Презентация, доклад по Художественной культуре Урала на тему Творчество С.Эрьзи (11 класс)

Содержание

Среди плеяды имен выдающихся мордовских художников, писателей, актеров, ученых, музыкантов ХХ века лишь имя скульптора Степана Дмитриевича Нефедова - Эрьзи достигло высот мировой известности. Творчество Эрьзи, сформировавшееся на рубеже ХIХ-ХХ веков, обращено к всеобъемлющему анализу человеческой

Слайд 1С.Д.Эрьзя

С.Д.Эрьзя

Слайд 2Среди плеяды имен выдающихся мордовских художников, писателей, актеров, ученых, музыкантов ХХ

века лишь имя скульптора Степана Дмитриевича Нефедова - Эрьзи достигло высот мировой известности. Творчество Эрьзи, сформировавшееся на рубеже ХIХ-ХХ веков, обращено к всеобъемлющему анализу человеческой натуры. Состояние души человека, его эмоции, чувства стали предметом пристального изучения мастером и взволнованного воплощения в произведениях. Гуманистическая направленность творчества скульптора предопределила его популярность не только у современников, но и у грядущих поколений.
Среди плеяды имен выдающихся мордовских художников, писателей, актеров, ученых, музыкантов ХХ века лишь имя скульптора Степана Дмитриевича

Слайд 3Биография
Степан Дмитриевич Нефедов родился 27 октября 1876 года в с.

Баево Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне Ардатовский район Республики Мордовия) в крестьянской семье. Свою трудовую биографию Степан начал с работы в иконописных артелях. Путешествуя с ними по городам и селам Поволжья, постигал азы иконописного мастерства, приобретая опыт в росписи церквей. Начало нового – ХХ века - было ознаменовано в судьбе Нефедова учебой в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Сначала на живописном отделении, потом скульптурном. Его преподавателями были крупнейшие живописцы Н.А. Касаткин и А.Е. Архипов; скульпторы П.П.Трубецкой и С.М. Волнухин.

Биография Степан Дмитриевич Нефедов родился 27 октября 1876 года в с. Баево Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне

Слайд 4 1906-1916 годы - первый период самостоятельного творчества скульптора. На этом

этапе происходит процесс формирования художественной индивидуальности Эрьзи. Он едет в Италию, затем во Францию, где изучает произведения искусства прошлого и современности, совершенствует свое мастерство, активно работая творчески. Там скульптор становится известен под псевдонимом «Эрьзя», происходящим от названия эрзяноязычной группы мордовского народа, выходцем из которой он был.

1906-1916 годы - первый период самостоятельного творчества скульптора. На этом этапе происходит процесс формирования художественной индивидуальности

Слайд 5Полновесно и значимо имя скульптора прозвучало впервые в 1909 году на

международной выставке в Венеции, «гвоздем» которой, как писала газета «Русско-французский вестник», была скульптура Эрьзи «Последняя ночь осужденного перед казнью», где он создал трагический и вместе с тем полный героизма образ осужденного. Впоследствии Эрьзя не раз обратится к теме борьбы и философского осмысления жизни. Многое из найденного скульптором в ранний период будет развито им в зрелом творчестве: это разнообразная тематика произведений, воплощенная в женских, национальных и мифологических образах, их обобщенная трактовка, повышенная экспрессивность, открытая эмоциональность, глубокое знание автором специфики художественных свойств материала и техники исполнения.

Полновесно и значимо имя скульптора прозвучало впервые в 1909 году на международной выставке в Венеции, «гвоздем» которой,

Слайд 6Затем последовали художественные выставки в Ницце, Риме, Милане, Париже. С.Д. Эрьзя

выступил на них как сложившийся мастер с ярко выраженной демократической устремленностью. С потрясающей силой скульптору удалось воплотить образы Христа («Христос распятый», «Христос кричащий – 1910), священника («Поп» – 1908), художника, переживающего муки творчества (автопортрет «Тоска» – 1908), людей труда («Косец», «Сеятель»– 1908).
Затем последовали художественные выставки в Ницце, Риме, Милане, Париже. С.Д. Эрьзя выступил на них как сложившийся мастер

Слайд 7«Христос кричащий»

«Христос кричащий»

Слайд 8«Поп»

«Поп»

Слайд 9«Тоска»

«Тоска»

Слайд 10«Косец»

«Косец»

Слайд 11«Сеятель»

«Сеятель»

Слайд 12В 1914 году Эрьзя возвращается на родину. Во время I мировой

войны он работал в Москве в военном госпитале, лишь изредка имея возможность обращаться к творчеству. Среди работ этого периода наиболее значительными явились «Монголка», «Портрет балерины Федоровой 2-й» (1915 – мрамор). Многое из найденного скульптором в ранний период будет развито им в зрелом творчестве: это разнообразная тематика произведений, воплощенная в женских, национальных и мифологических образах, их обобщенная трактовка, повышенная экспрессивность, открытая эмоциональность, глубокое знание автором специфики художественных свойств материала и техники исполнения.
В 1914 году Эрьзя возвращается на родину. Во время I мировой войны он работал в Москве в

