Слайд 2Майкопский курган
Майкопский курган — археологический памятник майкопской культуры на восточной окраине
Майкопа. Представлял собой насыпь до раскопок высотой 11 метров с диаметром около 100 м. Был раскопан в 1897 гг. экспедицией археолога Н. И. Веселовского. В кургане находилась большая могильная яма, глубиной 14 м. Захоронение делилась деревянными перегородками на три неравные части. В наибольшем помещении покоился в роскоши один из вождей оседлых племен, населявших в то время Северный Кавказ, а в других отделах - могилы его двух жён. Голову вождя украшали две золотые диадемы. Предметы из Майкопского кургана на данный момент находятся в Эрмитаже. Это едва ли не древнейшие в мире памятники культуры бронзового века.
Слайд 4Истоки изобразительного искусства адыгов уходят в глубокую древность. Но орнаментальные формы
и композиции сохранились и оставались неизменными в течение нескольких столетий.
Прикладному искусству были свойственны два типа: во-первых — стиль животного узора, во-вторых — линейно-геометрический стиль; и поэтому на искусстве адыгов отразились эти типы. Всеми видами прикладного искусства адыгов занимались в основном мужчины. Женщины в основном изготовляли предметы, связанные с внутренним убранством жилища: циновки из тростника, украшенные геометрическим орнаментом; украшали одежду.
Слайд 5. В адыгейских жилищах кровати, диваны, стены украшались изящными узорными циновками
(п1уаблэ, хьацыр) из болотного камыша. В плетении циновок из рогоза адыги достигли наивысшего искусства.
Циновка с самого рождения и до конца жизни сопутствовала человеку. Создавали ее женщины, хранившие и развивавшие древние традиции этого удивительного искусства. Это искусство рождено солнцем, землей, водой и человеческой душой. Широко применялась циновка в свадебном обряде. Девушка обязана была к свадьбе приготовить 3 циновки: большую циновку, «намазлыкъ » (циновка для совершения молитвы) и прикроватный коврик. Она вкладывала все свое умение, так как по ней судили о ее способности чувствовать красоту, о ее трудолюбии.
Слайд 6 Циновки широко применялись в обрядах, связанных с рождением и смертью.
По преданию, адыг рождался на циновке и в последний путь отправлялся на ней же. Среди адыгов было поверье, что если для обряда погребения циновка бралась взаймы, то душа умершего мучилась, поэтому в каждом доме всегда имелись циновки для погребения. С приходом в адыгскую культуру ислама циновки начали использоваться в качестве молитвенного ковра.
Слайд 7Замудин Гучев возрождает древнее ремесло плетения циновок
Слайд 10Золотое шитье
. Путешественники, побывавшие в XVII I — X IX в.
в Черкесии, писали восторженно о черкешенках как о значительных мастерицах золотого шитья по ткани и коже.
Великолепно украшался золотошвейными узорами адыгский женский и мужской костюм, искусно делались позументы, тесьма и тканье галунов, изготавливались кисти, бахрома, шнурки, цепочки, подвески, все, что можно было использовать для украшения одежды, парадных одеял, занавесей, настенных ковров, сумочек, кошельков.
Слайд 15Творчество Юрия Махмудовича Сташа известно широкому кругу зрителей — ценителей, любителей
прекрасного в искусстве не только в Адыгее, но и далеко за ее пределами. Автор замечательных костюмов, охватывающих диапазон истории продолжительностью в пять тысяч лет, показывал свои творения на Евразийском и Американском континентах. Но лучше его знают в странах Ближнего Востока и на Северном Кавказе.
Слайд 20
уникальный мастер-ювелир по художественной обработке металла. Ее
работы украшают коллекции королевской семьи Иордании, президентов и лидеров стран Ближнего Востока, президента РФ Владимира Путина, глав северокавказских республик, деятелей науки и искусства. Диапазон ее интересов очень широк: оружие, ритоны, национальные костюмы, украшения — она не ограничивается этнографией, а создает свой, неповторимый и узнаваемый стиль.
Народный художник Адыгеи Ася Еутых
Слайд 21Ася Еутых - мастер по художественной обработке металла, ювелир, оружейник, художник,
модельер. Член Союза художников России и Народный художник Республики Адыгея. Авторские работы Аси Еутых находятся в музеях многих стран мира, преподносятся в качестве даров главам государств, выдающимся деятелям культуры и искусства.
В своей работе ювелир использует разнообразные техники обработки драгоценных металлов и отделки клинков. По археологическим источникам Северо-Западного Кавказа Ася Еутых восстановила древнюю рецептуру бронзы и воссоздала технологию бронзового литья
Слайд 23
По данным Министерства культуры Республики Адыгея в республике имеются такие виды
народных художественных промыслов как :
золотое шитье; плетение из лозы, соломки, рогожи; ковроткачество; изобразительное искусство; резьба по дереву, чеканка; керамика; изготовление народных музыкальных инструментов; икебана, флористика; изготовление национальных костюмов; изготовление сувенирных кукол, адыгейских свадебных атрибутов из дерева, ореха; художественное вязание и вышивка, лоскутное шитье; скульптура; макраме; изготовление ювелирных изделий; изготовление изделий из кожи.
Слайд 24Презентацию выполнила учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ №16 пос. Тульского Майкопского
района Республики Адыгея
Костенко Вера Владимировна