Презентация, доклад по искусству на тему Деревья в живописи: разгадка символа (8 класс)

Содержание

Дерево - самый наглядный символ роста, сезонного умирания и возрождения«Священные деревья» обладали магическими свойствами, заложенными в самой их природе.В наши дни у отдельных народов дерево – тотем, мифический предок племени.С незапамятных времен дерево - обязательное составляющее фольклора.Доля магии присутствует и на живописных полотнах с изображением

Слайд 1Деревья в живописи: разгадка символа
Iraida Mokshanova

Деревья в живописи: разгадка символаIraida Mokshanova

Слайд 2Дерево - самый наглядный символ роста, сезонного умирания и возрождения
«Священные деревья» обладали магическими

свойствами, заложенными в самой их природе.

В наши дни у отдельных народов дерево – тотем, мифический предок племени.

С незапамятных времен дерево - обязательное составляющее фольклора.

Доля магии присутствует и на живописных полотнах с изображением деревьев. Но различные деревья, подчеркивая общий смысл картины, символизируют различные качества.

Iraida Mokshanova

Дерево - самый наглядный символ роста, сезонного умирания и возрождения«Священные деревья» обладали магическими свойствами, заложенными в самой их природе.В наши дни у отдельных народов

Слайд 3По своей структуре дерево представляло собой первичное понимание об устройстве мироздания: корни — подземный

мир, ствол — мир земной, крона — небо. Сколько фольклорных персонажей попадало на небо, поднимаясь по ветвям дерева! «Древо жизни» как самый распространенный символ органично вошел в изобразительную культуру, лежит в основе традиционных орнаментов многих народов. «Древо жизни» помогает человеку достичь духовного просветления, спасения.

Iraida Mokshanova

По своей структуре дерево представляло собой первичное понимание об устройстве мироздания:  корни — подземный мир, ствол — мир  земной, крона — небо.

Слайд 4 Средневековые изображения Христа, распятого на дереве, считаются символизмом более древним, чем христианский (на кресте).
Iraida

Mokshanova

Таддео Гадди. Древо жизни. Фреска. Ок. 1360 г. Флоренция, церковь Санта Кроче, капелла Барончелли

Средневековые изображения Христа, распятого на дереве, считаются символизмом более древним, чем христианский (на кресте).Iraida MokshanovaТаддео Гадди. Древо жизни. Фреска. Ок.

Слайд 5Всепостоянство христианской памяти ботанической символики
Акация – чистота и невинность ; плодовитость
Миндаль —

божественное приближение

Кедр — величие, достоинство; символ Христа

Iraida Mokshanova

Каштан - целомудрие, душевные силы

Вяз— благородство и преданность

Ель — терпение

Оливковое дерево — мир

Лимон — верность в любви

Цветок апельсина — чистота, целомудрие и щедрость

Тростник — смирение и символ страстей Христовых

Верба — символ Святого писания

Пальма – символ спасения и райской жизни

Всепостоянство христианской памяти ботанической символикиАкация – чистота и невинность ; плодовитостьМиндаль — божественное приближение Кедр — величие, достоинство; символ

Слайд 6 Пальмовая ветвь - часто являющаяся аллегорией Победы и Славы -в христианстве считается символом спасения

и райской жизни, и как правило, присутствует в сцене Входа в Иерусалим. Таким символом спасения является изображение пальмы на заднем плане картины «Крещение Христа», написанной молодым Леонардо да Винчи вместе со своим учителем Андреа дель Веррокьо.

Iraida Mokshanova

А. Вероккьо, Л.да Винчи. Крещение Христа, 1475

Пальмовая ветвь - часто являющаяся аллегорией Победы и Славы -в христианстве считается символом спасения и райской жизни, и как правило, присутствует в сцене Входа в Иерусалим.

Слайд 7 Изображение оливы - символ надежды на мир, счастливую семейную жизнь и размеренный труд. Согласно

библейскому преданию именно ветку оливы принес голубь после потопа как знак возрождения. В работе итальянского художника Нероччо ди Ланди Архангел Гавриил благословляет Деву Марию. Вдали изображены оливковые деревья - символ мира, символ Спасителя, а в центре – цветок лилии – символ чистоты и непорочности.

Iraida Mokshanova

Нероччо ди Ланди. Благовещение. Ок. 1475 г.

Изображение оливы - символ надежды на мир, счастливую семейную жизнь и размеренный труд.  Согласно библейскому преданию именно ветку оливы

Слайд 8Молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду и Его Вознесение происходят также на Масличной горе.

Поэтому масличные сады многие художники изображали и в дальнейшем.

Iraida Mokshanova

Андреа Мантенья. Моление о чаше, 1458-1460 гг.

Эль Греко. Христос на Масличной горе, ок. 1608

В.Ван Гог. Оливковая роща, 1889

Молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду и Его Вознесение происходят также на Масличной горе.  Поэтому масличные сады многие художники

Слайд 9 Оливковое дерево в трактовке истинного сюрреалиста Сальвадора Дали на картине «Постоянство

памяти» имеет другое значение: здесь сухая олива — как символ древней мудрости, к сожалению, ставшей древностью.

