Слайд 1Предмет: Зарубежная
художественная культура.
11 класс.
Раздел 1. Визуальные искусства.
Тема 1.
Архитектура Европы.
Урок 1,2.
Архитектура романского и готического стилей.
Жемчужина готики.
Образцы архитектуры барокко.
Слайд 2Учебные цели.
Изучив данную тему, вы:
расширите свои знания о стилях в архитектуре;
научитесь
визуально различать стилевые особенности в архитектуре;
усовершенствуете свои графические навыки, творческое восприятие мира, фантазию при выполнении практической работы.
Слайд 3План урока.
Архитектура романского и готического стилей.
Собор Парижской богоматери – одна из
жемчужин готики.
Вопросы для самопроверки ( с 1 по 10 ).
Образцы архитектуры барокко.
Вопросы для самопроверки ( с 11 по 17 ).
Практическая работа.
Заключение. Подведение итогов.
Домашнее задание.
Список дополнительной литературы для самообразования.
Ответы для самопроверки.
Выход.
Слайд 4Архитектура
романского стиля.
Слайд 5Стиль, господствовавший в Европе в 11-13 веках называют романским, поскольку архитекторы
этого времени применяли древнеримские строительные приемы.
Дух воинственности пронизывает романские храмы, восходящие к раннехристианской базилике.
Слайд 6 Массивные башни с шатровыми вершинами; толстые стены с узкими
окнами;
простота и строгость линий, подчеркивающих устремленность вверх, внушали мысль о бессилии человека и помогали верующему сосредоточиться на происходящем богослужении.
Ясность силуэта, преобладание горизонталей, спокойная, суровая сила романского зодчества были ярким воплощением религиозного идеала этого времени, говорившем о грозном всемогуществе божества.
Собор в Вормсе. 1171 – 1234гг.
Слайд 7
В соответствии с идеологией христианства романский храм
делился на три части:
Притвор (нартекс);
Корабли или нефы;
Алтарь.
При этом символически эти части уподоблялись:
Человеческому миру или телу;
Ангельскому миру или душе;
Божественному или духу.
Слайд 8Восточная (алтарная) часть храма символизировала рай и была посвящена Христу;
Западная –
ад и была посвящена сценам Страшного Суда;
Северная – олицетворяла смерть, мрак, зло;
Южная – посвящалась Новому Завету.
И потому проход верующего от западного портала (входа в храм) к алтарю символизировал путь его души из мрака к свету.
Слайд 9Композицию в средневековье понимали буквально, как складывание.
Сегодня романский собор кажется
нам как бы составленным из нескольких самостоятельных объемов (как из кубиков).
Дворик монастыря.
Слайд 10Одно из важнейших особенностей романской архитектуры составляет употребление сводов для потолочных
покрытий. Недаром историки архитектуры называют романский стиль «Стилем полукруглой арки».
Работы учащихся.
Слайд 11Архитектура
готического стиля.
Собор в Реймсе.
Собор в Страсбурге.
План.
Слайд 12Период готического искусства длится с середины 12 по 15 вв. От
мастерских французских соборов до поздних проявлений интернациональной готики этот стиль охватывает всю Западную Европу.
Романский стиль в архитектуре – это время рыцарских замков и странствующих мастеров.
Готика отмечает начало бурного расширения городов.
Собор в Реймсе.
Западный фасад.
Слайд 13 Воплощением новых тенденций в культурной жизни зрелого средневековья явился
городской кафедральный собор готического стиля. Городской собор с 13 в. становится не только местом богослужения.
На площади перед собором, и в самом соборе происходят
диспуты,
разыгрываются театральные представления.
Собор теперь должен вмещать почти все население города.
Собор в Страсбурге.
Фрагмент Западного фасада.
Слайд 14Трудно найти подходящие слова, чтобы описать впечатления от готического собора. Они
высоки и тянутся к небу бесконечными стрелами башен и башенок, вимпергов, фиалов, заостренных арок. Вся воздушность, вся сказочность готического строения имеет рациональную основу: она вытекает из каркасной системы постройки.
Слайд 15Во многом готический собор сохранял традиции романского. Он по-прежнему остался местом
богослужений. Но готика была связана с новой конструкционной системой – каменным каркасом. Это позволило «прорубить» в соборах большие окна и практически «растворить» стену в пространстве воздуха. Этому способствовала и стрельчатая арка.
