Слайд 1Готический стиль в живописи, архитектуре и скульптуре
«История народной культуры и изобразительного
искусства» Для 5-го класса (программа «декоративно-прикладное искусство», 8 лет обучения)
Подготовила преподаватель высшей категории Капитонова Н.Ю.
Слайд 3Зарождение и развитие готического стиля
Средневековье – время крестовых походов, доминирования религии
над светской жизнью, переломный период в развитии европейских стран. На фоне политических и военных преобразований сформировался узнаваемый, яркий стиль – готика, оказавший влияние на развитие живописи, архитектуры, скульптуры.
Периодом формирования стиля стало развитое Средневековье, XII века в странах Западной Европы, в XIII – XVI – в Центральной Европе. Грандиозность стиля граничит с устрашением, которое способны вызвать работы живописцев и архитекторов этого периода.
Слайд 4Готическая живопись отличается специфической композицией, обилием цветов и оттенков, динамичностью изображения,
напряженностью сюжета. В рамках изучения творений живописцев стоит рассмотреть книжную миниатюру
Зарождение и развитие готического стиля
Родиной стиля является Франция, где-то в XII веке. Оттуда готика распространилась в Германию, Испанию, Англию, Австрию. В следующем столетии готические влияния стали заметны в Италии, где сформировалось местное самобытное ответвление стиля. В период раннего нового времени стиль оформился в интернациональный формат (поздняя готика). Дольше всего влияния готики были заметны в странах Восточной Европы. Готика в живописи в Средние века проявилась в искусстве создавать витражи.
Слайд 6Особенности ранней готики в живописи
Особое построение композиции, иллюзия материальности изображения,
созданная мастерами средневековья.
На полотне преимущественно соседствуют различные группы лиц – их взаимодействие декоративно и лишено естественности.
Готика не полностью отошла от романского влияния передавать через личность изображённого человека определенный скрытый символический смысл.
Изображения на картинах не выглядят целостными, композиция расчлененная, каждый элемент необходимо рассматривать отдельно.
Картины передают реальность через метафоры.
Экспрессия передаваемая через оттенки и динамику сюжета.
Схематичность отображения действия.
Религиозность, доминирование библейских и мистических сюжетов.
Наиболее ярким жанром считается портрет.
Слайд 7Особенности книжной миниатюры
В миниатюрах отображалась взаимосвязь реального и мистического, переплетение светского
и религиозного.
Иллюстрации характеризуются многоплановостью, плоской передачей динамического сюжета.
Особое внимание уделяют деталям: узорами, иллюстрации бытовых сцен, эмоциональности передачи атмосферы изображения, птицам, бабочкам, зверям.
Техника исполнения миниатюр позволяет передать движение – сцены, отображенные в книге, не статичны.
Для исполнения миниатюры художники выбирали яркие краски.
Слайд 8Период развитой готики
В период развитого Средневековья стало принято украшать миниатюрами не
только художественные и религиозные книги, но и научные трактаты, хроники. Узоры стали более филигранные, ажурные, угловатые. Миниатюра стала более осмысленной, точнее передавала суть события, которое отображено художником.
Примером наиболее удачной передачи сути явлений и событий при помощи миниатюры является «Большая французская хроника»
Слайд 9Отсутствие изображения фона и пренебрежение пространством. Фон преимущественно золотой.
Графичность изображения.
Гротескность.
Плоское изображение,
лишенное перспективы.
Отсутствие дополнительных предметов, которые обычно сопровождают изображенных людей.
Внимание к облачению людей.
Эмоциональность в изображении лиц.
Особенности поздней готики в живописи
Слайд 10Готика стала логичным этапом в развитии живописи. Картины легко узнать, благодаря
ярким, выразительным особенностям. Произведения мастеров живописи осмысленны, повествовательны, наполнены динамикой и действиями. Мастерам этого стиля удалось объединить реалистичность и мистицизм, светскость и религиозность.
Вывод. Готика в живописи.
Слайд 12Cобор в Шартре, Франция
Готический стиль в основном проявился в архитектуре храмов,
соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.
Слайд 13Собор в Реймсе, Франция
Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на
основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике.
Слайд 14Готический храм. Схема
Вимперг
Нервюра
Аркбутан
Контрфорст
Пинакли
Базилика
Слайд 15Вимперг -
остроконечный щипец над порталами и оконными проёмами готических зданий.
Как правило, увенчивался крестоцветом, часто украшался резьбой, краббами и другими декоративными элементами.
Слайд 16Центральный неф базилики
Неф, или кора́бль (фр. nef, от лат. navis —
корабль) — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.
Нервюрный свод — это свод, выстроенный на каркасе из нервюр. Наличие нервюр в совокупности с системой контрфорсов и аркбутанов позволяет облегчить свод, уменьшить его вертикальное давление и боковой распор...
Слайд 17Аркбутан (фр. arc-boutant — «подпорная арка») — наружная каменная полуарка, передающая
горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб, расположенный за пределами основного объёма здания.
Слайд 18Контрфорст (фр. contre force — «противодействующая сила» ) — вертикальная конструкция,
представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном.
Слайд 19Пинакли (фр. pinacle, от лат. pinnaculum — крылышко; щипец, конёк) в
романской и готической архитектуре — декоративная башенка, часто увенчиваемая остроконечным фиалом. Пинакли ставились в основном наверху контрфорсов, также на уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен.
Контрфорсты
Слайд 20Вывод. Готика в архитектуре.
В романских соборах и церквях обычно использовался цилиндрический
свод, который опирался на массивные толстые стены, что неизбежно приводило к уменьшению объёма здания. C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов, соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений.
Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку», их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре.
Слайд 22Становление готической скульптуры
Переход от романского стиля к готике в скульптуре произошел
несколько позже, чем в архитектуре, но затем развитие совершалось в необычайно быстрых темпах, и готическая скульптура на протяжении одного столетия достигла своего наивысшего расцвета.
Готическая скульптура была органической частью архитектуры собора. Принцип единения всех видов искусств, их подчинения архитектуре нашёл яркое и полное воплощение в готике. С готическим зодчеством неразрывно связано и развитие пластики. Ей принадлежит первое место в изобразительном искусстве этого времени. Хотя готика знала рельеф и постоянно к нему обращалась, основным типом готической пластики была статуя.
Становление готической скульптуры связано со строительством Шартрского, Реймского и Амьенского соборов, насчитывающих до двух тысяч скульптурных произведений.
Слайд 23Готика - период расцвета монументальной скульптуры, в ней возрастает значение статуарной
пластики, в рельефе появляется тяга к горельефу - высокому рельефу.
Готические фигуры воспринимаются, особенно на фасадах, как элементы единой гигантской декоративно-монументальной композиции. Отдельные статуи или статуарные группы, неразрывно связанные с фасадной стеной или со столбами портала, являются как бы частями большого многофигурного рельефа.