Слайд 1Категории эстетики
прекрасное и безобразное
Слайд 2Высшая эстетическая ценность - «прекрасное».
Секрет красоты - это секрет жизни. Разгадать
его - значит понять истоки человеческого бытия. Над этой загадкой человечество размышляет уже на протяжении более 25 веков.
Слайд 3Прекрасное - это высшая эстетическая ценность, которая рождается, когда формы окружающей
нас реальности совпадают с нашими представлениями о совершенстве или о том, что способствует совершенствованию жизни.
Слайд 4. Каждый предмет или явление обладает формальными признаками, которые бы делали
их прекрасными.
Слайд 5Объективным основанием и предпосылкой красоты является связь взаимоотношений различных составных компонентов
явлений - их пропорции,
Ритм
соотношение частей и целого
их структура и организация
пространственная и временная форма
насколько все это воспринимается и переживается чувствами человека
способного и понимать эти взаимосвязи, и получать от этого эстетическое удовлетворение.
Слайд 6 категория красоты обусловлена
характером практики
трудовой деятельности
характером социальных отношений(то есть условиями
жизни, быта, воспитания, природной, эстетической и социальной средой.)
Слайд 7
Прекрасное в человеке, обществе связно прежде всего с
деятельностью, ее характером
и направленностью.
Насколько в продуктах деятельности, в ее результатах предметно воплощается
человеческая мера,
богатство человеческой духовности,
насколько целью этой деятельности оказывается сам человек,
настолько она приобретает достоинство прекрасного. Поэтому можно сказать, что прекрасное выступает как непосредственно воспринимаемая мера человеческой свободы.
Слайд 8В обществе прекрасное реализуется как эстетический идеал - справедливое социальное взаимоотношение
между людьми.
Слайд 9 В природе прекрасное связано с закономерностью и целесообразностью природных явлений
и выражается в свободном труде человека-творца, создающего вторую природу.
Слайд 12 Говоря о прекрасном в природе, имеется в виду прежде всего
форма ее явлений.
В человеке как прекрасное оценивается его внешний вид,
поведение,
внутренний мир,
результаты его деятельности.
Человечество выработало особую форму духовной жизни - искусство.
Слайд 13Эстетическая категория - «безобразное».
Безобразное - антипод, противоположность прекрасного. Эта категория обозначает нечто
отталкивающее, вызывающее неудовольствие вследствие дисгармоничности, несоразмерности, неупорядоченности и отображает невозможность или отсутствие совершенства.
Слайд 15Различают внешнее проявление безобразного –
гниение,
болезнь,
распад
Слайд 16и внутреннее относительно человека - это
моральное разложение,
моральная деградация.
Слайд 17Таким образом, безобразное есть единство уродства и зла, выступающее в чувственной
наглядности.
А если безобразное еще и чрезвычайно по своим масштабам и силе, если оно активно обращено против человека, подавляет и уничтожает его, грозит его существованию, то оно приобретает характер низменного
Слайд 18Низменны чувства и страсти, ведущие к распаду личности, разрушающие духовно-нравственные устои
человека. Низменны силы, обращающие человека в рабство, уничтожающие его свободу.
Слайд 19Соотношение и содержание основных компонентов эстетического в явлениях безобразного приобретают противоположную
направленность по сравнению с прекрасным.
Слайд 20. Безобразное становится воплощением ложного. Несовершенство в нем прогрессирует до игнорирования
совершенства целесообразности.
Слайд 21вывод
Прекрасное свидетельствует о целостном восприятии субъектом онтологической презентности бытия в его оптимальной
конкретно-чувственной выраженности, об адекватности смысла и формы, его выражающей; а безобразное указывает на ту контрпродуктивную сферу бесформенного, которая соответствует распаду формы, угасанию бытия и жизни, нисхождению духовного потенциала в ничто.
Безобразное отталкивает, но не пугает; прекрасное доставляет наслаждение одним своим видом.