а – нервюры;
б – аркбутаны;
в – фиал;
г – пинакль;
д – контрфорс;
е – опорный столб;
и – центральный неф;
к - боковой неф;
л – цоколь.
а – портал трансепта;
б – венец капелл;
в – центральная апсида;
г – средокрестие;
д – центральный и боковые нефы трансепта;
е – боковые нефы;
и – порталы Западного фасада;
к – центральный неф.
Слайд 16 Промежутки между опорными столбами заполняются витражами – красочными мозаичными окнами,
во многом заменившими готике и иконопись и скульптуру. Наружные каркасы усиливали рельефную выразительность здания, подчеркивая его устремленность вверх.
Человек чувствовал себя маленьким рядом с огромным собором или внутри его, но храм не подавлял верующего. Все влекло взор и мысли человека вверх, к Богу.
Слайд 17Собор Парижской Богоматери – жемчужина готики.
Собор построен в западной части острова
Сите, в центре Парижа, на месте, где в 1 в. н.э. находился древнеримский алтарь, посвященный Юпитеру. Строился с 1163 по 1345 гг.
Высота башен собора – 69 м., а шпиля – 90 м.
Большой колокол весит 15 т.
Это – жемчужина готики.
План
Слайд 18Собор представляет собой пятинефную базилику. Его длина 130 м. Собор одновременно
может вместить 9 тыс. человек. В нем нет настенной живописи, а единственным источником света являются витражи, вставленные в переплеты окон. Собор по плану напоминает романскую церковь. Он разделен на 5 «кораблей», средний «корабль» выше и шире остальных.
Слайд 19Широкая лестница в 11 ступеней ведет к порталам, образуя 3 главных
входа в собор. По сторонам порталов на пьедесталах стоят высеченные из сероватого камня высокие, худые фигуры святых. Их лица как бы погружены в свои благочестивые размышления, ничто мирское их не интересует.
Слайд 20
Над порталами вытянулась длинная полоса из 28 ниш
со стоящими в них статуями. Это короли, объявленные церковью святыми.
Еще выше, над фигурами королей, находятся окна с витражами. Центральное окно – «роза» напоминает гигантский бриллиант, играющий всеми цветами радуги.
Слайд 21 Галерея соединяет 2 взлетающие на умопомрачительную высоту плоские башни. Это
колокольни собора и в то же время дозорные башни Парижа.
Гаргулья Нотр-Дам де Пари.
С галереи собора смотрят вниз на площадь странные, неуклюжие фигуры фантастических чудовищ – химеры, воплощение человеческих грехов.
Слайд 22В 1841 – 1864 гг. была произведена капитальная реставрация собора.
Слайд 23Вопросы для самопроверки
( ответы запишите в тетрадь).
Какой стиль господствовал в
Европе в 11-13 вв.?
Какие строительные приемы применяли зодчие в романском стиле архитектуры?
Как в романской архитектуре воплощался религиозный идеал этого времени?
На сколько частей, в соответствии с идеологией христианства, делился романский храм в плане?
План
Слайд 245. Назовите одну из важнейших особенностей романской архитектуры.
6. Какой стиль искусства
длился в Европе с середины 12 по 15 вв.?
7. Городской собор с 13 в. это только место для богослужения?
8. Какова основная система постройки готического собора?
9. Что в готическом соборе заменило настенную живопись собора романского стиля?
10. Назовите одну из «жемчужин готики».
Слайд 25Образцы
архитектуры барокко.
« Поразить, поразить, во что бы то не стало
поразить! » - вот лозунг искусства барокко.
Площадь Святого Петра.
Ватикан.
План
Слайд 26Словом «барокко» обозначают искусство, пришедшее на смену искусству эпохи Возрождения. Оно
становится архитектурным стилем эпохи утверждения абсолютизма в Европе и Церкви, вступившей на путь Контрреформации (кон. 16 – 17 - нач. 18 вв.).
Между архитектурой, скульптурой и живописью уже нет четкой разделительной полосы, поскольку все три дисциплины наперебой стараются создать впечатления целостного, зрелищного действа.
Слайд 27Римское барокко.
Главную роль в этом сыграли Бернини, Борромини, Пьетро да Кортона.
