Слайд 1Предсказания
в искусстве
Искусство. 9 класс
Тема: Искусство предвосхищает будущее.
Слайд 2 Любое художественное произведение устремлено в будущее.
В истории искусства
можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п
Слайд 3Предсказание — это сообщение о некотором событии, которое непременно произойдет в будущем.
Слайд 4
Художественное мышление, лучше чем у других людей, развито у художников,
композиторов, писателей, чьей профессией является творческое достраивание реальности. Именно они чаще всего и делают удивительные прогнозы, которые часто через некоторое время сбываются.
Произведения искусства не раз предвосхищали исторические события, научные открытия,
развитие технического прогресса.
Слайд 6Герберт Уэллс считается автором многих тем, популярных в фантастике последующих лет.
В 1895 году, за 10 лет
до Эйнштейна и
Минковского , он объявил, что наша реальность есть четырёхмерное пространство –время
(«Машина времени»).
Слайд 8"Машина времени" - первый научно-фантастический роман Герберта Уэллса, описывающий путешествие в
мир будущего, населенный двумя видами существ, в которые превратился человек: морлоков, обитающих в подземном мире и обслуживающих машины, и хрупких элоев совершенно не приспособленных для труда. За тысячелетия и те и другие практически лишились разума, превратившись в полуживотных.
Слайд 10 В 1898 году предсказал войны с применением отравляющих газов, авиации
и устройства вроде лазера
«Война
миров»
«Война в воздухе»
«Когда
спящий
проснется»
Слайд 11В 1905 году описал цивилизацию разумных муравьёв «Царство муравьёв»
Слайд 12В романе «Мир освобождённый» (1914) упоминаются Вторая мировая война, развязанная в
1940-е годы. Там же есть «атомная бомба» сбрасываемая с самолёта и основанная на расщеплении атома
Слайд 13В 1923 году Уэллс первый ввёл в фантастику параллельные миры
«Люди как
боги»
Слайд 14Уэллс открыл также такие идеи, как антигравитация,
ускоритель темпа жизни и
многое другое.
«Первые люди
на
Луне»
Слайд 15Александр Романович Беляев
советский
писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической
литературы.
Слайд 16В своих научно-фантастических романах Александр Беляев предвосхитил появление огромного количества изобретений
и научных идей: в «Звезде КЭЦ» изображён прообраз современных орбитальных станций, в «Человеке-амфибии» и «Голове профессора Доуэля» показаны чудеса трансплантологии, в «Вечном хлебе» — достижения современной биохимии и генетики. Своеобразным продолжением этих размышлений стали романы-гипотезы, помещающие человека в разные среды существования: океан («Человек-амфибия»), воздух («Ариэль»).
Слайд 18
«Звезда КЭЦ» (КЭЦ — инициалы Константина Эдуардовича Циолковского)
Иногда его называют
российским «Жюль Верном»
Слайд 19Алексе́й Никола́евич Толсто́й
русский советский писатель и общественный деятель, граф.
Автор социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений.
Слайд 20Земляне попадают на Марс, обнаруживают там цивилизацию гуманоидов и становятся катализаторами
социального взрыва.
Дочь главы Высшего совета Аэлита влюбляется в земного инженера. Однако спровоцированная землянами революция терпит поражение, и они возвращаются на Землю.
Слайд 21Русский инженер
Петр Гарин, воспользовавшись разработками своего учителя Манцева, пропавшего впоследствии
с экспедицией в сибирской тайге , создаёт «гиперболоид» — аппарат, испускающий тепловой луч огромной мощности, способный разрушить любые преграды.
Слайд 23Леонардо да Винчи
был поистине гением.
Яркий представитель типа «универсального человека»,
вместивший в себе все ключевые моменты эпохи и выразивший их в своей деятельности, он сделал поистине громадный вклад в развитие науки.
Слайд 24Сконструировав по чертежам «машины» Леонардо да Винчи, исследователи доказали, что именно
ему принадлежат «авторские права» на парашют, вертолет, акваланг, пулемет, автомобиль и массу других механизмов, без которых невозможно представить современную цивилизацию. Так, прообразом современного танка стал разработанный гением XV века тяжелый фургон, окованный броней и вооруженный со всех сторон пушками.
Слайд 25Леонардо да Винчи известен как конструктор ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих и
землеройных машин, приборов для шлифовки стекла, металлургических печей.
После наблюдения за сценами военных сражений Леонардо создал портативную лестницу, идеально подходящую для штурма дворцов и крепостей. В наши дни это приспособление применяется при спасении людей на пожарах.
Слайд 26Изобретения
Парашют
Колесцовый замок
Велосипед
Танк
Лёгкие переносные мосты для армии.
Прожектор
Катапульта
Робот
Двухлинзовый телескоп.
Изобретения
Слайд 27 Зеркальное письмо
Была ли это уловка для сохранения конфиденциальности своих записей
или просто необходимость избежать размазывания чернил, ведь Леонардо писал левой рукой?
Какими бы ни были причины, большая часть записей Леонардо да Винчи сделана в зеркальном отражении.
Акваланг
Увлечение Да Винчи морем вылилось во множество набросков устройств для изучения подводной жизни. Его костюм для погружений под воду был выполнен из кожи и присоединен к тростниковой трубке, ведущей к колоколу на поверхности.
Практичность художника доказывает проработка даже таких деталей, как емкость для сбора мочи ныряльщика.
Слайд 28
Вращающийся мост
Этот тип мостов, разработанный Леонардо да Винчи, мог бы пригодиться
армиям того времени. Состоящий из одного пролета мост крепился к берегу вертикальным шарниром, что позволяло ему вращаться. Такие мосты могли быть довольно быстро установлены.
Крылатый планер
Покорение стихии воздушной интересовало гения не менее чем покорение стихии морской. Вот один из планеров, разработанных Да Винчи. Планер с открытой кабиной был оборудован системой управления для пилота, но приводился в движение двигающимися крыльями.
Трехствольная пушка
Несмотря на свой, в общем-то, миролюбивый нрав, Леонардо разрабатывал и военные машины. Например, более эффективные пушки. Этот легкий концепт вполне мог бы стать страшным оружием на поле боя.
Слайд 31Накануне 16 века художник Альбрехт Дюрер вернулся в Нюрнберг после первого
путешествия в Италию.
В это время Германия переживала большие потрясения: неурожай, голод, жестокие поборы. По всей стране поднималась волна народных бунтов, жестоко пресекаемых князьями и инквизицией.
В эти дни Дюрер создает серию гравюр на дереве "Апокалипсис". Серия включает в себя 15 гравюр, иллюстрирующая
Откровение Иоанна Богослова. Персонажи гравюр одеты в костюмы его времени, канонические образы лишены святости..
Слайд 32Хотя популярность гравюр серии была связана с широко распространённым в это
время ожиданием конца света в 1500 году, «Апокалипсис» имеет мощный политический подтекст.
Художник недвусмысленно намекает на то, что в событиях, происходивших в Германии, виноваты князья и церковники - именно этих людей ждет страшная кара.
«Четыре всадника» Апокалипсиса символизируют войну, мор, суд и смерть.
Слайд 33Все четыре всадника являются олицетворением известных библейских образов.
Первый – лучник
– это Победитель.
Слайд 34 Всадник, занесший над головой меч, символизирует Войну. Третий их спутник,
Голод, держит в руках весы. Четвертый всадник – это Смерть.
Слайд 35 Чудовище, ползущее за ними, олицетворяет собой ад, где будут мучиться
после смерти все грешники. В Библии эти всадники являются по очереди, и художники, иллюстрировавшие ее раньше, всегда изображали их порознь. Дюрер впервые объединил их в одной композиции.
Слайд 36Исследование математической модели картин великого голландского художника Винсента Ван Гога
показало, что на некоторых его картинах изображены невидимые глазу реальные турбулентные (вихревые) потоки, возникающие при быстром течении жидкости или газа, например, при истечении газа из сопла реактивного двигателя.
Слайд 37По словам исследователей, многие картины Винсента Ван Гога (например, «Звездная ночь»,
написанная в 1889 году) содержат характерные «статистические отпечатки» турбулентности.
Слайд 38Как отмечают ученые, «турбулентные» произведения создавались художником в те моменты, когда
его психика была нестабильна. Ван Гог страдал галлюцинациями и депрессиями. Хосе Луис Арагон сказал: «Мы думаем, что Ван Гог обладал уникальной способностью видеть и запечатлевать турбулентность, и это случалось с ним именно в периоды психического расстройства».
Слайд 40К. Ф. Юон до революции уже сложился как художник.
Москва и
московские посады, русская провинция и древнерусские города с их своеобразной архитектурой и пестрыми толпами людей.
Слайд 42
Революционные события художник перевел в космический, фантастический
план.
В картине «Новая планета» нет реальных примет жизни. Здесь изображено приближение некой неведомой планеты к Земле. В ее лучах в испуге мечутся маленькие фигурки людей. Так передал художник события и потрясения революционного времени.
Слайд 43Примером
такого явления, как предсказание
в искусстве можно считать картину «Большевик»
Б. М.
Кустодиева.
Слайд 44Б.М. КУСТОДИЕВ
«БОЛЬШЕВИК»
Главный герой картины – большевик, изображен на фоне города.
Большевик выше всех домов и даже церкви, а его красное знамя заслоняет голубое небо. На фоне большевика народ смотрится ничтожно. В своей картине Б. М. Кустодиев применил метафору, которую многие годы не могли разгадать.
Слайд 46В начальный период творчества
К.С.Петров-Водкин испытал сильное влияние зарубежных мастеров.
С 1910-х годов он перешёл от аллегорических к целостным монументально-декоративным произведениям.
Слайд 47
«Купание красного коня»
Это полотно воспринималось современниками как своего
рода знамение, метафорическое выражение послереволюционной (1905) и предреволюционной (1917) эпохи, как своеобразное предвидение и предчувствие грядущих событий. Но если современники только чувствовали пророческий характер "Купания красного коня", то потомки уже уверенно и убежденно заявляли о значении картины, объявив ее "буревестником революции в живописи".
Слайд 50В музыкальном искусстве примером такого рода предвидений может служить пьеса для
оркестра «Вопрос, оставшийся без ответа» («Космический пейзаж») американского композитора
Чарльза Айвза
(1874—1954)
Слайд 51 Она создана в начале XX в. — во время, когда
совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский).
Эта пьеса, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной.
Домашнее задание
Послушайте музыку Ч. Айвза. Какое впечатление она произвела на вас? (письменно)