Слайд 13Те же качества отличают его станковые произведения, в первую очередь, такие,

как «Скорбь» - гипс 1918, «Женский портрет» («Спокойствие») – (мрамор) 1919 г., ярко продолжающие линию пристального интереса Эрьзи к душе человека. Чертами обобщенности и стремлением к психологической трактовке отмечены и мифологические образы: «Иоанн Креститель» (цемент), «Ева» (мрамор) – 1919, «Калипсо» (мрамор) – 1917.
Те же качества отличают его станковые произведения, в первую очередь, такие, как «Скорбь» - гипс 1918, «Женский

Слайд 14«Иоанн Креститель»

«Иоанн Креститель»

Слайд 15«Ева»

«Ева»

Слайд 16«Калипсо»

«Калипсо»

Слайд 17 Новый этап творчества Эрьзи охватывает 1917-1926 годы, когда он работал

на Урале (г. Екатеринбург, с. Мраморское) и Кавказе (г. Новороссийск, Геленджик, Батуми, Баку). В это время происходит дальнейшее становление творческой индивидуальности скульптора. В первые годы советской власти С.Д. Эрьзя активно включается в осуществление плана монументальной пропаганды. Он создает памятники революции, свободе, человеку труда, стремится к воплощению ассоциативно богатых образов, полных обобщенно-символического содержания. Прежде всего, эти черты прослеживаются в его монументальных произведениях, созданных на Урале (памятники погибшим парижским коммунарам, уральским коммунистам, «Освобожденный человек»).
Новый этап творчества Эрьзи охватывает 1917-1926 годы, когда он работал на Урале (г. Екатеринбург, с. Мраморское)

Слайд 18Памятник уральским коммунарам

Памятник уральским коммунарам

Слайд 19На Кавказе С.Д. Эрьзя создал ряд конкретных образов исторических деятелей (К.Маркса,

Ф.Энгельса, В.И.Ленина), классиков грузинской литературы (Ш.Руставели, И.Чавчавадзе, А.Церетели), отдав дань традиционному жанру портрета.
На Кавказе С.Д. Эрьзя создал ряд конкретных образов исторических деятелей (К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина), классиков грузинской литературы (Ш.Руставели,

Слайд 21Круг материалов, к которым обращался Эрьзя в этот период, довольно широк.

Это мрамор, цемент, железобетон, чугун, гипс. Впервые скульптор использует в своем творчестве твердые породы дерева - кавказский дуб, кавказский орех. Работая с ними, он продолжает фактурные поиски, начало которых относится к более раннему периоду («Летящий», «Леда и Лебедь», «Шепот»), «Материнство» - 1922).
Круг материалов, к которым обращался Эрьзя в этот период, довольно широк. Это мрамор, цемент, железобетон, чугун, гипс.

Слайд 23В 1926 году в Москве на VIII выставке Ассоциации художников революционной

России (АХРР) внимание критики привлекли произведения С.Д. Эрьзи, выполненные из железобетона («Узник», «Народный трибун» - 1920, «Жертвы революции 1905 года» - 1926), наполненные острым социальным звучанием. Они отвечали выдвинутому АХРР лозунгу «героического реализма».
В 1926 году в Москве на VIII выставке Ассоциации художников революционной России (АХРР) внимание критики привлекли произведения

Слайд 24В этом же году С.Д. Эрьзя отправился с выставкой произведений в

Париж, затем в Аргентину. Почти четверть века (с 1927 по 1950 г.г.) продолжался период творческой зрелости скульптора. Это были годы, наполненные драматизмом и вдохновением, именно здесь его творчество развивалось в полную силу. Поиски оригинальных форм и способов пластического выражения протекали на земле южной Америки наиболее активно, помогали скульптору пережить разлуку с Родиной. Здесь он открыл для себя материал, с которым не расставался до конца своей жизни – породы субтропических деревьев кебрачо, альгарробо, урундай. Они покорили художника экзотической красотой, фактурным богатством, плотностью и твердостью. Этот материал открыл перед Эрьзей возможности в выборе разнообразных тем и сюжетов, которые впоследствии сложились в серии портретов исторических личностей, мифологических, женских, интернациональных и национальных образов, а также работы так называемой психологической серии. Несмотря на обилие тем, затронутых мастером, его творчество представляется очень цельным, так как центром внимания становится Человек и жизнь его души.
В этом же году С.Д. Эрьзя отправился с выставкой произведений в Париж, затем в Аргентину. Почти четверть

Слайд 25Искусству С.Д. Эрьзи свойственны огромная духовная культура, тонкая интеллектуальность. Оно вместило

