Слайд 2 Связь музыки со зрительной сферой фильма имеет, естественно, предшествовавшие ей исторические
формы. Связь музыки с драматическим действием осуществлялась уже на почве античного театра. Еще со времен древнегреческой драмы музыка связана со сценой и драматическим действием.
Слайд 3 В эпоху Возрождения музыка участвовала во многих сценических формах, в английских
масках и в итальянских интермедиях, итальянских и испанских зрелищах.
Слайд 4 Позднее это взаимодействие перешло в новый вид искусства, оперу, где музыка
связана с развитием действия и с текстом.
Слайд 5 В драмах, в театральных пьесах роль музыки менее органична, но и
здесь музыка выполняет свои художественные задачи: она эмоционально объединяет исполняемую сцену, которую сопровождает; она пробуждает эмоции слушателя, подготовляя настроение последующей сцены. Музыка выполняет также функцию фона для монолога или диалога; в других местах она появляется в качестве музыкальных вставок. Но эти «инкрустации» всегда несут в себе лишь эмоциональный заряд. Более значительную роль играет музыка в мелодраме, где она создает постоянный фон для речевого компонента и комментарий к драматическому действию. Все эти формы слияния разнородных видов искусства подготовили установку для восприятия звукового фильма.
Слайд 6 Звуковой фильм появился на свет в такой момент, когда другие формы,
объединявшие различные виды искусства, уже имели позади многовековую историю развития и создали многочисленные собственные традиции и условности.
Слайд 7 В кино, разумеется, преобладает визуальный фактор; здесь музыка полностью ему подчинена,
но образует вместе с ним единство диалектического типа; ибо только вместе они составляют целостность высшего порядка. Если зрительный кадр имеет самостоятельное и конкретное содержание, то музыка служит обобщающим началом; зрительный кадр конкретизирует – музыка дает обобщенную характеристику и тем самым усиливает воздействие изображения.
Слайд 8 Первые демонстрации немого фильма, этой «движущейся фотографии», в кафе, между выступлениями
жонглеров или после спектакля теней сопровождались легкой, развлекательной музыкой, действовавшей по тому же принципу перекрывания шума, как музыка в цирке, в кафе, на ярмарках.
Слайд 9 Советскую музыкальную комедию прославил композитор Исаак Осипович Дунаевский.
Дунаевский стал всенародно
известен и любим благодаря кино. Но и благодаря Дунаевскому возникла советская музыкальная кинокомедия, оказавшая влияние на развитие всех массовых музыкальных жанров, в том числе на оперетту.
Слайд 10 Дунаевский родился 30 января 1900 года в украинском городке Лохвица в еврейской семье мелкого банковского служащего. В
1924 году переехал в Москву. В 1924—1926 гг. — музыкальный руководитель театра «Эрмитаж»В 1926—1929 гг. — Театра сатиры. Для этого театра он пишет свои первые оперетты — «Женихи» и «Ножи».
И. Дунаевский вместе с кинорежиссёром Г.В. Александровым стали создателями жанра советской музыкальной кинокомедии сделав музыку одним из главных компонентов драматургии фильма. Первый их совместный фильм «Веселые ребята» вышел на экраны в декабре 1934 года и принёс И. Дунаевскому широкую известность. Затем последовали фильмы «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938) и «Светлый путь» (1940).
В период с 1934 по 1940 год И.Дунаевский сочинил музыку к шестнадцати кинофильмам. В 1950 году, в год своего пятидесятилетия, был удостоен звания народного артиста РСФСР.
Умер в Москве 25 июля 1955 года от сердечного спазма.
Слайд 11«Весёлые ребя́та» — первая музыкальная кинокомедия, снятая в 1934 году в СССР. Фильм считается классикой
советской комедии. Первая из серии музыкальных комедий режиссёра Григория Александрова и композитора Исаака Дунаевского. Первая лирико-комедийная роль Любови Орловой. Картина имела большой успех как в СССР, так и за рубежом, где она демонстрировалась под названием «Москва смеётся». На II МКФ в Венеции (1934) фильм получил премию за режиссуру и музыку и был включён в шестёрку лучших в мире кинолент.
Слайд 12«Во́лга, Во́лга» — музыкальная комедия Григория Александрова, премьера которой состоялась 24 апреля 1938 года. Композитором
был И.О. Дунаевский. Фильм «Волга, Волга», работа над которым велась создателями более четырёх лет, является «эпическим» полотном о жизни и достижениях Советского Союза конца 1930-х годов, своего рода киносимволом той эпохи. Комедия «Волга, Волга» была любимым фильмом Сталина.
Слайд 13
Вообще после Дунаевского киномузыка уже "стыдилась" быть прикладной, и в этом
- главная заслуга композитора. Сам же он не только стал равноправным соавтором сценариста и режиссера, но порой и превосходил их. "И как знать, имели бы мои фильмы успех, если бы не встреча с композитором Дунаевским и поэтом Лебедевым-Кумачом", - признался Григорий Александров1. "Пройдут десятки лет, - сказал Иван Пырьев. - Наши кинофильмы состарятся, износятся, исчезнут. Но лучшие песни Дунаевского будут жить и жить. Они навсегда войдут в народ, станут его фольклором..."