Слайд 1искусство дизайна
8 класс Искусство
Выполнил учитель МХК Семёнова Г.В.
Слайд 2Диза́йн (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок) —
деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий («художественное конструирование»), а также результат этой деятельности (например, в таких словосочетаниях, как «дизайн автомобиля»)[
Слайд 3Дизайн является творческой деятельностью, цель которой — определение формальных качеств предметов, производимых
промышленностью; эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но, главным образом, к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство (с точки зрения как изготовителя, так и потребителя). Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которые обусловлены промышленным производством"
Слайд 41.1. История дизайна
Термин «дизайн» встречается сегодня повсеместно, поскольку имеет отношение к
огромному количеству самых разных видов деятельности. Подробнее о том, что такое дизайн, каковы его объекты, разновидности.
Слайд 5В 1849 году в Англии вышел первый в мире журнал, имевший
в названии слово «дизайн» — «Journal of Design», основанный государственным деятелем, художником-проектировщиком сэром Генри Коулом (он же выступал инициатором проведения Всемирной выставки в Лондоне 1851 года). В одном из первых номеров журнала было отмечено.
Поначалу функциональные требования к изделиям ценились гораздо выше требований эстетических.
Дизайн с трудом пробивал себе дорогу .
Слайд 6В середине XIX стали возникать общества, пропагандировавшие более тесные связи между
искусством и промышленным производством.Стали организовывать выставки, для этого строились специальные выставочные павильоны. Самые известные среди них – Хрустальный дворец в Лондоне и Дворец промышленности на Марсовом поле в Париже( архитектор Ф. Дютер). В России популярностью пользовались знаменитые Нижегородские выставки- ярмарки( инженер – архитектор В. Г. Шухов).
В сентябре 1969 года на конгрессе Международного совета организаций по дизайну было принято следующее определение: «Под термином дизайн понимается творческая деятельность, цель которой — определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью. Эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но главным образом к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство с точки зрения, как изготовителя, так и потребителя».
Слайд 7В середине XX века в профессиональном лексиконе для обозначения формообразования в
условиях индустриального производства употреблялось понятие «индустриальный дизайн». Тем самым подчёркивалась его неразрывная связь с промышленным производством и конкретизировалась многозначность термина «дизайн». И многие трактаты по истории дизайна того времени в заголовках содержали уточнение «индустриальный дизайн». Затем в конце XX века проектно-художественную деятельность в области индустриального формообразования стали называть более кратко — «дизайн». Отчасти это связано и с тем, что общество вступило в фазу постиндустриального развития, произошли значительные перемены в целеустановках «индустриального дизайна».
Слайд 8Памятник III Интернационалу
В 20-е годы традиции русского авангарда получили развитие не
только в изобразительном искусстве, но и в архитектуре.
Одним из ведущих направлений этого времени стал конструктивизм.
В 1920г. По заказу Наркомпроса Художник Владимир Евграфович Татлин создал проект Знаменитая «Башня Татлина» (памятник Третьему Интернационалу) стала самым известным и грандиозным проектом художника-конструктивиста. 1919-1920.
Он предусматривал строительство 400-метровой наклонной башни, состоящей из двух металлических спиралей, внутри которых были заключены расположенные друг над другом стеклянные куб, пирамида и цилинд
Слайд 9Проект памятника III
Интернационалу.
В.Е. Татлин.
1919- 1920 гг. ГТГ
В кубе предполагалось
поместить зал заседаний, где проходили бы конференции и съезды Интернационала, В пирамиде – его исполнительные органы, а в цилиндре – информационный центр с редакцией газеты, телеграфом и т. п.
При этом все три стеклянных объёма, благодаря специальному механизму, должны были вращаться вокруг своей оси.
Слайд 10Собственный дом архитектора
В этом небольшом сооружении архитектор смог проверить на практике
многие новые решения, не случайно дому присвоен статус опытно-показательного. Тут оригинально все: сотовая система кирпичной кладки стен, безбалочная система перекрытий, шестиугольная конфигурация окон.
Слайд 11Собственный дом архитектора
интерьер
Основные жилые помещения располагаются в первом этаже, но самым большим и интересным в композиционном отношении является мастерская архитектора (площадь 50 м2), освещаемая 38 шестиугольными окнами, которые образуют сложный рисунок и дают рассеянный, практически бестеневой свет.
Слайд 12 Павильон СССР
Павильон СССР (деревянный) на Международной выставке декоративного искусства в
Париже (1925), за который его автор, архитектор Константин Степанович Мельников, был удостоен Гран-при.
Слайд 13Профессия дизайнера – одна из самых популярных и востребованных в современном
обществе. Человек этой профессии сегодня должен обладать многими качествами: широким кругозором, высокой культурой, тонким художественным вкусом, острым чувством стиля. Он должен учитывать накопленный человеческий опыт, уметь решать сложные технические задачи производства и разбираться в новейших технологиях. Сегодня трудно определить ту грань, которая отделяет дизайнера от изобретателя, инженера, художника, или психолога.
С конца 80- х гг. XX в. быстро развивается компьютерный дизайн. Теперь один человек может решать такие задачи, которые раньше были под силу лишь конструкторскому бюро.
Слайд 14Вывод:
Современное представление о дизайне в цивилизованном мире рассматривается гораздо шире, чем
промышленное проектирование. И действительно, в любой области созидательной деятельности человека, будь то искусство, строительство или политика мы сталкиваемся с понятием дизайна.
Слайд 151.2. Художественные возможности дизайна
Дизайн – это особые методы проектирования и конструирования
предметной среды, окружающей человека, по законам « пользы, прочности и красоты».В узком смысле под дизайном понимают художественное конструирование.
Слайд 16Различают следующие функции дизайна:
1. Конструктивная функция.
2. Эстетическая функция.
3. Воспитательная функция.
Слайд 17Конструктивная функция.
Состоит в использовании новейших научно- технических достижений, технологий и материалов,
обеспечивающих создание экологически целесообразной и функционально полезной для человека среды.
Слайд 18Эстетическая функция.
Находит проявление в создании среды, комфортной и привлекательной для жизни
человека, облегчающей его работу и ориентированной на удобство пользователя.
Слайд 19Воспитательная функция.
Связана с развитием эстетического и художественного вкуса, общей культуры человека,
живущего в предметном мире и использующего блага цивилизации.
Слайд 20В арсенале дизайнера используются те же выразительные средства, что и в
пластических искусствах: цвет, форма, объём, пропорции, масса, пространство, точка, линия, фактура. При создании композиции учитываются законы симметрии и асимметрии, равновесия, ритма, гармонии и контраста.
У дизайна много общего с декоративно- прикладным искусством. Они оба участвуют в создании эстетической предметной среды, их общими принципами являются «польза, прочность и красота». Но между ними есть и сущенственные различия, которые можно представить в виде таблицы.
Слайд 21различия
Тяготеет к традициям народного художественного творчества
Произведения ДПИ уникальны, ориентированы на индивидуального
заказчика или потребителя
Исключительная принадлежность к сфере искусства
Использует завоевания современной цивилизации, связан с уровнем научно-технического прогресса
Массовость, серийность производства, возможность тиражирования, простота изготовления, транспортировки и упаковки предметов дизайна
Преимущественная важность утилитарных, функциональных качеств по сравнению с эстетическими и художественными функциями
Декоративно- прикладное искусство
дизайн
Слайд 221.3. Виды дизайна
Многофункциональная детская мебель, дизайнер — Kristian Solmer Vedel, 1951,
промышленно произведено в 1956
Анимационный дизайн
Архитектурный дизайн
Веб-дизайн
Геймдизайн
Графический дизайн
Дизайн городской среды
Дизайн интерьера
Дизайн одежды
Дизайн церемоний
Звуковой дизайн
Информационный дизайн
Книжный дизайн
Ландшафтный дизайн
Параметрический дизайн
Полиграфический дизайн
Проектирование взаимодействия
Проектирование программного обеспечения
Промышленный дизайн
Световой дизайн
Транспортный дизайн
Футуродизайн
Экодизайн
Слайд 23Дизайн: суть, объект
В дословном переводе с английского термин расшифровывается как «план»,
«чертеж». По одному из определений, представленных в словаре, дизайн – это художественное конструирование чего-либо (в зависимости от объекта работы), существующее наравне с архитектурой и инженерным планированием. Также можно сказать, что дизайн – это одновременно и творческий метод, и сам процесс работы, и ее результат.
Объектом дизайна называется некая среда или вещь, идея, на которой и сосредоточена данная деятельность с целью анализа, изучения и преобразования. Она обладает следующими характеристиками:
Слайд 24Образ.
Это идеальное представление дизайнера об объекте, его мысли, планы о нем.
Слайд 25Функция.
Это те задачи, которые возлагаются на объект дизайна. Хороший дизайн, сделанный
профессиональным специалистом, в обязательном порядке учитывает данную составляющую, работая не только с внешней, эстетической стороной дела, но и с его практическим назначением. Преобразованный в результате творческой мысли объект должен сохранить способность на нужном уровне выполнять свои функции. Об этом должен позаботиться технический дизайн. В частности, если речь идет, например, о дизайне интерьеров, техническая сторона дела позволит сделать оформление помещения не только красивым, но и логически выверенным, комфортным для проживания.
Слайд 26Морфология. Это структура объекта, соответствующая его функциям.
Технологическая форма. Это морфология, воплощенная
в методе производства объекта. При этом данный метод отвечает дизайнерской задумке.
Эстетическая ценность. Значение объекта, определяемое человеком на основе сравнения внешнего вида объекта с имеющимся эстетическим идеалом, то есть образцом (или образцами).
Слайд 27Суть дизайна состоит в том, чтобы, переработав внешний вид, а также
при необходимости отдельные элементы структуры объекта, получить его усовершенствованный вариант.
Что касается объектов данной творческой деятельности, то они могут быть самыми разнообразными. В зависимости от этого выделяют несколько видов дизайна.
Слайд 28Разновидности дизайна
Промышленный дизайн
Включает обширную группу, в которую входят транспортные средства и
предметы домашнего обихода, аксессуары и одежда, обувь, орудия труда и механизмы, техника и проч. Данный дизайн существует уже много десятков и даже сотен лет.
Слайд 33Веб-дизайн
Занимается оформлением интернет-страниц. Включает как разработку особенностей навигации ресурсов и их
структуры, так и работу по созданию интересного внешнего вида сайтов. Достаточно новое направление. Его популярность, востребованность постоянно растет, поскольку увеличивается и роль интернета в повседневной жизни человека, а также в торгово-денежных отношениях между производителями и покупателями товара, услуг. Сегодня каждая компания, предлагающая что-либо на рынке, а также любой информационный ресурс считает необходимым иметь привлекательный, рейтинговый сайт.
Слайд 36Дизайн процессов
Это разработка фирменного стиля, которая включает оформление сайта и фирменной
полиграфической продукции (например, визиток, бланков), документации, создание логотипа и проч. Кроме того, сюда можно отнести дизайн различных мероприятий, церемоний, который будет включать целый спектр объектов работы.
Слайд 39Дизайн среды
Сюда входит дизайн интерьеров и ландшафтов, световой дизайн и колористика,
архитектурный дизайн и дизайн городской среды, суперграфика и проч. На данный момент это еще одна из самых распространенных разновидностей дизайна. Таким дизайном интересуются люди, стремящиеся сделать свой дом привлекательным и комфортабельным
Слайд 41Антропологический дизайн — методология архитектурного проектирования, учитывающая психологические особенности заказчика, его
биографический опыт и эволюционные перспективы. Используется в проектировании жилой, общественной среды, в дизайне интерьера и градостроительстве
Слайд 43светодиза́йн (англ. lighting design — проектирование, разработка, конструирование, расчёт освещения) — это направление дизайна,
базирующееся на трёх основных аспектах освещения.
Слайд 49Графический дизайн
Направлениями его работы являются наружная и печатная реклама, товарные знаки,
полиграфия, фирменные стили.
Слайд 51Литература
на русском языкеАронов В. Р. Дизайн в культуре ХХ века. 1945-1990. —
М., 2013.
Бхаскаран Л. Дизайн и время. — СПб.: Арт-родник, 2009.
Власов В. Г. Теоретико-методологические концепции искусства и терминология дизайна. — СПб.: СПГУТД, 2009.
Воронов Н. В. Суть дизайна. 56 тезисов русской версии понимания дизайна. — М.: Издательство Грантъ, 2002.
Глазычев В. Л. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе. — М.: Искусство, 1970. — 191 с.
Глазычев В. Л. Дизайн как он есть. — М.: Европа, 2006. — 340 с. — ISBN 5-9739-0066-5.
Лаврентьев Α. Η. История дизайна. — М.: Гардарики, 2007. — 303 с. — ISBN 5-8297-0262-2.
Норман Д. А. Дизайн привычных вещей = The Design of Everyday Things. — М.: «Вильямс», 2006. — С. 384. — ISBN 0-465-06710-7.
Розенсон И. А. Основы теории дизайна. — СПб.: Питер, 2006. — 224 с. — ISBN 5-469-01143-7.
Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Минервин Г. Б., Шимко В. Т.. — М.: Архитектура-С, 2004. — 288 с. — ISBN 5-9647-0021-7.
на других языкахJesper Simonsen, Jesper Simonsen, Jørgen Ole Bærenholdt, Monika Büscher, John Damm Scheuer. Design Research: Synergies from Interdisciplinary Perspectives. — Taylor & Francis, 2010. — 240 p. — ISBN 9781135145934.
Simon, Herbert A. The Sciences of the Artificial. — 3rd Ed.. — MIT Press, 1996. — 248 p. — ISBN 0-262-69191-4.
Фёдоров А. А. Правова охорона дизайнерських рішень в Україні: монографія. — Одесса: Бахва, 2015. — 172 с. — ISBN 978-966-8783-60-9.
Слайд 52Задание
Ответы и задания для самоконтроля –стр.258
Темы проектов , презентаций
или сообщений :
«Настоящее и будущее дизайна»;
«Виды дизайна»;
«Выдающиеся мастера дизайна».