Презентация, доклад по искусство Фаюмский портрет

Содержание

Происхождение названия портретаК числу произведений древней египетской живописи относятся фаюмские портреты. Свое название портреты получили по месту первой крупной находки (90 мумий с портретами )вблизи Фаюмского оазиса в некрополе римского города Хавары .Их обнаружила в 1887

Слайд 1ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ
Учитель МОУ СОШ №6
им. Ц.Л.Куникова г. Туапсе
Уколова Алина Александровна
Портрет

молодой женщины. 110–120 гг. 43.7 x 34 см. Эдинбург.
ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТУчитель МОУ СОШ №6 им. Ц.Л.Куникова г. ТуапсеУколова Алина АлександровнаПортрет молодой женщины. 110–120 гг. 43.7 x

Слайд 2Происхождение названия портрета
К числу произведений древней египетской живописи относятся фаюмские портреты.

Свое название портреты получили по месту первой крупной находки (90 мумий с портретами )вблизи Фаюмского оазиса в некрополе римского города Хавары .Их обнаружила в 1887 году британская экспедиция во главе с английским археологом Флиндерсом Питри
Но открыты Фаюмские портреты были за долго до этого,еще в 1615 Пьетро Де Ла Балле в одном из захоронений и как экзотические диковинки отправлены в Европу. Это впоследствии такие портреты стали находить и в других местах (Мемфисе, Аквинуме и т.д.), но по месту первых больших находок они все получили название «фаюмских». Область Фаюм(от египетского слова «Па-Йом», что значит «море»)расположена на восточных окраинах Ливийской пустыни (Средний Египет), которая в древности была заселена египтянами.
Происхождение названия портретаК числу произведений древней египетской живописи относятся фаюмские портреты. Свое название портреты получили по месту

Слайд 3Применение портрета
Египтяне с древних времен покрывали лицо забинтованной мумии маской, в

греко-римский период вместо маски они стали использовать портреты.
Неизвестные художники Фаюма писали портреты с натуры восковыми красками, что придавало необычный эффект объемного изображения.

Эти портреты они прикрепляли к лицу мумии так, что из бинтов, ее окружающих, была видна только голова изображенного на портрете человека. Другими словами, из небольшого отверстия среди бинтов, как из окошечка, выглядывало реалистически изображенное лицо покойного. Под головой каждого лежала табличка с указанием имени, возраста и профессии.

Применение портретаЕгиптяне с древних времен покрывали лицо забинтованной мумии маской, в греко-римский период вместо маски они стали

Слайд 6Техника написания портрета
Фаюмские портреты, как правило, исполнялись на доске, но иногда

археологам попадались и портреты, написанные на холсте, а потом наклеенные на деревянную дощечку. Для этого чаще всего использовались устойчивые к гниению породы дерева — кедр, сикомора, пиния (итальянская сосна), кипарис.

Большинство фаюмских портретов (по крайней мере, самые pанние из них) выполнено в древней технике энкаустика (I-II вв. н.э.), (от греческого слова ehkaio –выжигаю) -то есть красками на воске. Краски, являвшиеся смесью пигмента и пчелиного воска ,обычно наносились прямо на дерево. Художники использовали разной величины кисти и каустерии — разогретые металлические стержни с лопаточкой на конце (их еще называют-цестром.)

Работа была чрезвычайно сложной и трудоемкой, энкаустика требовала навыков и сноровки, поскольку никаких исправлений делать не позволялось. Краски нужно было наносить на вощенную доску расплавленными. Быстро застывающий воск образовывал неровную, богатую рефлексами красочную поверхность, что еще больше усиливало впечатление объемности изображения. Картины ,исполненные этим способом ,сохраняют свежесть цвета и долговечны.

Техника написания портрета Фаюмские портреты, как правило, исполнялись на доске, но иногда археологам попадались и портреты, написанные

Слайд 7Другая техника живописи, используемая в портретах ,была темпера, в которой пигменты

смешаны с растворимым в воде связующим, наиболее часто -животный клей или яичный желток.
Темперные портреты выполнены на светлых или темных фонах, смелыми ударами кисти и тончайшей штриховкой. Их поверхность — матовая, в отличие от глянцевой поверхности картин выполненных энкаустикой.
Лица на темперных портретах обычно показаны фронтально и проработка светотени менее контрастна ,чем в энкаустических панелях. Кроме того, некоторые группы были созданы в смешанной технике темперы и энкаустики.
Другая техника живописи, используемая в портретах ,была темпера, в которой пигменты смешаны с растворимым в воде связующим,

Слайд 8Портрет пожилого римлянина датируют серединой или концом I века н. э.

Человек, живший, вероятно, во времена императоров Клавдия или Нерона, представлен в легкой светлой тунике и накинутом сверху синем плаще. Хитон украшают вертикальные орнаментальные полосы - клавы. Было замечено, что плащ его не совсем обычен и скорее напоминает римский sagus, который носили лица, находившиеся при исполнении официальных должностей. И все же этот портрет лишен налета официальности.
Портрет пожилого римлянина датируют серединой или концом I века н. э. Человек, живший, вероятно, во времена императоров

Слайд 9Этот смуглый юноша жил в Египте в начале II века н.

э., когда еще слишком велико было влияние греческой культуры. Золотой венок из тонких пластин - типичный для Греции погребальный атрибут. При написании портрета мастер пользовался энкаустикой и темперой.
Этот смуглый юноша жил в Египте в начале II века н. э., когда еще слишком велико было

Слайд 10Мужчина с семитским типом лица жил во II веке н. э.

Густые курчавые волосы, карминного цвета губы. Цветные тени на лице переливаются разными оттенками. Без сомнения, это лицо живого человека. Портрет написан с натуры и до смерти портретируемого хранился по римскому обычаю в атриуме. В скорбный час его поместили в мумию, внизу сохранились следы приклеиваемого холста. Художник работал восковой темперой и не каутерием, а кистью. Это произведение
В. С. Голенищев считал одним из лучших в своем собрании
Мужчина с семитским типом лица жил во II веке н. э. Густые курчавые волосы, карминного цвета губы.

Слайд 12Люди на портретах находятся как бы по ту сторону земной жизни.

Их лица имеют строгое выражение, взгляд огромных глаз, устремленный мимо, сквозь зрителя, видит что-то, недоступное живым. Этот принцип был использован и развит до предела в византийском иконописном каноне .Фаюмский портрет - настоящее чудо в истории искусства. Созданный множество веков назад, он донес до нас "живые" облики людей, в которых в эпоху романтического восприятия римско-египетского искусства видели лица отпрысков египетского царского дома Птоломеев.

Люди на портретах находятся как бы по ту сторону земной жизни. Их лица имеют строгое выражение, взгляд

Слайд 13Женщина со смуглой кожей - египтянка, жившая во II веке н.

э. Чтобы усилить открытость взгляда, художник нанес ресницы только на верхнее веко. Выполненные каутерием завитки волос сбегают на лоб, косы уложены в пучок. Такую прическу носили римские красавицы, которым подражали египтянки. Шею и одежду портретируемой художник рисовал темперой. Портрет В. С. Голенищев приобрел в конце XIX века у венского антиквара Т. Графа.
Женщина со смуглой кожей - египтянка, жившая во II веке н. э. Чтобы усилить открытость взгляда, художник

Слайд 14За каждым портретом - неповторимый мир, ушедшая в небытие судьба. Красивые

черноглазые мальчики с первым пушком на щеках, грустные пышноволосые девушки, мужчины во цвете лет с классическими лицами - настоящие Аресы и Аполлоны; диковатые заросшие туземцы, заброшенные старики - братья и сестры, матери и дети. Все они смотрят на нас как бы внезапно обернувшись. И этот поворот, движение навстречу человеку, дает разительный контраст к извечно неподвижной мумии, которая и есть субстанция ушедшей жизни. Фаюмские портреты невозможно созерцать без глубокого душевного волнения, без неосознанного стремления понять судьбу неведомых людей: кто они были, как жили, отчего покинули мир? Всматриваясь в изображенных, мы получаем ответный взгляд - глубокий, проницательный, прощальный.

Фаюмский портрет - результат счастливого союза трех традиций: египетского канона, римского познания натуры и воспаренности эллинского духа. И все же это портрет совсем особый, ритуальный. Он связан с верой в возрождение, в новую реальность бытия.

За каждым портретом - неповторимый мир, ушедшая в небытие судьба. Красивые черноглазые мальчики с первым пушком на

Слайд 15В настоящее время в музеях мира насчитывается более 600 фаюмских портретов,

особенно интересные портреты собраны в Государственных музеях Берлина, Египетском музее в Каире, Лувре, Британском музее, в нашей стране такие портреты есть в Эрмитаже и Пушкинском музее изобразительных искусств.

Одна из самых значительных коллекций фаюмских портретов хранится в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В 1909 году в Музей изящных искусств было передано уникальное собрание подлинных произведений Древнего Египта, принадлежавшее известному российскому египтологу В. С. Голенищеву

При всем своем своеобразии фаюмский портрет дает представление не только о древнеримской и греческой живописи, но и об истоках иконы.

В настоящее время в музеях мира насчитывается более 600 фаюмских портретов, особенно интересные портреты собраны в Государственных

Слайд 16Портрет двух братьев. 2 век. Каир. Египетский музей
Портрет молодой женщины.

Энкаустика. 36,8 х 22,2 см. 1 век. Торги «Сотбис». Эстимейт — $ 20000–30000. Из собрания семьи Г. Масперо.

Портрет молодой женщины. 160-170 гг. Британский музей.

Портрет двух братьев. 2 век. Каир. Египетский музей Портрет молодой женщины. Энкаустика. 36,8 х 22,2 см. 1

Слайд 17Портрет молодой женщины. Начало
2 века. Лувр
Портрет мужчины. Конец 2

века. Энкаустика. 41 x 21.5 см. Каир, Египетский музей

Женский портрет . Середина 3 века . Афины, Национальный Археологический Музей

Портрет молодого мужчины. 2 век 30.8 x 16.8 см. The Norton Simon Foundation

Портрет молодой женщины. Начало 2 века. Лувр 	Портрет мужчины. Конец 2 века. Энкаустика. 41 x 21.5 см.

Слайд 18Статья Н.A.Иoниной .
Википедия.
Статья Доктора искусствоведения Л. АКИМОВА.

Статья Н.A.Иoниной . Википедия.Статья Доктора искусствоведения Л. АКИМОВА.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть