Слайд 1
Стили и направления в архитектуре.
Слайд 2Средние века и эпоха Возрождения
Романский стиль
Готический стиль
Возрождение
Слайд 3Архитектура 17-19 века
Барокко
Рококо
Классицизм
Ампир
Эклектика
Слайд 4Архитектура 20 век
Конструктивизм
Модернизм
Постмодернизм
Хай-тек
Слайд 5Романский стиль
В романский стиль как бы отвечал взглядам отцов церкви —
противникам роскоши. Сооружения этого стиля (замки и храмы) были строги и лишены каких-либо излишеств. Все было подчинено суровой действительности. Каменные здания в период междоусобиц играли роль крепостей. Эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни (для наблюдений за приближающимся врагом). Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм. Замки строились на высоких холмах, откосах рек, обносились стеной и рвом. Замки всегда строились в таких местах, которые были удобны для защиты. Поскольку главной заботой были крепость и солидность здания, архитектура их не отличалась особым изяществом и вкусом.
Слайд 8Готический стиль
Художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран
Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 15—16 вв.).
Городские архитектурные ансамбли включали культовые и светские здания, укрепления, мосты.
Обычно в центре города, господствуя над его застройкой, находился замок или собор, становившийся средоточием городской жизни. Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора, воплотившая торжество дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамичное единство внутреннего пространства.
Слайд 11Возрождение
Сложившись во Флоренции, классический стиль Высокого Возрождения нашёл своё наивысшее выражение
в произведениях, созданных в Риме.
Творчество мастеров, верных гуманистическим идеалам, приобрело сложный, драматический характер. В архитектуре Возрождения возрос интерес к пространственному развитию композиции: здания всё больше подчинялись градостроительному замыслу, активнее вступали во взаимодействие с природной средой; ясная тектоника построек Раннего Возрождения сменилась большей напряжённостью и конфликтностью. Ренессансные типы обществ зданий, виллы, дворцы, принципы композиции городской площади и района получили богатую и сложную разработку.
Слайд 13Барокко
В архитектуре Барокко поражают «нечеловеческие» масштабы. Порталы и окна вдесятеро
больше человеческого роста становились нормой. Правилом - бесконечное повторение, дублирование одних и тех же приемов. В погоне за живописной игрой света архитектор открывает зрителю не сразу все формы, а преподносит постепенно, повторяя их по два, по три и по пяти раз. Глаз путается и теряется в этих опьяняющих волнах форм и воспринимает такую сложную систему подымающихся, опускающихся, уходящих и надвигающихся, то подчеркнутых, то теряющихся линий.
Пространство архитектуры, плоскость стены или плафона заполняется обилием деталей так, что они скрывают конструктивные членения. Принцип свободы «перетекания» формы из одной ее части в другую.
Слайд 16Рококо
В архитектуре повлиял главным образом на характер декора, приобретшего манерно-утончённый, подчёркнуто
изящный и усложнённый вид. В отделку помещений вводился дробный орнамент, предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые формы.
Широко использовались в декоре резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д.; в убранстве помещений большую роль играли рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях, а также многочисленные зеркала, усиливавшие эффект лёгкого движения
Слайд 20Классицизм
Эстетической ценностью в классицизме обладает лишь непреходящее, неподвластное времени.
Архитектуре классицизма в
целом присущи логичность планировки и геометризм объёмной формы. Постоянное обращение архитекторов классицизма к наследию античной архитектуры подразумевало не только использование её отдельных мотивов и элементов, но и постижение общих законов её архитектоники. Основой архитурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах более близкий к античности, чем в зодчестве предыдущих эпох; в постройках он употребляется таким образом, что не затемняет общую структуру сооружения, но становится её тонким и сдержанным аккомпанементом. Интерьеру классицизма свойственны ясность пространственных членений, мягкость цветов.
Слайд 25Ампир
Ампир, или "Стиль империи" исторический художественный стиль, впервые сложившийся во Франции
в начале XIX в., в период Первой Империи Наполеона Бонапарта.
Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов
Примитивность содержания и жесткость идеологических установлений сделали Ампир не художественным стилем в полном смысле этого слова, а стилем декорации и даже поверхностного камуфляжа.
Парадоксально, но Ампир, несмотря на свою нормативность и регламентированность, ограничивающую свободу мышления художника, был романтичен
Слайд 29Эклектика
Эклектика (от греч. ekiektikos — способный выбирать, выбирающий) - соединение разнородных
художественных элементов.
Несмотря на «многостилье», эклектика тяготела к созданию больших городских ансамблей в «русском» или «европейском» стилях (Красная площадь). Современный облик исторической части Москвы во многом сформирован эклектикой, основные принципы которой соответствовали требованиям укрупнившегося масштаба застройки. «Фасадная» архитектура эклектики, несмотря на некоторую дробность и монотонную повторяемость деталей, придала фронтальной поверхности зданий большую рельефность и живописность, в ней активно использованы формы ордерного декора, богато украшенные наличники, тонко проработанная декоративная лепнина, рельефы и статуи.
Слайд 31Конструктивизм
Направление в русском (СССР) искусстве 1920-х гг.
Сторонники конструктивизма, выдвинув задачу
"конструирования" окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, её логичных, целесообразных конструкций, а также эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево. Показной роскоши конструктивисты стремились противопоставить простоту и подчёркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чём они видели овеществление демократичности и новых отношений между людьми.
Слайд 37Модернизм
Со второй половины XIX века по мере широкого использования новых
строительных материалов, в первую очередь железобетона и стекла, развития инженерного дела, значение архитектурного творчества сало падать. Архитекторы занимались в основном, декорированием сооружений, сконструированных инженерами без особых мыслей о целостности композиции. В архитектуре царило засилье эклектики и украшательства.
Модерн возник в противовес рационализму XIX века.
универсамы, общественные библиотеки и др. Жилые здания проектируются, исходя из их функционального зонирования. Рационализм развивался как бы изнутри. Функция определяла форму, форма следовала за функцией.
Слайд 41Постмодернизм
С конца 70-х гг. были построены общественные центры, окружённые ярко раскрашенными
аркадами и колоннами, напоминающими древне-римские форумы и римские барочные здания, в которых прежние архитектурные формы обновлены и гротескно переосмыслены, введены новые, нетрадиционные материалы: анодированный алюминий, нержавеющая сталь, неоновые трубки и т. д.
Города распланированы по строго осевой системе, застроены домами с тяжёлыми карнизами и фронтонами, мощными декоративными колоннами.
Интерьеры этих зданий обставляются громоздкой старомодной мебелью, а фасады украшаются произведениями гиперреалистов, суперграфикой.
Слайд 46Хай-Тек
Хай-тек - эстетическое течение в архитектуре, сложившееся в 70-е гг. представляет
собой современную модификацию техницизма, исповедующего радикальное обновление языка архитектуры под влиянием технического прогресса. Хай-тек - символическое отражение века "высоких технологий" ракетно-космических объектов в архитектуре крупных общественных зданий. В известной мере хай-тек является последним в ХХ в. этапом эстетического освоения новых технических форм, начатого конструктивистами 20-х гг.
От предшествующих этапов хай-тек отличает только ему присущий демонстративный супертехницизм, при котором функциональное применение строительных конструкций, инженерных систем и оборудования перерастает в декоративно-театрализованное с элементами преувеличения, а иногда и иронии.