Слайд 2Вдохновение – вместо введения
Природа искусства и спорта едина по своей сути,
в их основе – вдохновение, стремление к освоению нового, к покорению новых вершин человеческих возможностей.
И если искусство предлагает зрителю конечный продукт творческого процесса, то в спортивных состязаниях он становится его соучастником, болельщиком и вдохновителем.
Спорт – это неотъемлемая часть искусства.
Спорт – это и есть искусство.
Слайд 3Времена античности
Со времен античности, красота и пластика человеческого тела неизменно привлекают
внимание художников и скульпторов.
Первые изображения физкультурников и атлетов в духе неоклассицизма восходят к традициям Древней Греции и Римской империи. Авторы, используя широкие возможности искусства, стремились передать пластику движения и физическую красоту человеческого тела.
Слайд 4Фреска из «Гробницы Олимпиад» (ок.530г. до н.э.) – своеобразная панорама спортивных
соревнований
Слайд 5Борцы «Гробница Авгуров» ок.530г.до н.э.
Слайд 6Фреска из Кьюзи VI в. до н.э.
Слайд 7Мирон «Дискобол» Сер. 5 в. до н. э
Слайд 8Искусство Древней Греции
В искусстве Древней Греции тесно переплетаются нравственные и физические
аспекты здоровых людей. Именно через живопись и античную скульптуру с наибольшей полнотой до наших дней дошли сведения о легендарных Олимпийских играх Древней Греции. Грациозность движений, прекрасное телосложение атлетов, вызывали восторг и восхищение.
Слайд 10Неоклассицизм 19 века, Европа
Художники, ориентированные на Неоклассицизм, придерживались иной линии. Для
них античность, переведенная в эстетический план “чистого искусства”, была “золотым веком”, в котором охотно усматривались черты гармоничности, цельности и совершенства.
Слайд 11
Т. Жерико «Скачки в Эпсоме» 1821
г. Лувр, Париж.
Слайд 13Искусство России
Идеал динамичной, сильной, мужественной красоты получил широкое развитие в различных
видах отечественного искусства и во многом стал определяющим для художественно-эстетических и этических принципов изображения спорта.
Слайд 14Александр Дейнека
Среди художников и скульпторов XX века одними из самых ярких наследников
традиций великих мастеров-классиков, изображавших атлетов, явились советские ваятели и живописцы. В числе первых, кто стал активно обращаться к спортивной теме, был русский художник Александр Дейнека (1899 – 1969). Он вошел в историю отечественного изобразительного искусства как автор многочисленных живописных и графических произведений, фресок и росписей, мозаик и скульптур.
Слайд 15Александр Дейнека «Лыжники» 1935г.
Слайд 17Александр Дейнека «Снегурочка» 1954г.
Слайд 18«Золотой век» Дмитрия Шостаковича
Балет «Золотой век» был задуман молодым композитором как
плакатное ревю. В действии сталкивались две футбольные команды – советская и фашистская. Они встречались за рубежом на индустриальной выставке, названной «Золотой век».
В динамике спорта – первоначально балет назывался «Динамиада» – сменялись «картины с одной стороны счастливой юности социализма, с другой – эффектно разлагающегося в кафешантанах капиталистического мира».
Слайд 20 Александра Пахмутова
А. Пахмутова – автор популярных песен о спорте. Александра Пахмутова работает в разных жанрах. Её перу принадлежат произведения для симфонического оркестра, сочинения кантатно-ораториального жанра, на ее музыку в Государственном академическом большом театре был поставлен балет «Озарённость». А. Пахмутовой принадлежит музыка к двум десяткам кинофильмов. В этом ряду также стоят и киноленты о спорте: «Баллада о спорте», «О спорт, ты — мир!» (картина, созданная по заказу Международного олимпийского комитета, посвященная Олимпиаде-80 в Москве) и др.
Слайд 21 Новые направления творчества
Со спортом тесно связано возникновение и развитие
таких новых направлений творчества, как спортивная фотография, спортивное кино, балет на льду, гимнастические эстрадные ансамбли, театр спорта и движения и др.
Слайд 24Заключение
Спорт и искусство, на первый взгляд, являются двумя совершенно различными видами
деятельности человека.
Спортсмен, толкает ли он ядро или поднимает штангу, четко ставит себе цель, результат, которого он должен достичь, и движется к нему. При этом он оперирует сугубо материальными понятиями нагрузок, питания, отдыха.
В сфере искусства все происходит наоборот. Человек, приступая к работе, не может с точностью знать, каков будет конечный результат. Результат не определен, так как индивид выступает здесь в роли творца, создающего нечто новое. «Творец» пользуется менее приземленными понятиями, чем спортсмен, а его мотивация самовыражения имеет более одухотворенную основу. Исполнитель балетной партии создает на сцене реальный насыщенный образ, который воплощает задумку балетмейстера. Публика, сидящая в зале, испытывает подобно артисту эмоции любви, печали, радости, горя. Такие эмоции принято называть одухотворенными.
Слайд 25Интернет ресурсы
Презентацию подготовил:
учитель ИЗО
МОУ «Большеелховская СОШ»
Кузнецова Ю.В.