Слайд 1Владимир Боровиковский-
величайший портретист
Слайд 2Владимир Боровиковский -
величайший портретист
Слайд 3Биография Владимира Боровиковского
(1757–1825)
Боровиковский Владимир Лукич, русский художник исторической, церковной и портретной
живописи.
Родился в Миргороде 24 июля 1757, в семье казака Луки Боровика. Отец и два брата, Василий и Иван, были иконописцами, работавшими в храмах.
Слайд 4
«Портрет графини Анны Ивановны Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой»
Слайд 6
В 1787 он исполнил две картины для украшения одного из «путевых
дворцов» Екатерины II, возводившихся на пути её следования в Крым.
Эти картины обратили особенное внимание императрицы. Императрица пожелала видеть автора картин, поговорила с ним и советовала ему ехать в Петербург, в Академию Художеств.
Слайд 7
В 1788 г. Боровиковский переезжает в Петербург, но его путь в
Академию художеств был закрыт из-за возраста. С 1792 берет уроки у австрийского живописца И.Б.Лампи, работавшего при дворе Екатерины II.
Слайд 8
«Портрет Дарьи Александровны Державиной»
Слайд 10
«Портрет великой княжны Александры Павловны»
Слайд 12Предполагается, что он пользовался советами прославленного портретиста Д. Г. Левицкого, который
впоследствии стал его учителем. От своего учителя, Боровиковский перенял блестящую технику, легкость письма, композиционное мастерство и умение польстить портретируемому.
В 1795 году Боровиковскому присвоено звание академика, а в 1802 году - советника Академии Художеств.
Слайд 13
«Портрет торжковской крестьянки Аксиньи»
Слайд 15
«Портрет Екатерины Александровны Архаровой»
Слайд 17
В ранний петербургский период Боровиковский пишет миниатюрные
портреты, написанные маслом. В числе его работ - великолепный портрет Екатерины II, прогуливающейся в Царскосельском саду, портреты Державиной, митрополита Михаила, князя Лопухина - Трощинского и огромный портрет Фет - Али Мурзы Кули-Хана, брата персидского шаха, писанный по заказу императрицы. Два экземпляра этого портрета находятся в картинной галерее Эрмитажа, а другой в Академии Художеств.
Слайд 18
«Екатерина II на прогулке в Царском парке»
Слайд 22
«Портрет Александра Васильевича Поликарпова»
Слайд 24
Со 2-й половины 1790-х гг. Боровиковский находит яркое выражение черты сентиментализма
в своих портретах. Вместо официального сословного портрета, он разрабатывает тип изображения «частного» человека с его простыми, естественными чувствами.
Слайд 25
«Портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой»
Слайд 27
«Портрет княгини Елизаветы Григорьевны Темкиной»
Слайд 29
«Портрет вл. княжны Елены Павловны»
Слайд 31
К примеру портрет О. К. Филипповой, жены друга Боровиковского - архитектора,
участвовавшего в постройке Казанского собора. Она изображена в белом утреннем туалете на фоне сада, с бледной розой в руке. Миндалевидный разрез глаз, рисунок ноздрей, родинка над верхней губой - все придает неизъяснимую прелесть лицу, в выражении которого - почти детская нежность и мечтательная задумчивость.
Слайд 38
Наиболее ярко талант художника раскрылся в серии женских портретов: О. К
Филипповой, Е. Н. Арсеньевой, Е. А. Нарышкиной, В. А. Шидловской и др. Их отличает исключительная тонкость в передаче характеров, неуловимых движений душевной жизни.
Слайд 39
«Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой»
Слайд 41
«Портрет Елены Александровны Нарышкиной»
Слайд 45
«Портрет князя Г. С. Волконского»
Слайд 47
«Портрет генерал-майора Федора Артемьевича Боровского»
Слайд 49
Написанный Боровиковским в 1797 г. портрет М.И. Лопухиной принадлежит к числу
этапных произведений в развитии русской портретной живописи. Главная идея - слияние человека с природой.
Боровиковский воспроизводит в портрете особенности национального русского пейзажа - белые стволы берез, васильки и ромашки, золотые колосья ржи.
Слайд 52
«Портрет Павла I в белом далматике»
Слайд 54
«Портрет князя Александра Борисовича Куракина»
Слайд 56
Боровиковский участвовал в росписи Казанского собора в Петербурге.
Боровиковский сохранял свое блестящее
мастерство и зоркость глаза на протяжении долгого времени, но в 1810-х гг. на смену прежним вкусам пришли новые, а имя Боровиковского отошло в сторону.
Слайд 59
Он был одинок в старости, избегал всяческого общения.
В конце жизни
Боровиковский больше не писал портретов, а занимался лишь религиозной живописью. Последней его работой был иконы для церкви.