Слайд 1Теплова И.А.
Преподаватель МБУДО Новоспасская ДШИ
Ульяновская обл.
Иван Яковлевич Билибин художник - иллюстратор
Слайд 2Иван Билибин родился 4 августа (16 августа) 1876 года, в Тарховке,
близ Петербурга.
Род Билибиных происходил от торговцев-купцов, в последствие, владельцев заводов.
Слайд 3Иван Яковлевич учился в студии Антона Ажбе в Мюнхене (1898), а
также в школе-мастерской княгини Марии Клавдиевны Тенишевой у Ильи Ефимовича Репина (1898-1900). Систематические занятия рисунком под руководством Ильи Репина и знакомство с журналом и обществом «Мир искусства» способствовали становлению мастерства и общей культуры Билибина.
Слайд 4 Основателями «Мира искусства» (1898—1924) были : петербургский художник
Александр Николаевич Бенуа и «театральный деятель-меценат» Сергей Павлович Дягилев
Эскиз группового портрета художников «Мира искусства». Слева направо: И.Э. Грабарь, Н.К. Рерих, Е.Е. Лансере, Б.М. Кустодиев, И.Я. Билибин, А.П. Остроумова-Лебедева, А.Н. Бенуа, Г.И. Нарбут, К.С. Петров-Водкин, Н.Д. Милиоти, К.А. Сомов, М.В. Добужинский.
Слайд 5На творчество Билибина большое влияние оказала японская ксилография (гравюра на дереве).
Слайд 6 Иван Яковлевич Билибин — считается русским художником, графиком, театральным художником,
автором иллюстраций к русским былинам и сказкам в декоративно-графической орнаментальной манере, основанной на стилизации мотивов русского народного и средневекового искусства, один из крупнейших мастеров «национально-романтического» направления в русском варианте стиля модерн .
Билибину была интересна атмосфера русской старины, эпоса, сказки. И у него имелся богатый материал экспедиции, фотографии вышивки скатертей, полотенец, крестьянских построек, утвари, одежды. Имелись зарисовки, выполненные в деревне Егны. Это раскрашенная деревянная и глиняная посуда, дома с резными наличниками и причелинами.
Из подлинных орнаментов, деталей Билибин создавал полуреальный-полуфантастический образ! Все страничные иллюстрации окружены орнаментальными рамками, прямо как деревенские окна с резными наличниками. Но эти орнаментальные рамки не несут исконности и традиционности, а отражают лишь взгляд Билибина и имеют лишь декоративную функцию!
Слайд 8В сказке «Василиса Прекрасная» иллюстрацию с Красным всадником (солнышко) окружают почему-то
цветы.
А Черного всадника (ночь) – мифические птицы с человеческими головами.
Слайд 9Иллюстрацию с избушкой Бабы-Яги окружает рамка с поганками (а что еще
может быть рядом с Бабой-Ягой? Да?). Да и сама Баба-Яга – ужасная и страшная!
Слайд 11Билибин, имея возможность возродить искусство допетровской эпохи, создавал модерн, «новодел», то
есть «подделку»-«обманку». Очень тщательно исполненную, с проработкой шрифтов, стилизованную под старинную рукопись, отличающуюся узорностью рисунка и яркой декоративностью «ОБМАНКУ»!
Может поэтому, «Сказка о золотом петушке» наиболее удалась художнику?. Роскошные царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью, украшениями. Здесь орнамент настолько обильно покрывает пол, потолок, стены, одежду царя и бояр, что все превращается в некое зыбкое видение, существующее в особом иллюзорном мире и готовое вот-вот исчезнуть.
Слайд 13Так же как и в «Сказке о царе Салтане»
Слайд 14Воспитанный в петербургской среде, далекой от увлечений национальным прошлым, художник неожиданно
проявил интерес к русской старине, сказке, народному искусству!
Слайд 20 Иван Билибин подарил юным читателям необыкновенное «зеркало»- это
его иллюстрации, отражение сказки в книге. Они показали какой он остроумный рассказчик и блестящий собеседник, который обращается одновременно и к читателю и к автору книги.
В последнее десятилетие своей жизни Билибин преподавал во Всероссийской академии художеств, по-прежнему выступая в амплуа книжного и театрального художника . Сергей Эйзенштейн задумал привлечь Ивана Яковлевича как художника к работе над фильмом «Иван Грозный», но смерть Билибина не позволила осуществиться этой идее.
Иван Билибин скончался 7 февраля 1942 года, в блокадном Ленинграде.