Слайд 2Авангард (фр. avant-garde – передовой отряд) – направление в изобразительном искусстве, в основе
которого лежит отказ от классических канонов и традиций и эксперименты с новыми формами и образами. Авангард возник в начале XX века и был тесно связан с модерном и модернизмом, в рамках которых зародилось начало пересмотра классических традиций. Идеи авангардизма получили развитие практически во всех направлениях искусства отличающихся стремлением к новым решениям в реализации творческих идей: футуризме, сюрреализме, абстракционизме, экспрессионизме, кубизме, супрематизме, конструктивизме, фовизме и пр.
Слайд 3
Авангард как направление искусства не имеет стилистического единства. Признаком принадлежности отдельного
художника к передовому отряду экспериментаторов является неклассическая реализация творческих идей и непримиримое отношение к сложившимся стереотипам. Истинный авангардист создает не просто объект искусства, а красноречивое противопоставление с нескрываемым настроем в русле активной полемики.
Слайд 4
Произведения авангардного творчества отличает идеологический замысел художника. Если не вдумываться в
смысл этих эпатажных творений, то увидеть что-либо, кроме откровенной бессмыслицы довольно сложно. К примеру, дадаист и сюрреалист Марсель Дюшан (Marcel Duchamp) под звучным и образным названием «Фонтан» представил публике картину, изображающую писсуар с собственным автографом.
Слайд 5
Другой авангардист Франсис Пикабиа (Francisco Picabia), упростил воплощение картины «Святая дева»
до малопривлекательной кляксы. Однако, принимая во внимание время создание столь неоднозначных шедевров – финал Первой мировой войны и абсолютное нежелание общества того времени мириться с подобной ничем не обоснованной дикостью, нетрудно догадаться, что специфика таких авангардистских картин обусловлена как раз желанием обнажить реальный, а не кажущийся порядок вещей.
Слайд 6
Несмотря на то, что художественные творения в стиле авангард вызывают совершенно
непредсказуемую реакцию зрителя, многие из них давно включены в сокровищницу величайших мировых произведений искусства. Среди признанных мастеров «передового отряда» можно отметить Казимира Малевича, Сальвадора Дали (Salvador Dali), Марка Шагала, Пита Мондриана (Piet Mondriaan), Пабло Пикассо (Pablo Picasso), Василия Кандинского и др.
Слайд 7Основные направления авангарда
Слайд 8Абстрактное искусство
Одно из основных направлений авангарда. В отличие от традиционного искусства не подражает реальности и не воспроизводит ее элементы.
Объект абстрактного искусства — инструментарий художника: цвет, линия и форма. Первые абстрактные произведения создал Василий Кандинский в конце 1900‑х — начале 1910‑х; первым абстрактным произведением считается его «Картина с кругом» (1911). В 1912–1915 годах появились абстрактные живописные системы лучизма (Ларионов, 1912) и супрематизма (Малевич, 1915).
Слайд 9Василий Кандинский. Картина с кругом. 1911 год©
Слайд 10Конструктивизм
От латинского constructio — «построение». Основные черты конструктивизма — строгость, лаконизм и геометричные формы. Официально
стиль был обозначен в 1922 году в одноименной книге художника и теоретика искусства Алексея Гана. Среди самых известных конструктивистов — Владимир Татлин, Александр Родченко, Варвара Степанова, архитекторы Моисей Гинзбург, Константин Мельников, братья Веснины. Конструктивизм распространился в самых разных сферах художественного творчества: театральных декорациях и костюмах, книжном оформлении, архитектуре и проч.
Слайд 11Космизм
Философское понятие, возникшее в 1870-е годы и обозначающее философов и ученых, размышлявших о внеземном пространстве
и космосе. Развитию космизма способствовало беспредметное, или абстрактное, искусство, а ученики Малевича — художник Иван Кудряшов и архитектор Лазарь Хидекель — развивали космический аспект геометрической беспредметности и идеи космизма.
Лазарь Хидекель. Города будущего. Надземный город. 1927 год
Слайд 12Кубизм
Кубизм сформировался во Франции осенью 1908 года в работах Жоржа Брака и Пабло Пикассо.
В Россию он проникает разными путями. Так, художница Александра Экстер регулярно привозит из Парижа разные сведения о новом модном стиле, а в 1908 году коллекционер Сергей Иванович Щукин открывает всем желающим свой особняк в Большом Знаменском переулке. В собрании среди прочего есть работы кубистов. В 1912 году в сборнике «Пощечина общественному вкусу» выходит статья художника и поэта Давида Бурлюка «Кубизм». Кубизм, пишет он, подразумевает плоскостное понимание мира или канон сдвинутой конструкции, а его важнейший прием — изображение объекта с нескольких точек зрения. Три года спустя в манифесте «От кубизма к супрематизму» Казимир Малевич определяет сущность направления как «диссонанс», происходящий в результате «встречи двух форм»: «В принципе кубизма лежит еще очень ценная задача, не передавать предметы, а сделать картину
Жорж Брак. Скрипка и подсвечник. 1910
Слайд 13
Кубофутуризм
Впервые это понятие в 1912 году использовал французский критик Марсель Буланже, а на следующий
год термин получает распространение и в русской культуре. К кубофутуристам причисляет себя поэтическо-художественная группа «Гилея», а также художники круга «Союза молодежи». В кубофутуристических произведениях мир предстает раздробленным на фрагменты или разобранным на элементы. В ноябре 1913 года кубофутуристическими называет свои работы Малевич в каталоге выставки «Союза молодежи». В 1912–1913 годах появляется кубофутуристичная живопись Наталии Гончаровой («Фабрика»).
Наталия Гончарова. Фабрика. 1912 год
Слайд 14Линиизм
В 1919 году термин изобрел Александр Родченко, обозначив так одно из течений в беспредметном
искусстве. «Ввел и объявил линию как элемент конструкции и как самостоятельную форму живописи», — писал он в Манифесте раннего конструктивизма.
Александр Родченко. Линейная конструкция № 108.
Слайд 15Супрематизм
Так в декабре 1915 года Малевич охарактеризовал свои работы, показанные на «Последней футуристической
выставке „0,10“». Его «Черный квадрат» открыл новое поле опытов — чисто геометрическую беспредметную форму. В начале 1920 года Малевич уехал преподавать в Витебск, и там супрематизм становится основой новой педагогики Уновиса — «Утвердителей нового искусства».
Слайд 16Футуризм
От итальянского futuro — «будущее». Футуризм возник в Италии в 1909 году благодаря Филиппо Томмазо
Маринетти и распространился на все области художественного творчества. Основа футуризма — новый язык искусства, соответствующий изменившемуся миру. По свидетельству Давида Бурлюка, русские художники и литераторы начали использовать термин с 1911 года. Сами футуристы, однако, тогда называли себя будущниками или будетлянами. Ближе всего к футуризму были группы «Ослиный хвост» и «Союз молодежи». Особенно популярен в русской живописи футуризм был до 1914 года.
Джакомо Балла. Скорость + звук. 1913–1914 годы
Слайд 17ЭКСПРЕССИОНИЗМ
Его суть заключается в обостренном, часто гипертрофированном выражении с помощью исключительно
художественных средств и приемов чувств и переживаний художника, иррациональных состояний его души, чаще всего трагического и экзистенциально-драматического спектров: тревоги, страха, безысходности, тоски, нервозности, разобщенности, повышенной эмоциональности, болезненной страстности, глубокой неудовлетворенности, ностальгии и т. п. Опустошенность, меланхолия, психопатия, нередко истеричность, мрачный эсхатологизм, а иногда и громкие крики протеста против окружающего мира и безнадежные призывы о помощи наполняют многие произведения экспрессионистов. Центральным и наиболее характерным для экспрессионизма принято считать деятельность, прежде всего, немецких художников, связанных с группой "Die Brьcke" ("Мост"), альманахом "Der Blaue Reiter" ("Синий всадник"), организованным В.Кандинским и Ф.Марком в 1911 г. и с галереей, издательством и одноименным журналом "Der Sturm" Х.Вальдена (Берлин, 1910-1932 гг.). Периодом расцвета считаются 1905-1920 г.
Слайд 18Практическое задание:
Составить композицию из простых геометрических фигур и линий на заданную
тему: ПРАЗДНИК, ШКОЛА, УТРО, КОНТРАСТ,КОСМОС, ВСТРЕЧА,ПЕЧАЛЬ, ДВИЖЕНИЕ,МУЗЫКА