Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 села Шедок
муниципального образования Мостовский район
РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ
По теме программы «Искусство»: – «Декоративно- прикладное творчество»
Автор: Свиридова Тамара
учитель музыки и искусства
Краснодар 2015г.
Слайд 2Цель:
Ознакомление и углубление знаний учащихся о народных промыслах – роспись по
дереву
Формирование художественной культуры учащихся через приобщение
к народному творчеству;
Слайд 3Задачи
Познакомить учащихся с историей развития декоративно-прикладного творчества( росписью по дереву);
Рассказать об
использовании изделий декоративно-прикладного творчества в современном мире;
Развивать эстетический вкус учащихся;
Воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа, к восстановлению народных традиций.
Слайд 4План проекта :
1. Проблемная ситуация.
2. Сбор и обработка информации.
3. Оформление собранной
информации. Презентация.
4. Рефлексия.
Слайд 5Из истории
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью
национальной культуры.
Декоративно-прикладное искусство – это умение выполнять изделие своими руками. Одна из особенностей художественного творчества представляет собой целостную систему, неразрывно связанную с национальной культурой, местными традициями.
Слайд 6Виды декоративно-прикладного творчества
Виды декоративно-прикладного творчества очень разнообразны: это лепка, роспись по
дереву и шелку, вышивка, плетение кружев изготовление игрушек, ткачество, работа с соломкой и природным материалом, гончарное ремесло и кузнечное дело и многое другое.
На Руси вышивкой украшали одежду и предметы быта. Расписывали жилища, посуду и домашнюю утварь.
Слайд 7Из глины и теста лепили игрушки, вытканными коврами украшали избы.
Одним словом
- творили красоту своими собственными руками.
Рассмотрим один из видов народного творчества – роспись по дереву.
Слайд 8Мезенская роспись.
графический тип росписи деревянных предметов (прялок). Сложился к началу 19
в. в низовьях р. Мезени, селе Палащелье Архангельской обл.
Применяемая техника – капелька, усик, штрих, спираль, листок. Основным мотивом является геометрический орнамент – солярные диски, кресты, ромбы.
Слайд 9Технология выполнения: Графика сдержанная, но очень выразительная Элементы рисунка укладываются в
четыре условные схемы: орнамент в квадрате, в ромбе, в косой клетке и в треугольнике. Изображения внутри них обозначают плоды и зерна, семена шишек, огонь, солнце, охраняющие символы и т. д.
Слайд 10Основную нагрузку несет на себе, конечно, графика, которую отличают всего два
цвета – красный и черный. Чтобы добыть красную охру, использовали глину. Порошок смешивали с растворенной в теплой воде смолой. Ее собирали с лиственниц. Черную краску готовили из сажи, тоже замешанной на смоле. Яркие красные пятна, окаймленные строгими черными контурами – типичный стиль мезенских искусников. Рисовали птичьим пером и измочаленным кончиком деревянной палочки.
Слайд 11Хохлома.
живописно-графичный вид росписи по дереву. Родилось искусство Хохломы в середине 17
в., в заволжских деревнях Семино, Новопокровское, Кулигино. А названием роспись обязана месту, где весь этот товар продавали – селу Хохлома.
Применяемая техника – капелька, листок, дуга, штриховка, усик.
Подразделяется на письмо верховое (золоченая поверхность не закрашивается) и фоновое. В свою очередь, верховое делится на «под листок» и «под ягодку», а фоновое – на «под фон» и «кудрину».
Слайд 12Из истории хохломской
росписи
Близ Нижнего Новгорода, среди заволжских деревень
раскинулось большое старинное село Хохлома, расположенное на берегу Волги. Жители села издавна занимались разными ремёслами, в том числе изготовлением деревянной посуды и домашней утвари. На волжские ярмарки приезжали купцы со всех концов Руси и даже иноземцы. Поэтому волжане изготавливали вещи на продажу. Огромным спросом пользовалась их деревянная посуда, расписанная в красные, чёрные и золотые цвета, украшенная стеблями, цветами и ягодами.
Золотая хохлома развозилась по всей
России. Доходила она и до Средней Азии,
Турции, Индии и Европы, заслужив
всемирную славу.
Слайд 14Хохломской орнамент
Хохломской орнамент удивителен. Его отличает богатство красок медово-золотого цвета. Орнамент
хохломской росписи очень разнообразен и декоративен. Художники передают красоту нашей жизни, которую мы, обычные люди, порой и не замечаем. Яркую осень с ее яркой листвой, красочные цветы, многочисленные разноцветные ягоды.
Орнаменты наносятся красными и черными цветами. Листья получаются сочными, кончики листьев тонкими, ягодки на стеблях – спелыми и сладкими, в связи с чем, рисунки получаются легкими, изящными и живыми. Бывает, что мастера по росписи под хохлому, рисуют между травой цветы, птиц и рыбок.
Хохломские мастера роспись подчиняют форме предмета (чаше, ковшу, вазе, шкатулке, ложке). Они украшают изделия нарядной росписью, и от этой красоты в наш дом приходит радость, счастье увиденного и умиротворенность.
Хохломские мастера делают не только отдельные предметы
посуды, но и расписывают мебель для детей. Которой
любуются не только дети в своих спальнях и детских
садах, но и взрослые люди поражаются умельцам
хохломской росписи.
Слайд 15Технология выполнения – самая многоэтапная по сравнению с другими видами росписей
по дереву. Выточенное деревянное изделие (белье) грунтуют разведенной глиной, по местному вапой, сушат, покрывают олифой, так делают несколько раз. Затем покрывают изделие серебряным порошком-полудой, просушивают, наносят в зависимости от вида Хохломы красный или черный контур, сушат, лакируют, ставят в печь, где под темп. 180’ лак темнеет, затем раскрашивают ягоды и прописывают травку, и снова лак, сушка, лак. Иногда мастера «нянчат» свое изделие до 55 раз! Популярна за границей.
Слайд 16Пермогорская роспись.
графическая роспись русского Севера. Возникла вероятно в конце 18 в.
В районе Сев. Двины, пристани Пермогорье и деревень Помазкино, Черепаново и Грединская.
Применяемая техника – листок, замалевок, обводка. Орнамент – присутствие языческих мотивов, иконографии, наблюдается связь с древнерусской книжной миниатюрой (например, дом также изображается в разрезе.) постановка инициалов мастером.
Слайд 19Цвета пермогорья:
Основным цветом в Пермогорской росписи был красный, сопутствовали ему зеленый
и желтый.
Иногда использовали и синий кобальт, чуть "золота". На более ранних образцах краски приглушенные, желтый был ближе к охре, красный к темно - вишневому или терракотовому, глухой зеленый. На более поздних образцах белые фоны, яркие краски.
Красный цвет – преобладающий в цветовой гамме Пермогорской росписи. Кроме того, особое внимание привлекает тонкий черный контур, нанесенный на изображения как будто бегло, но с невероятной точностью. Секрет таится в технике исполнения росписи – сначала мастер наносил контур на белый фон и только потом постепенно заполнял его цветом.
Слайд 20Технология выполнения
по чистому негрунтованному дереву рисунок наносится
сначала охрой с помощью измочаленной палочки, потом птичьим пером делается обводка и покрывается олифой.
Сейчас данный вид росписи используется для украшения аксессуаров зимней верхней одежды.
Слайд 21Городецкая роспись.
живописный вид росписи по дереву. Получил развитие в середине 19
в. в деревнях по р. Узоле, в окрестностях Городца Нижегородской обл.. Орнаментом служит сюжетная живопись, изображение городского быта. Но также как в Мезенской и Пермогорской используется символика образов: кот – обман, собака – преданность, конь – сила и величие.
Применяемая техника – замалевок, листок, дуга, капелька с поворотом.
Слайд 22В древности Городец на волге назывался малым Китежем.
Славился мастерами - «Домовиками»,
главным дело которых было строительство домов.
Дома покрывали резьбой от самого конька до завалинки. Здесь же создавались пряничные доски для печатания пряников – свадебных, поминальных, именинных.
Образ коня – древний, связанный с культом солнца.
Древний человек думал и верил в то, что если нарисовать солнце в виде животного, или красного круга, или цветка, или сделать в виде коня и иметь всегда рядом, то они охранят его от бед и несчастий. Принесут достаток и радость в дом.
Не случайно в быту стали изображать коней на полотенцах, на детских люльках, сделали коня главной игрушкой.
Слайд 23Технология выполнения
многоэтапна, близка к современной живописи. Сначала грунтовка, далее
выполняется подмалевок крупного орнамента, после чего более тонкими кистями моделируется штрихами форма, затем «разживка» белилами и черным цветом, объединяющая рисунок в общее целое.
В современности роспись не потеряла свои традиционные мотивы и образы, расписывается кухонная утварь, игрушки.
Слайд 24Вывод:
История и культура государства Российского немыслима без многочисленных бесценных произведений народного
творчества. Они несут в себе черты отдаленных эпох и привносят в современность своеобразный колорит прошлых лет.
Слайд 25Чувства и мысли, вложенные художником в свое произведение, составляют эмоциональную основу
образа изделий, определяют силу художественного воздействия, способную воспитывать и формировать в людях не только хороший вкус, но и лучшие качества.
Слайд 26Рефлексия
1. Что запомнилось?
2. Что понравилось больше всего?
3. Что нового узнали?
4. Чему
новому научились?
5. Как эти знания мне могут пригодиться в будущем?
Слайд 27Домашнее задание
Подготовить сообщение или презентацию об одном из направлений народного декоративно-прикладного
творчества.
Задание*
Раскрасить представленный фрагмент раскраски исходя из особенностей той или иной росписи.
Слайд 28Используемые ресурсы:
Https://ru.wikipedia.org/wiki/Художественная_роспись
http://traditio-ru.org/wiki/Хохломская_роспись
http://samovarovo.ru/glavnaya/narodnye-promysly-rossii/80-hohlomskaya-rospis.html
http://s30893898787.mirtesen.ru/blog/43182826901/Istoriya-hohlomskoy-rospisi
https://ru.wikipedia.org/wiki /Городецкая роспись
http://igalla.ru/view_post1.php?id=73
http://artorbita.ru/tipy_rospisi/permogorskaya/permogorskaya
http://revolution.allbest.ru/culture/
http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva
http://zadacha.uanet.biz/uploads/ПЕРМАГОРСКАЯ-РОСПИСЬ.pdf