Слайд 1Традиционные и нетрадиционные направления в искусстве конца 19 – начала 20
веков
Мир реальности
и мир «новой реальности»:
Слайд 2Характеристика эпохи:
Стремительный научно-технический прогресс
Духовная деградация общества
Слайд 3Реализм -
Лат. Realis - вещественный, действительный –
Воплощение правды жизни в
искусстве различных стилей и эпох
Представители реализма в литературе:
Слайд 4Представители реализма в литературе:
Французская литература:
Эмиль Золя (1840-1902)
Суть произведений: сущность человека и
его судьба предопределены социальной средой, бытом, физиологией
Романы: «Чрево Парижа», «Нана», «Деньги», «Жерминаль», «Западня»
Слайд 5Представители реализма в литературе:
Ги де Мопассан ((1850-1893)
Суть произведений: анализ действительности, утеря
духовной цельнгости; любовь, лишенная романтической возвышенности, откровенная страсть
Произведения: повесть «Пышка», многоообразие новелл, романы «Жизнь», «Милый друг», «Пьер и Жан»
Слайд 6«Если бы я мог говорить, — писал Мопассан в одном из
писем, — я бы высказал когда-нибудь все таящиеся во мне печальные мысли, которые я всегда отдалял, не вникая в них. Они наполняют меня и отравляют мою душу, как желчь отравляет больных печенью. … Думать становится страшной мукой, когда весь мозг точно сплошная рана. У меня вся голова как бы разбита, и малейшее движение мысли заставляет меня кричать от боли. Почему? Почему? Дюма сказал бы, что у меня плохое пищеварение. Но мне кажется, что у меня, скорее всего, гордое и стыдливое сердце, старое человеческое сердце. Над ним часто смеются, но оно очень чувствительно и причиняет страдание. А в мозгу у меня душа латинской расы, очень уставшая. Бывают дни, когда я так не думаю, как теперь, но я и тогда страдаю, потому что я один из тех, с которых заживо сняли кожу. Но я этого не говорю, не показываю и даже, кажется, отлично скрываю. Меня, наверное, считают одним из самых равнодушных людей. А на самом деле я только скептик, что вовсе не одно и то же. Я скептик, потому что у меня ясный взор. Глаза мои говорят сердцу: спрячься, старик, ты смешон! И сердце прячется».
Слайд 7Представители французского реализма:
Анатоль Франс (1844-1924)
Псевдоним «Франс» – дань любви к родине
Суть
произведений: «На земле существуют, чтобы любить добро и красоту и давать волю всем желаниям, если они благородны, великодушны и разумны» (А.Франс, «Преступление Сильвестра Боннера», 1881г.)
Произведения: ироничный и скептический роман «Современная история», «Остров пингвинов» – злая карикатура на человеческое общество
Слайд 8Цитаты и афоризмы. А.Франс:
Бог, небеса, все это - ничто. Истинна только
земная жизнь и любовь живых существ.
В природе многих людей - рассуждать умно, но поступать нелепо.
В человеке заложена вечная, возвышающая его потребность любить.
Война - преступление, которое не искупается победой.
Для того чтобы достичь многого, мы должны не только действовать но и мечтать; не только планировать, но и верить.
Слайд 9Представители реализма в литературе:
Ромен Роллан (1866-1944)
Суть произведений: размышления о современной жизни,
обществе, искусстве
Произведения: «роман-поток» «Жан-Кристоф» (произведение, посвященное одному герою)
Слайд 10Английская литература
конца 19 века:
Роберт Луи Стивенсон (1850-1894)
Суть произведений: отвержение серой
прозы будней
«Остров сокровищ» (1883): столкновение двух нравственных позиций – чести, благородства и жажды наживы
Слайд 11Английская литература конца 19-начала 20 в.
Артур Конан - Дойл (1859-1930)
Суть произведений:
психологическая характеристика человека
Произведения: рассказы о Шерлоке Холмсе
Слайд 12Английская литература конца 19 – начала 20 в.в.
Оскар Уайльд (1856-1900)
Суть произведений:
настоящее искусство – ложь, красивая сказка
Произведения: роман «Портрет Дориана Грея» (олицетворение человеческой совести)
Слайд 13Цитаты и афоризмы. «Портрет
Дориана Грея»
Жизнь дарит человеку в лучшем случае
лишь одно великое мгновение, и секрет счастья в том, чтобы это великое мгновение переживать как можно чаще.
...что пользы человеку приобрести весь мир, если он теряет собственную душу?
Тем, кто верен в любви, доступна лишь ее банальная сущность. Трагедию же любви познают лишь те, кто изменяет.
Опытом люди называют свои ошибки.
Слайд 14Английская литература конца 19 – начала 20 в.в.
Джозеф Редьярд Киплинг (1856-1936)
Главная
идея творчества – колониализм (процветание, мир, культура – в далекие «нецивилизованные» земли)
Произведения: «Книга джунглей» (универсальный закон братства – «Мы с тобой одной крови»)
Слайд 15Английская литература конца 19 – начала 20 в.в.
Бернард Шоу (драматург) (1856-1950)
Суть
произведений: столкновение разных идеологий, насмешка над жизнью, столкновение смешного и серьезного
Произведения: пьесы «Дом вдовца», «Тележка с яблоками», «Пигмалион» (опровержение мнения о непреодолимости социальных барьеров)
Слайд 16Литература Германии конца 19 – начала 20 в.в.
Братья Генрих и Томас
Манны
Генрих Манн (1871-1950), представитель реалистического направления, по сути произведений – разоблачитель
Особенность произведений: едкий сарказм по отношению к буржуазному стилю жизни
Произведения: «Верноподданный» (гл.герой – Дидерих Геслинг, грубый, невежественный, лоялен к идеям шовинизма шовинизм породил фашизм ничтожный трус становится эксплуататором)
Слайд 17Литература Германии конца 19 – начала 20 в.в.
Томас Манн (1875-1955)
Основная тема
творчества – кризис культуры и христианской нравственности, вырождение гуманных человеческих отношений
Произведения: «Будденброки» (1901) (крах семьи Будденброков в условиях волчьих законов рынка. Причина краха – изменение духовного мира семьи, члены которой из поколения в поколение становятся более утонченными и менее жизнеспособными)
Слайд 18Нетрадиционные направления
в искусстве конца 19 – начала 20 вв
Причина возникновения
– «противодвижение» романтизму и реализму
Становление новой художественной культуры
Декаданс (декаденство) – от фр. Dekadence – упадок, разложение
Слайд 19Декаданс -
Явления культуры, бросающие вызов общепринятым нравственным и эстетическим ценностям
Поэтическая группа
«Парнас»
Девиз «парнасцев» – «…живопись, скульптура, музыка не служат абсолютно ничему» (Т.Готье)
Слайд 20Нетрадиционные направления
в искусстве конца 19 – начала 20 вв
Шарль Бодлер
( 1821-1867), французский поэт
Особенность творчества: исповедальный самоанализ, противоречащие образы прекрасного и безобразного, метания между добром и злом
Произведения: нашумевший поэтический сборник «Цветы зла»
Слайд 21Шарль Бодлер
Тебя, как свод ночной, безумно я люблю,
Тебя, великую молчальницу мою!
Ты
- урна горести; ты сердце услаждаешь,
Когда насмешливо меня вдруг покидаешь,
И недоступнее мне кажется в тот миг
Бездонная лазурь, краса ночей моих!
Я как на приступ рвусь тогда к тебе, бессильный,
Ползу, как клуб червей, почуя труп могильный.
Как ты, холодная, желанна мне! Поверь, -
Неумолимая, как беспощадный зверь!
Слайд 22Символизм
Декадентское течение, возникшее во Франции
Цель: с помощью образов-символов постичь и
передать сущность мироздания, проникнуть в тайны сознания
Особенность: пессимизм, апокалиптические предсказания, тоска, отчаяние, грезы и галлюцинации
Слайд 23Символизм
Поль Верлен (1844-1896)
Особенность стихотворений – пессимизм,
музыкальная утонченность
Меня
не веселит ничто в тебе, Природа:
Ни хлебные поля, ни отзвук золотой
Пастушеских рогов, ни утренней порой
Заря, ни красота печального захода.
Смешно искусство мне, и Человек, и ода,
И песенка, и храм, и башни вековой
Стремленье гордое в небесный свод пустой,
Что мне добро и зло, и рабство, и свобода!...
Устал я жить, и смерть меня страшит…
(перевод Ф.Сологуба)
Слайд 24Символизм
Гийом Апполинер (1880-1918)
Особенность творчества: поиски «новой реальности» через нетрадиционную форму
стиха, передающую энергетику 20 века
Произведения: сборники стихотворений «Алкоголи» (1913), «Каллиграммы» (1918)
Слайд 25Новаторство Апполинера:
1) отказ от традиций
2) смешение прозы и поэзии
3) отказ в
стихах от знаков препинания
В саду где привиденья ждут
Чтоб день угас изнемогая
Раздевшись догола нагая
Глядится арлекина в пруд…
Слайд 26Символизм
Морис Метерлинк (1862-1949), бельгиец-драматург
Особенность пьес: выражение «боли души» при отсутствии
внешних проявлений страдания
Пьесы «Непрошенная», «Слепые», «Смерть Тентажиля и др.; пьеса-сказка «Синяя птица»; драма «Там, внутри» (главная героиня – Смерть, человек живет, не задумываясь о неизбежном конце, тем самым обманывает себя)
Слайд 27Постимпрессионизм. Живопись.
Поль Сезан (1839-1906), французский художник
Особенность творчества : мир сквозь призму
чистых красок и простых форм
Слайд 28«Все в природе лепится в форме шара, конуса, цилиндра, надо учиться
писать на этих простых фигурах… Нельзя отделять рисунок от красок, нужно рисовать по мере того, как пишете, и чем гармоничнее становятся краски, тем точнее делается рисунок» (П.Сезан)
Слайд 30Постимпрессионизм. Живопись.
Винсент ван Гог (1853-1890), голландский художник
Особенность творчества: воплощение своего внутреннего
«я»: боль одиночества, мучительные страдания, проблески радости и надежды
Слайд 31Основные характеристики произведений В. Ван Гога
1) экспрессивная нервозность
2) цветовой диссонанс
3) гибкие
беспокойные мазки
4) сгущенный колорит
5) в целом – повышенная эмоциональность
Слайд 32Постимпрессионизм. Живопись.
Поль Гоген (1848-1903)
Особенность творчества: насыщенный колорит, экзотика
Идея произведений: гармония природы
и человека
Слайд 37Кубизм. Живопись.
Кубизм (от фр. Cube –куб) – течение в изобразительном искусстве
первой четверти 20 в.
Особенность: действительность сквозь призму геометрических фигур (куб, конус, цилиндр)
Теоретики и создатели: Пабло Пикассо и Жорж Брак.
Слайд 38Кубизм. Живопись.
Пабло Пикассо (1881-1973), французский художник испанского происхождения
Несколько периодов творчества:
«Голубой период»:
«Любительница абсента»,
«Розовый период»: «Девочка на шаре»
Кубистический период: «Авиньонские девицы»
Слайд 39Модернизм . Кубизм. Живопись
Особенности творчества в целом: разные манеры написания
Слайд 41«Герника» – страшный ответ фашизму
Слайд 42Абстракционизм
Направление в изобразительном искусстве 20в., отказавшееся от реальности, как предмета
творчества.
Основоположники: Пит Мондриан, Василий Кандинский, Казимир Малевич
Слайд 43Абстракционизм
Пит Мондриан (Питер Корнелис) (1872-1944)
Особенность творчества: беспредметные композиции без названий
– отсутствие эмоционального восприятия мира
«Нет ничего конкретнее, чем линия, цвет, плоскость» (Пит Мондриан)
Слайд 44Композиция с красным, синим и белым
Слайд 47Сюрреализм
От фр. Surreulisme – буквально «сверхреализм»
Суть: источник искусства – подсознание
человека (сновидения, галлюцинации, инстинкты и пр.)
Основоположник – французский поэт и врач-психиатр Андре Бретон
Слайд 48Сюрреализм
Андре Бретон (1898-1956)
«…простейший сюрреалистический акт состоит в том, чтобы с револьвером
в руке выйти на улицу и стрелять народ, сколько можно, в толпу» (Андре Бретон)
Суть: освобождение от морали и призывы к бессмысленному насилию
Воскресенье
Самолет прядет телеграфные провода
а ручей мурлычет старую песню
На празднике кучеров - оранжевый аперитив
но у поездных механиков бесцветные глаза
Улыбка этой дамы затерялась в лесах
Слайд 49Воскресенье
Самолет прядет телеграфные провода
а ручей мурлычет старую песню
На празднике кучеров -
оранжевый аперитив,
но у поездных механиков бесцветные глаза
Улыбка этой дамы затерялась в лесах
Слайд 50Заря, внезапная, как холодный душ. Углы комнаты - незыблемые - далеко-далеко.
Белая плоскость. Чистое движение в полумраке, туда, обратно. Я открываю для себя застенное, Париж в Париже - пассаж с его грязными детьми, пустыми мешками, твердит о нем без умолку. Деньги, дорога, красный глаз и блестящая лысина пути. День создан, чтобы научить меня жить, узнавать время. Наброски ошибок. Большая встряска заструится голым медом болезни, плоха игра - засахаренным сиропом, голову под воду, усталость.
Крохотная мысль - как талисман, - старый траурный цветок без запаха, я держу тебя обеими руками. Голова отлита в форму мысли .
Слайд 51Сюрреализм
Зигмунд Фрейд (1856-1939)
Кто такой психоаналитик, сегодня знает каждый. И каждый
знает, что его услуги - дорогое удовольствие (тем не менее в Америке этим увлекается каждый седьмой, в Европе - каждый пятый). Человека, придумавшего такой заработок, зовут Зигмунд Фрейд. О его теориях известно много. О нем самом - мало. Он не хотел, чтобы о нем знали.
- Ненавижу этих писак! - рычал Фрейд, вертя в руках свежий экземпляр своей очередной биографии.- Тысячу раз повторял, что общественность не имеет права на мою личную жизнь! Помру - тогда пожалуйста. И Цвейг - туда же, хочет, видите ли, увековечить мою жизнь! Я ему так и написал: "Кто становится биографом, обязуется лгать, утаивать, лицемерить, приукрашивать и скрывать свое собственное недопонимание". Биографы Фрейда недоумевали: ну надо же, какая цаца. Всю жизнь беспардонно копался в чужих .жизнях, а тут - на тебе!
Слайд 52Сюрреализм. Живопись.
Сальвадор Дали(1904-1989)
«Как вы хотите понять мои картины, когда я
сам, который их создаю, их тожэе не понимаю» (Сальвадор Дали)
Особенность творчества: мистификации и парадоксы, экстравагантность и остроумие
Слайд 54Открытие Америки Христофором Колумбом