Iraida Mokshanova

Сальвадор Дали. Постоянство памяти

Оливковое дерево в трактовке истинного сюрреалиста Сальвадора Дали на картине «Постоянство памяти» имеет другое значение: здесь сухая

Слайд 10 Многозерновой плод граната символизирует  многочисленные добродетели Богородицы, а также кровь Христову, и

в таких смыслах часто изображается в руках Богородицы и младенца-Христа, сидящего на коленях Матери. Картина итальянского художника Джованни ди Паоло повествует о первейшей добродетели Марии — её непорочности. Символизм гранатовых деревьев связан здесь также с грядущей искупительной жертвой младенца-Христа.

Iraida Mokshanova

Джованни ди Паоло. Рождество и Благовестие пастухам, 1440-1445 гг.

Многозерновой плод граната символизирует  многочисленные добродетели Богородицы, а также кровь Христову, и в таких смыслах часто изображается

Слайд 11 Экзотическое растение апельсинового дерева считалось символом райских садов. В средневековой сцене

«Охота на единорога» в нижнем правом углу видно изображение такого символичного дерева.

Iraida Mokshanova

Экзотическое растение апельсинового дерева считалось символом райских садов. В средневековой сцене «Охота на единорога» в нижнем

Слайд 12 Смысл символики листьев и ветвей лавра пережило тысячелетия и сохранилось неизменным до сих пор

- честь и слава. Вермееровская «Аллегория Живописи» («Мастерская художника») представляет собой аллегорический образ музы Клио с иконографическими атрибутами: с лавровым венком на голове - символом победы, с трубой - символом славы и томом Фукидида (др.-греч. историка) в руках. Автор даёт понять, что источником вдохновения для художника является муза Истории. Лавровым венком автор показывает, что добился победы.

Iraida Mokshanova

Адольф Вильям Бугро. Лавровая ветвь

Ян Вермеер. Мастерская художника, 1666-1667

Смысл символики листьев и ветвей лавра пережило тысячелетия и сохранилось неизменным до сих пор - честь и слава. Вермееровская «Аллегория Живописи»

Слайд 13 Мирт — священное дерево богини Венеры — обрёл известность в эпоху Возрождения, в период расцвета

светской живописи. Атрибут богини любви ясно виден на картине Тициана Веччелио «Любовь земная и Любовь небесная» (1515 г.)

Iraida Mokshanova

Мирт — священное дерево богини Венеры — обрёл известность в эпоху Возрождения, в период расцвета светской живописи.  Атрибут богини любви

Слайд 14 Изабелла д’Эсте, супруга графа Мантуи и покровительница искусств, заказывая Пьетро

Перуджино картину «Битва любви и целомудрия» (1503 г.), детально обрисовала в послании, что собственно надлежало изобразить на полотне: «Позади Венеры пусть будет мирт, как дерево более всего ей любезное».

Iraida Mokshanova

Изабелла д’Эсте, супруга графа Мантуи и покровительница искусств, заказывая Пьетро Перуджино картину «Битва любви и целомудрия» (1503 г.), детально

Слайд 15 Можжевельник — символ добродетели и чистоты. Как истинный художник Возрождения, Да Винчи

с ювелирной изобретательностью использовал знаковое значение растения. Лицо молодой женщины написано на фоне можжевелового куста. По-итальянски можжевельник звучит как ginerpo, что намекает на имя героини — Джиневра.

Iraida Mokshanova

Л. да Винчи. Портрет Джиневры де Бенчи, 1478-1480 гг.

Можжевельник — символ добродетели и чистоты.  Как истинный художник Возрождения, Да Винчи с ювелирной изобретательностью использовал знаковое значение

Слайд 16Дуб почитали во все времена за его силу и прочность. Христианство придало дубу особое значение — символ

Христа. Дуб символизирует стойкость веры во время испытаний. Вероятно, это и имел в виду Рафаэль, изобразив зеленого красавца на своём полотне (1518 г.). Всемирно известный Мамврийский дуб, хранящий память о библейском событии - Явлении Господа Аврааму - традиционно изображается почти на всех иконах или фресках с изображением Святой Троицы.

Iraida Mokshanova

Рафаэль. Святое семейство под дубом

Неизв. художник. У дуба Мамврийского

Андрей Рублев. Троица

Дуб почитали во все времена за его силу и прочность. Христианство придало дубу особое значение — символ Христа.  Дуб символизирует стойкость

Слайд 17Библейский памятник запечатлел и русский академист Карл Брюллов: на картине «Явление Аврааму

трех ангелов у дуба Мамврийского» три небесных посланника сидят под кроной величественного дуба. На картине «У Богородицкого дуба» этот же величавый сакральный дуб, к которому совершают своё паломничество странники, занимает центральное место.

Iraida Mokshanova

К. Брюллов. Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского, 1821

К. Брюллов. У Богородицкого дуба, 1835

Библейский памятник запечатлел и русский академист Карл Брюллов:  на картине «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского» три

Слайд 18Изображение сухого дерева занимает особое место в символике европейских живописцев. В картине Андреа Мантенья

сухое дерево с сидящим на нем стервятником несомненно указывает на трагический финал, а зазеленевшая ветка сообщает о скором воскрешении. Пни указывают на готовящееся распятие. Но за учениками молодое деревце — как символ новой жизни.

Iraida Mokshanova

А. Мантенья. Моление о чаше

Смерть и возрождение

Изображение сухого дерева занимает особое место в символике европейских живописцев. В картине Андреа Мантенья сухое дерево с сидящим на

Слайд 19Такую традицию органично воспринял немецкий художник Каспар Давид Фридрих в нач. XIX

века. Почитатель античных лесов, живописец с увлечением начал рисовать ветхие деревья. Засохшие, со сломанными ветвями, — в творчестве художника они воплощали конечность людской жизни и, в соответствии с христианской традицией, нередко соседствовали с молодой порослью. Крест на полотнах немецкого романтика всякий раз окружен вечнозелеными растениями.

Iraida Mokshanova

К.Д. Фридрих. Аббатство в дубовом лесу, 1809-1810

Смерть и возрождение

Такую традицию органично воспринял немецкий художник Каспар Давид Фридрих в нач. XIX века. Почитатель античных лесов, живописец с увлечением начал

Слайд 20Iraida Mokshanova
К.Д. Фридрих. Дуб в снегу
К.Д. Фридрих. Крест в горах, 1808
Смерть

и возрождение
Iraida MokshanovaК.Д. Фридрих. Дуб в снегуК.Д. Фридрих. Крест в горах, 1808Смерть и возрождение

Слайд 21В XIX в. художники привносят драматизм и собственные чувства в подтекст пейзажа, выражают свои

эмоции. Переплетенные ветви деревьев у Фридриха Каспара означают сближение человеческих душ, символизируют блаженное единение художника с его супругой. Фантастично смотрится дерево на полотне Максима Воробьева. Сила рока разбила на части мощнейший дуб. Так художник высказал свою боль от утраты жены.

Iraida Mokshanova

К.Д. Фридрих. Меловые скалы на Рюгене, 1818-1819

Максим Воробьев. Дуб, разбитый молнией

Душа живая

В XIX в. художники привносят драматизм и собственные чувства в подтекст пейзажа, выражают свои эмоции.  Переплетенные ветви деревьев у

Слайд 22Также популярна картина И. Шишкина «Среди долины ровныя», написанная им спустя год после

гибели любимой жены. Он крепко переживал утрату и, гуляя равниной, набрел на дуб, в котором узнал себя: одинокого, но не сломленного бурями и невзгодами. Другое его полотно «Срубленный дуб в Беловежской пуще» вызывает противоположное ощущение: такое чувство, будто уничтожили живое существо…

Iraida Mokshanova

Душа живая

Также популярна картина И. Шишкина «Среди долины ровныя», написанная им спустя год после гибели любимой жены. Он крепко переживал утрату

Слайд 23Мексиканская художница своеобразно трактует образ связи человека с окружающим миром. Лютер Бербанк

— американский Мичурин, талантливый селекционер-самоучка - изображен проросшим из могилы гибридом человека и дерева, обретшим бессмертие в своих делах. Автопортрет художницы прочитывается также прямолинейно: Фрида изобразила себя обвитую корнями, как часть природы, которая должна ее поглотить.

Iraida Mokshanova

Фрида Кало. Портрет ботаника Лютера Бербанка, 1932

Фрида Кало. Корни, 1943

Связь человека с природой глазами Фриды

Мексиканская художница своеобразно трактует образ связи человека с окружающим миром.  Лютер Бербанк — американский Мичурин, талантливый селекционер-самоучка

Слайд 24Iraida Mokshanova
Китайский пейзаж (шаньшуй). Горы и воды 
Эстетический культ дерева в Поднебесной

Iraida MokshanovaКитайский пейзаж (шаньшуй). Горы и воды Эстетический культ дерева в Поднебесной

Слайд 25 Эстетический культ дерева в Поднебесной
Ива - символ скромной красоты, утончённости, 
атрибут

богини материнства

С культом «деревьев бессмертия» связан был обычай сажать деревья на вершинах курганов

Сосна олицетворяет конфуцианскую сдержанность и стойкость, даосский идеал «пользы бесполезного»

Iraida Mokshanova

…Художники всех времен и народов демонстрировали особенную символику деревьев и, зная о сокрытом значении изображения, можно по-другому взглянуть на знакомые работы живописцев.

Эстетический культ дерева в ПоднебеснойИва - символ скромной красоты, утончённости, атрибут богини материнства С культом «деревьев бессмертия»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть