Презентация, доклад на тему ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА. Дымковская игрушка, Филимоновские глиняные свистульки, Богородская деревянная игрушка. 3 часть

Содержание

Дымковская игрушкаИстория дымковской игрушки насчитывает около 400 лет. Первыми дымковскими игрушками были свистульки в виде коней, баранов, козлов и уточек, изготавливаемые к ежегодному празднику «Свистуньи», или «Свистопляски» — проводимому в честь погибших в битве 1418 года между

Слайд 1ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
Дымковская игрушка
Филимоновские глиняные свистульки
Богородская деревянная игрушка



3 часть

Презентацию подготовила Джасте Саида Юрьевна
Преподаватель ИЗО
МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО СОВЕТСКОГО ПЕРИОДАДымковская игрушка Филимоновские глиняные свистульки Богородская деревянная игрушка 3 частьПрезентацию подготовила  Джасте Саида

Слайд 2Дымковская игрушка
История дымковской игрушки насчитывает около 400 лет. Первыми дымковскими игрушками

были свистульки в виде коней, баранов, козлов и уточек, изготавливаемые к ежегодному празднику «Свистуньи», или «Свистопляски» — проводимому в честь погибших в битве 1418 года между вятчанами и устюжанами у стен Хлыновского кремля (Хлынов — старое название Кирова).
Среди промыслов изготовления глиняной игрушки, активно развивающихся и сегодня, одно из видных мест занимает дымковский. Его название связано с селом Дымково, что находится близ г. Кирова (бывшая Вятка). Дымковская игрушка – это различные барыни, всадники, петухи, козлики украшенные красными, синими, желтыми, зелеными кругами, точками, полосками, волнистыми линиями по белому фону. Все это придает изделиям выразительность и неповторимость. Многие игрушки делают как свистульки.
Дымковская игрушкаИстория дымковской игрушки насчитывает около 400 лет. Первыми дымковскими игрушками были свистульки в виде коней, баранов,

Слайд 3Игрушка лепится из местной красной глины по частям (в отличие от

других игрушек, которые лепятся из единого куска глины). Перед обжигом игрушки высушивают и только потом обжигают. Раньше игрушки обжигали в настоящей русской печи, теперь обжигаются в муфельных печах.
Обожженная дымковская игрушка имеет красно-коричневый, обыкновенный для глины цвет. Для побелки используется смесь мела и молока, в которую окунают дымковскую игрушку. При этом поверхность покрывается плотным белым слоем. Для раскрашивания использовали сухие краски, растертые на яйце. Сейчас используется гуашь, разведенная на яйце.

Дымковская игрушка

Игрушка лепится из местной красной глины по частям (в отличие от других игрушек, которые лепятся из единого

Слайд 4Дымковская игрушка

Дымковская игрушка

Слайд 5Филимоновские глиняные свистульки
Среди изделий народных промыслов Тульской области выделяется своей оригинальностью

глиняная игрушка деревни Филимоново. Ее художественные отличия проявляются как в форме, так и в росписи. Особенность местной глины заставляет мастериц при лепке несколько вытягивать в высоту любую фигуру. Особенно это заметно в лепке коней, коров, у которых получаются очень длинные шеи. Зато фигуры людей выходят стройные и довольно изящные, несмотря на общую утяжеленность керамической лепки. Учитывая эти особенности мастерицы, расписывают фигуры преимущественно горизонтальными полосками.
Филимоновские глиняные свистульки – это ярко-красные, зеленые полоски, кружочки, волнообразные линии, елочные ветки на белом или желтом фоне, которые украшают фигурки барынь, баранчиков, петухов, коров, делая их привлекательными.
Филимоновские глиняные свистулькиСреди изделий народных промыслов Тульской области выделяется своей оригинальностью глиняная игрушка деревни Филимоново. Ее художественные

Слайд 6Возраст филимоновского чуда достаточно условный. Специалисты утверждают, что искусство лепки и

росписи глиняной потешки пришло в одоевские края Тулы из далекого верхнего палеолита. А при раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX–XI векам. С рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку. По словам народного мастера России Елены Орловой: «Уникален этот промысел тем, что он никогда не прерывался. Он передается из поколения в поколение».

Филимоновские глиняные свистульки

Возраст филимоновского чуда достаточно условный. Специалисты утверждают, что искусство лепки и росписи глиняной потешки пришло в одоевские

Слайд 7ЧТО ГЛАВНОЕ В ИГРУШКЕ
Красота и сила филимоновской игрушки - в языческой

древности. За века она не утратила ни одного из своих элементов, которые характеризуют жизнь древних славян. В незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Круг - солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости. Главное в игрушке – свисток. В хвосте зверей и птиц. У барышень свистульки спрятаны в кувшины, у солдат в гусей. С его помощью предки-язычники отпугивали дьявола, нечистую силу. В него свистели на похоронах, его закапывали в могилу вместе с покойником. Полна языческих символов и красочная роспись игрушки.
ЧТО ГЛАВНОЕ В ИГРУШКЕКрасота и сила филимоновской игрушки - в языческой древности. За века она не утратила

Слайд 8Значение филимоновских фигурок
Женская фигурка олицетворяет великую богиню «Природу». Женское начало несло

знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и т.д. Доможириха – вот перечень имен и смыслов, которыми народ наделил глиняную женскую фигуру. Этот образ – продолжение рода всего живого.

Свистулька  «Барыня с коромыслом»  Ёлочки на юбке являются символом  растительности и плодородия солнца.

Значение филимоновских фигурокЖенская фигурка олицетворяет великую богиню «Природу». Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица,

Слайд 9Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение

природы, был символом могущества.

Свистулька  «Медведица с зеркалом»  Медведь по поверьям  символизировал силу,  мудрость, доброту,  покровительство слабым

Значение филимоновских фигурок

Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества. Свистулька  «Медведица

Слайд 10Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие.
Значение филимоновских фигурок

Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие. Значение филимоновских фигурок

Слайд 11Конь – считался слугой Солнца. Впряженный, он возил по небосводу бога-солнца

и приносил людям его благодать. Конь в искусстве языческой Руси имел охранительный смысл и занимал важное место в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и воды. В народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила.

Значение филимоновских фигурок

Свистулька «Конь»  Слуга Солнца.  Впряженный, возил по небосводу  бога-солнца и приносил  людям его благодать.  В народном искусстве  конь – это время,  свет, богатырская сила

Конь – считался слугой Солнца. Впряженный, он возил по небосводу бога-солнца и приносил людям его благодать. Конь

Слайд 12Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой

семьи. Они вестники богини Матери – земли и обязательные спутники женских изображений. Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество.

Значение филимоновских фигурок

Свистулька  «Петушок»  Для древних славян образ птицы  всегда символизировал весну

Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они вестники богини Матери –

Слайд 13На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синьки».

При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки. 

Почему такая форма у филимоновских фигурок

На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синьки». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина

Слайд 14Богородская деревянная игрушка
Один из наиболее старых по времени возникновения подмосковный промысел

резьбы по дереву находится в селе Богородском.
Богородская деревянная игрушка – вырезанные резчиками медведи, играющие на гармошке, куры клюющие зерно, различные сценки из деревенской жизни. Незамысловатые конструкции с балансом, подвижными планками или скрытой пружинкой обеспечивают игрушке эффект движения, часто утрированного, но точно раскрывающего содержание сюжета или позволяющего менять место фигур в пространстве (так называемые разводы). Богородский промысел имеет активную тенденцию к развитию своего искусства. Кадры мастеров готовят в местной профтехшколе и в художественном училище, расположенном в Загорском районе.
Богородская деревянная игрушкаОдин из наиболее старых по времени возникновения подмосковный промысел резьбы по дереву находится в селе

Слайд 15История промысла В середине XV века село Богородское принадлежало московскому боярину М.Б.

Плещееву (первое упоминание о Богородском относится к августу 1491 года в духовной грамоте (завещании) его сына Андрея), в 1595 году оно стало собственностью Троице-Сергиева монастыря, а крестьяне – монастырскими крепостными. Именно они заложили основы резьбы по дереву, прославившей нынешнюю «столицу игрушечного царства» на весь мир. Село Богородское стало одним из центров народного творчества и русского прикладного искусства.

Богородская деревянная игрушка

История промысла В середине XV века село Богородское принадлежало московскому боярину М.Б. Плещееву (первое упоминание о Богородском

Слайд 16Кто сделал первую деревянную игрушку, положившую начало народному художественному промыслу, неизвестно,

но более 300 лет из уст в уста рассказывают легенду о Сергии Радонежском, который вырезал из дерева куклы и дарил детям. Есть и другие предания. По одному из них житель Сергиева Посада продал куклу из липового чурака в 9 вершков (40 см) купцу, торговавшему у Лавры. Тот поставил ее как украшение в лавке. Игрушка тут же была куплена. По другому, в селе Богородском мать, чтобы позабавить детей, делала им игрушки. Куклы из ткани рвались, из соломы рассыпались. Тогда женщина вырезала игрушку из дерева. Дети прозвали ее Аука, а когда она надоела, отец отвез ее на ярмарку. Третье предание повествует о глухонемом мещанине Татыге, который вырезал из липового дерева большую куклу и продал ее торговцу. Все истории схожи в том, что кукла из липы была продана купцу, он сделал большой заказ на игрушки, не справляясь с которым мастер набрал учеников из посадских детей.

Богородская деревянная игрушка

Кто сделал первую деревянную игрушку, положившую начало народному художественному промыслу, неизвестно, но более 300 лет из уст

Слайд 17Традиционная богородская игрушка – это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц

из липы, и целые композиции из жизни русского крестьянина. Символом промысла до сих пор считаются «мужик и медведь», а главное отличие богородских игрушек от всех прочих – подвижные детали, приводимые в действие легким движением пружины.

Богородская деревянная игрушка

Традиционная богородская игрушка – это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, и целые композиции из

Слайд 18Промысел, сложившийся к концу XVIII века, изначально представлял собой типичное крестьянское

производство. Первые фигурки людей, животных и птиц были одинарными, неокрашенными, а красоту наводили узорной резьбой.

Богородская деревянная игрушка

Промысел, сложившийся к концу XVIII века, изначально представлял собой типичное крестьянское производство. Первые фигурки людей, животных и

Слайд 19Со второй половины XIX века резчики начали делать скульптурные группы из

нескольких фигур на общем основании в различных сюжетных постановках. Мастера, работая примитивным инструментом, умели создавать из дерева правдивые, реалистические образы окружающей действительности, животных и людей, персонажей из народной жизни, басен и сказок.

Богородская деревянная игрушка

Со второй половины XIX века резчики начали делать скульптурные группы из нескольких фигур на общем основании в

Слайд 20С середины XIX века промысел полностью переместился из Сергиева Посада в

Богородское, в тот же период наступил расцвет богородского резного кустарного производства. Резьбой в деревне занимались в основном мужики, так как кроме мастерства необходимы физическая сила и свободное время, ведь работали по 14—16 часов в сутки (сейчас большинство резчиков – женщины). Но часто вся семья участвовала в работе: старшие сыновья готовили материал, вырубали топориком основную форму без предварительных эскизов. Младшие дети ошкуривали готовые фигурки, выполняли другие простые операции. Работали сидя, держа заготовку на коленях (ногу плотно обматывали тряпкой для предохранения от порезов). Каждая семья специализировалась лишь на одном-двух видах игрушки. Мастера делились на «фигуристов» (резавших человечков), «зверистов» и «птичников».

Богородская деревянная игрушка

С середины XIX века промысел полностью переместился из Сергиева Посада в Богородское, в тот же период наступил

Слайд 21Первая мировая война (1914-1918) и последовавший за ней экономический кризис привели

к упадку промысла. Хотя в первое десятилетие после Октябрьской революции в Богородском сохранялись старые земские образцы, продаваемые на экспорт, с приходом большевиков богородский промысел начал служить делу мировой революции – мастера вырезали тачанки, чекистов, революционеров, героев борьбы за господство мирового пролетариата.

Богородская деревянная игрушка

Первая мировая война (1914-1918) и последовавший за ней экономический кризис привели к упадку промысла. Хотя в первое

Слайд 22С конца 1950-х требовалось отражать освоение космоса, новое строительство, спорт.
Богородская деревянная

игрушка
С конца 1950-х требовалось отражать освоение космоса, новое строительство, спорт.Богородская деревянная игрушка

Слайд 23Сюжеты современной богородской деревянной игрушки – смешные гусары и дамы, всадники

и плясуны, барыни и няньки, кормилицы с детьми, солдаты и пастушки, мужики и рыбаки, дровосеки и музыканты, крестьяне и баре, монахи и монахини, кони и упряжки, медведи и курочки, зайцы и лисички. Все персонажи отличаются сочетанием реализма и юмора, характерной передачей поз и жестов, многофигурные скульптурные композиции рассказывают о трудовых крестьянских буднях, праздниках, гуляниях, чаепитиях, а животные выглядят очеловеченными.

Богородская деревянная игрушка

Сюжеты современной богородской деревянной игрушки – смешные гусары и дамы, всадники и плясуны, барыни и няньки, кормилицы

Слайд 24Особенно интересны игрушки с движением (дергачи): с разводом (фигурки прикрепляют к

раздвигающимся планкам), с кнопкой, с пружиной, с балансом (детали крепятся на ниточке к шару). Стоит нажать кнопку, потянуть планку, качнуть шар – фигурка оживает. 

Богородская деревянная игрушка

Особенно интересны игрушки с движением (дергачи): с разводом (фигурки прикрепляют к раздвигающимся планкам), с кнопкой, с пружиной,

Слайд 25Источники:
Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы: Учеб. для проф. учеб.

заведений. – М.: Высш. шк., 1992;
Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры.–М.: Изобраз. искусство,1983;
Жегалова С.К. Росписи Хохломы: Рассказ. – М.: Дет. Лит., 1991. – 48 с.: фотоил.;
Яркие узоры: Альбом для раскрашивания. Для дошкольного возраста/худ. О. Гончаренко. – М.: Малыш, 1990;
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1–2 кл.–М.: Дрофа, 1995.
http://www.dymkovo.com/baryini.html
https://www.liveinternet.ru/users/3173294/post222987539/
https://schci.ru/bogorodskaya_igrushka.html


Источники:Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы: Учеб. для проф. учеб. заведений. – М.: Высш. шк., 1992;

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть