже самое банальное у Ренуара выглядит прекрасным.
В отличие от Моне, Ренуар чаще писал людей. Пейзажи для него были менее значимы. На его картинах отдыхают и наслаждаются жизнью его друзья и знакомые.
Слайд 21
3. Огюст Ренуар (1841 – 1919 гг.)
Не найдёте вы у Ренуара
и глубокомыслия. Он был очень рад примкнуть к импрессионистам. Которые поголовно отказывались от сюжетов.
Как он сам говорил, наконец у него есть возможность написать цветы и назвать их просто “Цветы”. И не выдумывать никаких историй про них.
Слайд 22
3. Огюст Ренуар (1841 – 1919 гг.)
Лучше всего Ренуар чувствовал себя
в обществе женщин. Он просил своих служанок петь и шутить. Чем глупее и наивнее была песенка, тем лучше для него. А мужская болтовня его утомляла. Неудивительно, что Ренуар известен своими ню.
Модель на картине “Обнаженная в солнечном свете” словно проявляется на красочном абстрактном фоне. Потому что для Ренуара нет ничего второстепенного. Глаз модели или участок заднего фона равнозначны.
Слайд 23
3. Огюст Ренуар (1841 – 1919 гг.)
Ренуар прожил долгую жизнь. И
никогда не откладывал кисть и палитру. Даже когда его руки совсем сковал ревматизм, он привязывал кисточку к руке веревкой. И рисовал.
Как и Моне, он дождался признания после 40 лет. И увидел свои картины в Лувре, рядом с работами знаменитых мастеров.
Слайд 24
4. Эдгар Дега (1834 – 1917 гг.)
Дега не был классическим импрессионистом.
Он не любил работать на пленэре (открытом воздухе). У него вы не найдёте намеренно высветленной палитры.
Слайд 25
4. Эдгар Дега (1834 – 1917 гг.)
Неожиданные ракурсы. Ассиметрия в расположении
объектов. Застигнутые врасплох персонажи. Все это главные атрибуты его картин.
Он останавливал мгновение жизни, не дав ему опомниться. Посмотрите хотя бы на его “Оркестр оперы”.
Слайд 26
4. Эдгар Дега (1834 – 1917 гг.)
На переднем плане спинка стула.
Музыкант к нам спиной. А на заднем фоне балерины на сцене не уместились в “кадр”. Их головы беспощадно “обрезаны” краем картины.
Слайд 27
4. Эдгар Дега (1834 – 1917 гг.)
Поэтому так любимые им танцовщицы
далеко не всегда изображены в красивых позах. Порой они просто делают растяжку.
Но такая импровизация мнимая. Конечно, Дега тщательно продумывал композицию. Это лишь эффект стоп-кадра, а не настоящий стоп-кадр.
Слайд 28
4. Эдгар Дега (1834 – 1917 гг.)
Эдгар Дега любил писать женщин.
Но болезнь или особенности организма не позволяли ему иметь с ними физический контакт. Он никогда не был женат. Никто никогда не видел его с женщиной.
Слайд 29
5. Берта Моризо (1841 – 1895 гг.)
Берту Моризо редко когда ставят
в первый ряд с великими импрессионистами. Уверена, не заслуженно. Как раз у неё вы встретите все главные черты и приёмы импрессионизма. И если вам импрессионизм нравится, вы полюбите ее работы всей душой.
Слайд 30
5. Берта Моризо (1841 – 1895 гг.)
Моризо работала быстро и порывисто.
Перекладывая на холст своё впечатление. Фигуры словно вот-вот растворятся в пространстве.
Слайд 31
5. Берта Моризо (1841 – 1895 гг.)
Как и Дега, она часто
не дорисовала некоторых деталей. И даже части тела модели. Мы не можем различить рук у девушки на картине “Лето”.
Слайд 32
5. Берта Моризо (1841 – 1895 гг.)
Путь к самовыражению у Моризо
был трудным. Мало того, что она занималась “небрежной” живописью. Она ещё была женщиной. В те времена женщине полагалось мечтать выйти замуж. После чего любые хобби забывались.
Поэтому Берта долго отказывалась от замужества. Пока не нашла мужчину, который уважительно отнёсся к ее занятию. Эжен Мане был родным братом художника Эдуарда Мане. Он покорно тоскал за женой мольберт и краски.
Слайд 33
5. Берта Моризо (1841 – 1895 гг.)
Но все же дело было
в 19 веке. Нет, брюки Моризо носить не стала. Но полной свободы передвижения она себе позволить не могла.
Она не могла пойти в парк поработать в одиночестве. Без сопровождения кого-то из близких. Не могла посидеть одна в кафе. Поэтому ее картины – это люди из семейного круга. Муж, дочь, родственники.
Слайд 34
5. Берта Моризо (1841 – 1895 гг.)
Моризо признания не дождалась. Умерла
она в 54 года от воспаления лёгких. Не продав при жизни почти ни одной своей работы. В свидетельстве о ее смерти в графе “род занятий” стоял прочерк. Немыслимо было женщине зваться художником. Даже если она им на самом деле была.
Слайд 35
6. Камиль Писсарро (1830 – 1903 гг.)
Камиль Писсарро. Неконфликтный, рассудительный. Многие
его воспринимали, как учителя. Даже самые темпераментные коллеги о Писсарро плохо не говорили.
Он был верным последователем импрессионизма. Сильно нуждаясь, имея пятерых детей и жену, он все равно упорно работал в том же стиле. И ни разу не переключился на салонную живопись. Чтобы стать более популярным. Не известно, откуда он брал силы до конца верить в себя.
Слайд 36
6. Камиль Писсарро (1830 – 1903 гг.)
Чтобы совсем не умереть с
голоду, Писсарро расписывал веера. Которые охотно раскупали. А настоящее признание к нему пришло уже после 60 лет! Когда наконец он смог забыть о нужде.
Слайд 37
6. Камиль Писсарро (1830 – 1903 гг.)
Воздух на картинах Писсарро густой
и плотный. Необыкновенный сплав цвета и объёма.
Слайд 38
6. Камиль Писсарро (1830 – 1903 гг.)
Художник не боялся писать самые
переменчивые явления природы. Которые покажутся на мгновение и исчезнут. Первый снег, морозное солнце, длинные тени.
Слайд 39
6. Камиль Писсарро (1830 – 1903 гг.)
Самые известные его работы –
виды Парижа. С широкими бульварами, суетной и пестрой толпой. Ночью, днём, в разную погоду. В чем-то перекликаясь с сериями картин Клода Моне.
Слайд 40
6. Камиль Писсарро (1830 – 1903 гг.)
Ночной воздух на картине “Бульвар
Монмартр ночью” плавится от горящих фонарей и витрин.
Пространство изображено планетарно. Улица не прямая, а как бы идущая дугой. Что делает вид обычного бульвар величественным.
Слайд 41
7. Альфред Сислей (1839 – 1899 гг.)
Альфред Сислей был человеком скромным
и молчаливым. Такими же были и его пейзажи. Тихие, наполненные цветовым уютом. Сислей не любил внешние эффекты. Людей он тоже почти никогда не изображал.
Слайд 42
7. Альфред Сислей (1839 – 1899 гг.)
Сислей особенно любил писать небо.
С него он и начинал любую картину. Часто оно занимало большую часть холста.
В изображении неба он также использовал разные мазки. Длинные помогали передать быстро движущееся предгрозовое небо. Лёгкие и тонкие передавали небо ясное и безоблачное.
Слайд 43
7. Альфред Сислей (1839 – 1899 гг.)
Широкими мазками он писал подвижное
небо и воду. Дома же выписывал более гладко. Что подчеркивало статичность материала. Как на его знаменитой картине “Наводнение в Порт-Марли”.
Слайд 44
7. Альфред Сислей (1839 – 1899 гг.)
Сислей признания так и не
дождался. Его пейзажи казались публике невыразительными. Оценили их после его смерти. Сейчас они стоят миллионы долларов.
Слайд 45Художники-импрессионисты. 7 великих французских мастеров
Несколько десятилетий импрессионисты боролись
за признание. Кто-то полжизни. Кто-то всю жизнь. Почему же так долго?
Представьте себя человеком из 19 века. Для вас картина – это аккуратно и гладко выписанные тела и предметы. Каждый мазок “спрятан”.
Поэтому любитель живописи делал простой вывод. Эти стараются. А вот эти (импрессионисты) не стараются. Раз мазки видно. И краски не смешивают. И не хотят точно передавать действительность.
Слайд 46Художники-импрессионисты. 7 великих французских мастеров
Обывателю ещё сложно было
осознать, что эти “пачкуны” не хотят копировать реальный мир. Они хотят создавать свой собственный мир!
Импрессинизм – это школа художественного рыцарства. Он учит быть свободным от канонов и традиций.
Слайд 47Художники-импрессионисты. 7 великих французских мастеров