Слайд 1МБОУ СШ №22 с углубленным изучением французского языка г. Дзержинск Нижегородской
области
Преподаватель: Котова Надежда Александровна
Презентация к 125-летию со дня рождения С.С Прокофьева на тему «Образ Джульетты в музыке и в литературе»
Слайд 2«Я всегда искал оригинальный, свой музыкальный язык. Ненавижу подражание, ненавижу избитые
приёмы. Я никогда не хотел что-либо делать, только потому что этого требует правило»
Так непросто начинался творческий путь композитора.
Сергей Сергеевич Прокофьев
Слайд 3Не все современники признавали Прокофьева, но для многих слушателей его концерта
прозвучал голос смелого художника, смотрящего далеко в будущее.
С самого детства Прокофьев связан с музыкой. Его первая опера «Великан».
Консерваторию закончил концертом №1 для фортепиано с оркестром.
Одним из учителей Прокофьева был известнейший Н. А. Римский-Корсаков.
Слайд 4Решением, изменившее его судьбу, был выезд за границу в 1918 г.
на гастроли. За период пребывания заграницей Прокофьев создал ряд произведений разных жанров. Но композитору было некомфортно. Его не покидали мысли о том, что он русский, и желание вернуться на родину возрастало с каждым днём. После долгих размышлений Прокофьев принимает окончательное решение вернуться домой.
На родине Прокофьев был захвачен новыми замыслами. Здесь, в Поленово рождается одно из самых поэтический созданий поэта: балет «Ромео и Джульетта».
Слайд 5Просмотр фрагмента из балета «Ромео и Джульетта»…
Слайд 6Шекспир - пушкинский Моцарт, получивший "священный дар", "бессмертный гений" совсем не
в награду, а по какому-то неведомому нам капризу природы. Или это не он, а кто-то другой, скрывавшийся за его именем? Тогда кто же он, этот гениальный небожитель? - Загадка.
Вильям Шекспир
Жизнь Шекспира обросла легендами, как это случается со всеми знаменитостями.. Однако то, что мы знаем о нем по немногим документам (не сохранилось ни одной строки, написанной его рукой), мало увязывается с гениальной фигурой, которая предстаёт перед нами со страниц его сочинений.
Слайд 7Бессмертная трагедия - "Ромео и Джульетта". Тема любви - вечная, почти
всегда трагическая тема.
Гимн любви, который спел Шекспир в своей трагедии, есть в то же время и гимн Природе. Она рождает и благословляет любовь.
Стиль Шекспира вообще чрезвычайно динамичен, и в трагедии "Ромео и Джульетта" сюжет спрессован до предела. События развиваются стремительно, лишь лирические сцены, подобно чудной мелодии, как бы замедляют их молниеносный бег, чаруя нас прелестью поэзии любви.
Слайд 8Джульетта Капулетти - один из центральных персонажей трагедии.
(1 тема) Джульетта
в начале произведения – послушная и смиренная дочь для своих родителей, выполняет все их просьбы и прислушивается к наставлениям:
Я постараюсь ласково смотреть,
Но буду стрелы посылать из глаз
Не дальше, чем велит мне ваш приказ.
Слайд 9Просмотр фрагмента из балета «Ромео и Джульетта»…
Слайд 11Для создания образа Джульетты Прокофьев использует следующие средства музыкальной выразительности:
−динамические и темповые оттенки;
−акценты;
−инструментовку.
Прокофьев в своей музыке смог передать нам характер Джульетты с помощью ритма, скачек. В её скерцозном, лёгком, стремительном движении так и видится то скользящий, то подпрыгивающий бег совсем ещё юного существа. Тема Джульетты-девочки выступает в качестве рефрена № 10, проводится в нем многократно, в различных тональностях.
Слайд 12(2 тема) Джульетта превращается в решительную и бесстрашную девушку, готовую на
жертвы ради своего любимого:
Так поклянись, что любишь ты меня, -
И больше я не буду Капулетти…
Да, мой Монтекки, да, я безрассудна,
И ветреной меня ты вправе счесть.
Но верь мне, друг, – и буду я верней
Всех, кто себя вести хитро умеет.
Слайд 13Просмотр фрагмента из балета «Ромео и Джульетта»…
Слайд 15Музыка по-светски элегантна, изящна. Специфические паузы напоминают поклоны, мягкий аккомпанемент спокойного,
ласкового, чуточку колыбельного оттенка придаёт теме единство и некоторую заворожённость. В дальнейшем развитии балета ля-бемоль-мажорной теме отводится значительная роль. Она становится рефреном, подчёркивая, что все события концентрируются вокруг образа Джульетты. Изящество 2 темы передано в ритме гавота, кларнет звучит игриво и насмешливо.
Слайд 16(3 тема) Джульетта готова к любым жертвам и опасностям:
Все, все,
о чем, лишь слушая, трепещешь,
Все сделаю без страха, чтоб остаться
Возлюбленному верною женой.
Слайд 17Просмотр фрагмента из балета «Ромео и Джульетта»…
Слайд 19До-мажорная тема отличается хрупкостью и нежностью. Но на первый план здесь
выступает не движение, а психологическое состояние, в котором есть и задумчивость, и томление, и восторженность, и трагическое предчувствие, обречённость. В заключении появляется уже совершенно определённый предвестник гибели героини – трагическая, никнущая интонация.3 тема – отражает тонкий, чистый лиризм – как самую значительную “грань” её образа (изменение темпа, фактуры, тембра – флейты, виолончели) – звучит очень прозрачно.
Слайд 20Произведение Прокофьева продолжило классические традиции русского балета. Это выразилось в большой
этической значимости избранной темы, в отражении глубоких человеческих чувств в развитой симфонической драматургии балетного спектакля. И вместе с тем балетная партитура “Ромео и Джульетты” была такой необычной, что потребовалось время для “вживания” в неё. Возникла даже ироническая поговорка: “Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете”. Обращение к Шекспиру было смелым шагом советской хореографии, так как, по общему мнению, считалось, что воплощение столь сложных философских и драматических тем невозможно средствами балета. Прокофьевская музыка проникнута шекспировским духом.