Слайд 1Русское портретное искусство 17-18 веков
Презентацию подготовила учитель искусства и МХК
МБОУ
СОШ №43 г Воронежа
Диденко Наталья Викторовна
Слайд 2Парсуна
В XVII веке на Руси возникла парсуна — портрет, который по стилю,
приёмам и материалам живописи первоначально ничем не отличаются от икон.
парсуна – от лат. persona – «личность; особа»)
Они создавались как надгробные, мемориальные образы, поэтому очевидна их связь с религиозной мыслью.
Парсуна Ивана Грозного
Слайд 3Федор Зубов. «Спас нерукотворный с предстоящими царями Михаилом Федоровичем и Алексеем
Михайловичем»
Скопин-Шуйский,
Михаил Васильевич
Фёдор Иоаннович
Слайд 4к концу XVII века портретный жанр постепенно выделяется из иконного письма.
В этот период сделан решительный шаг на пути русской живописи от иконописного «лика» к индивидуальному лицу.
Слайд 5Прорыв в портретном жанре в России, как и в многих других
отраслях, случился в петровское время. Пётр I приглашал как зарубежных мастеров, так и способствовал обучению отечественных.
Портрет Петра I –
Алексей АНТРОПОВ
(1716-1795)
Слайд 6Начиная с Петровского времени развитие портрета идет по трем основным линиям:
Архаизирующее
искусство, влияние национальной школы парсуны.
2. Россика представлена иностранными художниками, которые работали в России в течение всего XVIII века. Главная задача художников — экспонировать местную модель на общеевропейский лад.
Собственно отечественная школа. Считается, что портрет — самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской.
XVIII в. в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др.
Слайд 7«С середины XVII по середину XVIII века портрет был достоянием в
основном придворных кругов или изображения людей, так или иначе близких к верховной власти.
Лишь с середины XVIII столетия портрет „опускается“ в массы рядового поместного дворянства, под влиянием просветительства возникают пока еще редчайшие образы крестьян и купцов, создаются портреты деятелей культуры»
Б. В. Шереметьев
1775 г
И.П. Аргунов
Слайд 8Антропов Алексей Петрович.
(1716-1795)
В творчестве Антропова еще заметна связь с иконописью.
Лицо он пишет слитными мазками, а одежду, аксессуары, фон свободно и широко. Своих героев передает такими, какие они есть на самом деле.
Слайд 9Портрет Екатерины II
Портрет императрицы Елизаветы Петровны.
Слайд 10Портрет М.А.Румянцевой.
Портрет княгини Татьяны Алексеевны Трубецкой.
Слайд 11Иван Петрович Аргунов
(1729—1802)
Быстро усвоил язык европейской
живописи и отказался то старорусских традиций.
Творец камерного портрета на котором огромное внимание уделяется высокой одухотворенности образа.
Слайд 12Портрет графини Шереметевой. 1789
Портрет княгини Екатерины Александровны Лобановой-Ростовской, 1754
Слайд 13Портрет князя И.П.Голицына.
Портрет князя
И.И. Лобанова
Слайд 14Портрет императора Павла I
Портрет императрицы Елизаветы Петровны
Слайд 15
Иван Петрович Аргунов
Портрет неизвестной крестьянки в русском
костюме. 1784. Масло
Слайд 16Федор Степанович Рокотов (1735—1808)
Благодаря «портретным гармониям» русского художника Рокотова образовался
особый эмоциональный словарь для выражения впечатлений зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность и таинственность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаенность душевных проявлений» и т. п. Кроме технических живописных новшеств, художник открывает новые возможности камерного интимного портрета в выражении душевного мира человека как главного критерия его достоинства. Нередко считают, что Рокотов наделял модели своей собственной одухотворенностью.
Слайд 17Федор Рокотов
Портрет А.П. Струйской 1772.
Особое место в творчестве художника
занимает портрет А. Струйской (1772). Он является ярким примером поэтизации образа средствами живописи. Воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение легкости тканей и бездонности фона. С помощью света Рокотов мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портрета в единое целое. Не случайно этот портрет часто называют «русской Джокондой».
Слайд 18Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить
на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
(Н. Заболоцкий)
Слайд 19Портрет “Неизвестной в розовом платье”
Одна из самых известных картин Рокотова Ф.С.
является женский портрет “Неизвестная в розовом платье”, которая считается одним из его шедевров. Исполненный с каким-то лирическим очарованием образ молодой женщины с любезной улыбкой и глубоким взглядом наполнен розовыми тонами — то светлыми, то теплыми, то насыщенными, то мерцающими в тенях, создающими эффект трепетания окружающей воздушной среды.
Слайд 20Левицкий Дмитрий Григорьевич
(1735- 1822)
Д.Г. Левицкий один из наиболее выдающихся мастеров русского
портрета ХIII века.
Говорили, что портреты Д.Г. Левицкого отразили весь век Екатерины. Кого бы не изображал Левицкий, он выступал тонким психологом и непременно передавал задушевность, открытость, грусть , а также национальные особенности людей .
Слайд 21Портрет архитектора А. Ф. Кокоринова. 1769
Портрет Александра Васильевича Суворова. 1786
Слайд 22
Портрет
Екатерины Романовны Дашковой
Слайд 23
Портрет императрицы Екатерины II.
Слайд 25Боровиковский Владимир Лукич
1757-1825
В.Л. Боровиковский – мастер сентиментального портрета. Изображал людей
с их переживаниями, эмоциями, неповторимостью внутреннего мира.
Слайд 26Портрет М. И. Лопухиной
Почти сто лет назад поэт Яков Петрович Полонский
(1819—1898) увидел у своих знакомых портрет Марии Лопухиной, написанный русским художником Владимиром Лукичом Боровиковским (1787—1825). Портрету к тому времени тоже было почти сто лет. Поэт долго оставался в задумчивости перед небольшим холстом. Он практически ничего не знал об этой женщине. Знал только, что жизнь ее отчего-то сложилась несчастливо и что умерла она совсем молодой. Поэт думал: «Какое чудо — живопись! Все давным-давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца...». И в голове его начали складываться стихи:
Слайд 27Она давно прошла — и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви и мысли — тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так, часть души ее от нас не улетела.
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, мечтать...
Слайд 30
Портрет императрицы Екатерины II
Слайд 31Вопросы:
1. Что такое парсуна? Где и когда зародилась. Что для нее
характерно.
2. Кто повлиял на развитие портретного жанра в России?
3. По каким трем основным линиям развивался портрет с конца XVII по середину XVIII века?
4. Назовите художников Русской школы портрета.
5. Кто являлся героями работ художников портретистов до середины XVIII века?
Слайд 32Назовите автора произведения
1
2
3
4
Слайд 33Художественно-творческое задание:
Сравните художественные особенности портретов Рокотова и Боровиковского с
особенностями знаменитого портрета Леонардо да Винчи «Джоконда». Что их роднит, что различает?
Найдите в тексте стихотворения эпитеты, метафоры, сравнения. Каким образом они усиливают восприятие образа А. Струйской?
Задание выполнить в рабочей тетради.
Слайд 34Сравните художественные особенности портретов Рокотова и Боровиковского с особенностями знаменитого портрета
Леонардо да Винчи «Джоконда». Что их роднит, что различает?