Пространственные и объемные элементы уже не распределяются согласно простой геометрии – они становятся полем силовых линий, заставляющих и несущие элементы, и поверхности сжиматься и изгибаться, усложняясь в соподчинении частей.
В архитектуре критическое отношение к композиционным методам классического толка уступило место их более широкому пониманию.
Храм св. Агнессы.
1653.
Слайд 28Собор святого Петра – один из наиболее известных в христианском мире.
Расположен к западу от центра Рима, на территории Ватикана.
Первым заказом Бернини был балдахин (1624 – 1633): традиционный киворий получил необычно оригинальную витую структуру, выполненную в бронзе и словно парящую под куполом, делая все подкупольное пространство вибрирующим и динамичным.
Поперечный неф (фрагмент).
Слайд 29Кульминацией деятельности Бернини стало устройство колоннады (1656 – 1667) самым знаменитым
и гениальным из его произведений, в которой с максимальной ясностью воплощена его концепция динамичного пространства, воспринимаемого зрителем в полной мере только при движении в нем.
Слайд 30Немецкое барокко.
В стиле барокко (нач. 18 в.) построено одно из самых
удивительных сооружений – Цвингер, увеселительный дворец в Дрездене.
Архитектура содержит колонны, антаблементы, арки и купол. Но здание нарушает все представления о зодчестве, которые выработались в античности. Архитектура стремится заставить все «двигаться», лишает объемы присущей им геометрической определенности, превращает твердый камень в податливую массу.
Галерея Цвингера.
Архитектор Поппельман.
Слайд 31 Поражают зрителя и весь нижний этаж павильона, который занят
5 широкими проемами, за которыми видны великолепные лестничные марши с позолоченными коваными решетками и мраморными балюстрадами лестничных площадок.
Внутренний двор Цвингера – это целая площадь, окруженная прямыми и изогнутыми одноэтажными галереями и двухэтажными павильонами.
Слайд 32Каждый столб аркады 1 этажа украшен человеческими фигурами. Фигуры Цвингера как
бы «выдавились» из стены. Они вырастают из плоских, сужающихся книзу выступов:
нижняя часть туловища плотно вросла в каменную массу столба,
верхняя словно огромным усилием оторвалась от него и оказалась на свободе.
Слайд 33Если греческим кариатидам удобно и покойно, то фигурам барокко мучительно тесно.
Поэтому они изворачиваются, изгибаются, принимают странные позы. Им всем трудно от тяжести каменных завитков, которые сдавили им плечи, шею, затылок.
Слайд 34Вопросы для самопроверки
( ответы запишите в тетрадь).
11. Какое искусство пришло
на смену искусству эпохи Возрождения?
12. Назовите лозунг искусства барокко.
13. Как распределяются пространственные и объемные элементы в барокко?
14. Где расположен собор святого Петра?
15. В каком устройстве Бернини воплощена его концепция динамичного пространства?
16. Где расположен увеселительный дворец Цвингер?
17. Чем отличаются скульптурные фигуры барокко от греческих кариатидов?
План
Слайд 35Практическая работа.
С помощью графической техники выполните эскиз архитектурного сооружения любого изученного
архитектурного стиля.
План
Слайд 36Заключение.
На уроке вы узнали, что
термин «романский» служит определением европейского
искусства 11 – 13 вв.; храм является главной формой романской архитектуры; характерной чертой в культуре является лидирующая роль монастырей и религиозных орденов.
План
Слайд 37становление готики происходит в 12 в. во Франции, где в архитектуре
были сопоставлены и соединены романские и восточные элементы; развитие архитектурных форм осуществлялось в сфере церковного и гражданского строительства, осмысливалось и сама городская среда; собор характеризующийся стрельчатой аркой имеет базиликальный план и восточный фасад; широко применяются скульптурный декор, витражи.
Слайд 38архитектура барокко, в которой учитываются сценографические эффекты перспективы, образует непрерывный диалог
с городским пространством или пейзажем; в ней широко используется скульптура и живопись; свет, врываясь в интерьер храма, активизирует все составляющие его структуры; задача барокко – убеждать, волновать и удивлять верующего в рамках программы прославления Церкви и Режимов.
Слайд 39Домашнее задание.
Самостоятельно подготовить рассказ на тему по выбору:
План
1). Эйфелева башня – символ Парижа.