в себя достижения не только национальной, но и русской, и мировой культуры. Об этом свидетельствуют работы, посвященные великим людям. Мастера привлекают характеры героические, личности яркие и сильные, натуры страстные. Эрьзе были близки и философская мудрость Сократа, и непостижимая человеческая глубина Льва Толстого, музыка Бетховена и Грига и гений Микеланджело. («Лев Толстой» - 1930, «Микеланджело», «Сократ» – 1940, «Бетховен» - 1929).
Искусству С.Д. Эрьзи свойственны огромная духовная культура, тонкая интеллектуальность. Оно вместило в себя достижения не только национальной,

Слайд 27Свои идеальные представления о человеке и его душе, сложное ощущение прекрасного

воплощает С.Д. Эрьзя в многочисленных женских образах. Это непреходящая тема в творчестве скульптора и одна из главных в мировом искусстве. Они непостижимы в своей многозначности, неисчерпаемы по индивидуальной характерности, многообразны по пластическому решению. Это и ожившее поэтическое сказание («Обнаженная» - 1930), и картины античной мифологии («Леда и лебедь» - 1929), и носительница мятежного духа («Боливийская революционерка» - 1944), и олицетворение чистоты, самоотречения и покорности («Монашенка» - 1941), и воплощение изысканной красоты, тонкого обаяния и кокетства («Парижанка в шляпке» - 1927, «Каприз» - 1944).
Свои идеальные представления о человеке и его душе, сложное ощущение прекрасного воплощает С.Д. Эрьзя в многочисленных женских

Слайд 28 «Монашенка»

«Парижанка в шляпке»
«Монашенка»

Слайд 29Глубиной психологического анализа пронизаны работы, посвященные женщине – матери. Тема материнства

одна из самых глубоких и значительных в мировом искусстве. К ней Эрьзя неоднократно обращался в своем творчестве («Спящая мать» - 1937, «Четырнадцатилетняя мать» - 1939, «Материнство» - 1922). Работа «Мать с ребенком» (1929) наполнена дыханием жизни, силой материнской любви и заботы. Замкнутость композиции, компактный объем, разнообразие ритмов, силуэта, светотеневые контрасты привносят в эту работу противоречивые настроения: от безмятежного спокойствия до неясной тревоги, ощущения опасности и готовности защитить.
Глубиной психологического анализа пронизаны работы, посвященные женщине – матери. Тема материнства одна из самых глубоких и значительных

Слайд 30Тревожные настроения, возникающие в работах С.Д. Эрьзи, отражали его душевное самочувствие

в Аргентине, что нашло преломление в ряде портретов его земляков, родных, близких.
Тревожные настроения, возникающие в работах С.Д. Эрьзи, отражали его душевное самочувствие в Аргентине, что нашло преломление в

Слайд 31Щемящие ноты мучительной тоски и боли, отчаяния, сменяющиеся надеждой, звучат в

его взволнованной исповеди – «Автопортрет» (1947). С.Д. Эрьзя, сам переживший очень многое, испытывает интерес к сложным психологическим состояниям человека и воплощает их в серии произведений.
Щемящие ноты мучительной тоски и боли, отчаяния, сменяющиеся надеждой, звучат в его взволнованной исповеди – «Автопортрет» (1947).

Слайд 32В 1950 году скульптор возвращается, наконец, в Россию, гражданином которой он

оставался всегда. Все свои самые лучшие произведения он привез с собой и передал в дар своему народу. 1950-1959 годы становятся завершающим этапом его творчества. Скульптор осваивает новую для него действительность, искусство его наполняется новым звучанием, появляется целый ряд новых образов, исчезает некоторая их отчужденность, ослабляется обобщенность трактовки. Меняется отношение скульптора к материалу: все чаще необработанная фактура дерева уступает место гладкой моделировке. Новые люди, живущие пока незнакомой, но чрезвычайно интересной для С.Д. Эрьзи жизнью, становятся героями его произведений: простотой и непосредственностью поэтически восторженной натуры привлекает «Москвичка»(1953)
В 1950 году скульптор возвращается, наконец, в Россию, гражданином которой он оставался всегда. Все свои самые лучшие

Слайд 33Степан Дмитриевич Эрьзя умер в 1959 году в Москве. На могиле

его в Саранске установлено надгробие работы С.Т. Коненкова, воплотившее начало бессмертия выдающегося мордовского скульптора. Произведения Степана Дмитриевича Эрьзи раскрывают его сложный творческий путь, его бесконечные искания, яркую и сильную художественную индивидуальность. Эрьзя поместил Человека, его душу, мысли и чувства в центр своего искусства, заставляя сопереживать зрителя и преклоняться перед гениальным творением природы. Высокий гуманизм, поэтичность и глубина творчества выдающегося скульптора будут притягательны во все времена.
Степан Дмитриевич Эрьзя умер в 1959 году в Москве. На могиле его в Саранске установлено надгробие работы

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть