Слайд 1Период империи
МУДО Гжельская ДХШ
Преподаватель Маркова Е.А.
Искусство древнего рима
Слайд 2Начало эпохи империи
Первым правителем, открывшим путь к единовластию, был внучатый племянник
Цезаря Октавиан, прозванный Августом (Блаженным). Цезарь усыновил его незадолго до своей гибели. Когда же Октавиана провозгласили императором (27 г. до н. э.), это означало, что ему вручают высшую военную власть. Официально он всѐ ещѐ считался одним из сенаторов, хотя и «первым среди равных» — принцепсом. Время правления Октавиана называется принципатом Августа. С тех пор римское искусство начало ориентироваться на идеалы, которые насаждали правители. До конца I в. н. э. царят две династии: Юлиев — Клавдиев и Флавиев.
Слайд 3Император Август. Статуя из Прима Порта. Конец I в. н. э.
Ватиканский музей, Рим.
Слайд 6В эпоху Августа был популярен третий помпейский стиль (конец I в.
до н. э. — 50-е гг. I в. н. э.). Его иногда называют «канделябровым». Мастера вновь вернулись к плоским декоративным орнаментам. Среди архитектурных форм преобладали лѐгкие ажурные сооружения, напоминающие высокие металлические канделябры (подсвечники), между ними помещались заключѐнные в рамы картинки. Их сюжеты непритязательны и просты, часто связаны с пастушеской жизнью, как в роспи-си из виллы в Боскотреказе «Пастух с козами». Появляются домашние сценки вроде «Наказания Амура» из Дома Наказанного Амура в Помпеях: заплаканный шалун боится свою мать Венеру, которая не выдержала его проказ
Слайд 7Четыре стиля помпейской живописи
В научный оборот данная классификация была введена Альбертом
Мау, который был непосредственным участником раскопок в Помпеях.
Первый "стиль", называемый также "инкрустационным" или "структурным", был распространен в Помпеях в 200-80 г. до н.э. Он характеризуется т.н. "рустованной" кладкой или облицовкой стен - крупными камнями с рельефной, нарочито грубой поверхностью. Часто облицовка имитировалась лепкой архитектурных деталей из штукатурки "под мрамор". Подобное оформление дома придавало ему строгий, изысканный, благородный вид, владельцы некоторых аристократических городских усадеб сохраняли такую отделку столетиями, лишь подновляя ее время от времени.
Слайд 9Второй "стиль" - т.н. "архитектурный" или "архитектурно-перспективный" - по мнению Мау,
главенствовал в оформлении помпейских жилищ в 80 г. до н.э. - 15 г. н.э. В отличие от первой системы здесь архитектурные элементы изображались не лепкой, а росписью, рельеф отсутствует.
Росписи второго "стиля" можно условно разделить на несколько фаз, каждая из которых характеризуется все более усложнявшимся деталями декорации. Гирлянды и маски ранней фазы сменяются колоннами и пилястрами, основную площадь стены занимает композиция. С развитием стиля художники начинают изображать пейзажи, создавая в помещениях иллюзию пространства, вводят в композиции фигуры людей, часто используя мифологические сюжеты.
Слайд 11
Третий помпейский "стиль" (ок. 15 г. до н.э. - 40 г.
н.э. в Риме, 62 г. н.э. в Помпеях) закономерно вырос из второго, однако при этом утратил иллюзорную перспективу последнего. Архитектурные детали здесь уже не подчеркиваются, становясь все более условными. Делившие во втором стиле плоскость стены пилястры и колонны истончаются, превращяясь в канделябры. Мау назвал эту систему "орнаментальным стилем".
В этот период Рим подпадает под египетское культурное влияние - в империи появляются египетские вещи, распространяются египетские культы. Живопись третьего "стиля" так же не избежала подобных мотивов - в орнаментах появляются цветки лотоса, египетские божки и сфинксы.
Слайд 13Четвертый помпейский "стиль" (примерно с 63-62 г.) имеет несколько названий -
"иллюзорный", "фантастический", "перспективно-орнаментальный". В некотором роде эта система - сочетание второго и третьего "стилей". Архитектурные элементы, характеризовавшие второй "стиль", мастера четвертого преувеличивали, превращая их в вычурные театральные декорации, не подчиняющиеся законам физики. Орнаментальность третьего "стиля" стала пышнее, помпезнее и, сочетаясь с фантастической архитектурой и великолепными картинами на мифологические темы, создавала то богатство живописного оформления, которое присуще этой системе росписей.
Слайд 15Голова императора Нерона. I в. н. э.
Слайд 16Голова императора Веспасиана. I в. н. э. Национальный музей, Рим.
Слайд 18Колизей. Реконструкция. I в. н. э.
Слайд 20Голова императора Траяна. II в. Лувр, Париж.
Слайд 21Императорские форумы. Реконструкция. 1. Форум Веспасиана. 2. Форум Нервы. 3. Форум
Августа. 4. Форум Цезаря. 5. Форум Траяна.