Слайд 402). Прага – музей архитектуры под небом.
Слайд 413). Архитектурные стили моего любимого города.
Отель «Прага»
Свято-Преображенский собор.
Храм святителя Игнатия.
Слайд 42Список
дополнительной литературы
для самообразования.
Вся история искусства / пер. с ит.
Т.М. Котельниковой. – М.: Астрель: АСТ, 2007.
Величайшие чудеса света. – Минск: Харвест, 2007.
Б. Бродский. Каменные страницы истории. – М.: Просвещение, 1960.
Л. Любимов. Искусство Западной Европы. – М.: Просвещение, 1982.
Н. Миропольска та iншi. Художня культура Свiту. – К.: Вища школа, 2001.
План
Слайд 43Ответы для самопроверки (сравните с записями в тетради).
В 11 – 13
веках в Европе господствовал романский стиль.
В романском стиле архитектуры применяли древнеримские строительные приемы.
Ясность силуэта, преобладание горизонталей, спокойная, суровая сила романского зодчества были ярким воплощением религиозного идеала этого врмени, говорившем о грозном всемогуществе божества.
В соответствии с идеологией христианства романский храм делился на три части: притвор, корабли или нефы и алтарь.
План
Слайд 445. Одна из важнейших особенностей романской архитектуры составляет «стиль полукруглой
арки».
6. Период готического искусства делился в Европе с сер. 12 по 15 вв.
7. Нет. На площади перед готическим собором и в самом соборе происходили диспуты, разыгрывались театральные представления.
8. Она вытекает из каркасной системы постройки готического собора.
9. Многочисленные витражи заменили настенную роспись.
10. Собор Парижской богоматери во Франции.
Слайд 4511. Искусство барокко пришло на смену искусству эпохи Возрождения.
12. « Поразить,
поразить, во что бы то не стало поразить! » - вот лозунг искусства барокко.
13. Пространственные и объемные элементы не распределяются согласно простой геометрии и мгновенному визуальному уяснению.
14. Собор святого Петра расположен к западу от центра Рима, на территории Ватикана.
15. В устройстве колонады Бернини воплотил свою концепцию динамичного пространства.
16. Цвингер расположен в Дрездене.
17. Греческим кариатидам удобно и покойно, а фигурам барокко мучительно тесно.
Слайд 46В презентации использованы фотографии и картинки из Интернета.
http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://www.turizm.ru/country_gallery/220/374.jpeg&imgrefurl=http://album.turizm.ru/14337/mess_2/&h
http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://i.bigmir.net/img/prikol/images/large/4/6/76664.jpg&imgrefurl;
http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://www.bilety-na-poezd.com/images/ber1.jpg&imgrefurl;
http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://www.turizm.ru/coun;
http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://www.raduga-v.ru/gallery/france/notr-dam1.jpg&imgrefurl;
http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://www.mirvitraza.com/pictures/art/sobor-parizskoi-bogomateri.jpg&imgrefurl;
http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://www.saga.ua/modules/gallery/albums/22/f2f7d5088a0cc1b9b95f6707e37ef2b3_big.jpg&imgrefurl=http://www.saga.ua/34_gallery_showphotos;
http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://www.infrance.ru/paris/monuments/cite/garg2.jpg&imgrefurl=http://www.infrance.ru/paris/monuments/cite/cite.html&h;
http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://www.flyex.ru/upload/e/eifeleva_bashnya-eifel.bmp&imgrefurl.
http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://www.go-prague.ru/img/big29.jpg&imgrefurl;
http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://www.dvm-tour.ru/chvit.jpg&imgrefurl;
http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://www.don.ua/user_foto/fotogal/a1ac1305438076c46a459b3166a931ff.jpeg&imgrefurl;
http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://www.don.ua/user_foto/fotogal/5aa23cdc10f5823bff05c62cd5ae930a.jpeg&imgrefurl;
http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://www.don.ua/user_foto/fotogal/e1a8fa2ac2b41543370edd75f3b7bf3b_sm.jpeg&imgrefurl
Слайд 47Презентацию подготовил:
Учитель
Донецкой общеобразовательной школы 1 – 3 ст.
№126
Донецкого городского совета Донецкой обл.
Брындюк Вероника Викторовна.