К. П. Брюллов, портрет Ф. Д. Гверацции
И.Н.Крамской «Неизвестная» 1883
Для успешного решения поставленных задач следует хорошо знать особенности и закономерности строения формы головы. Поэтому, прежде чем приступить к рисунку живой головы, необходимо поупражняться в рисовании анатомического строения человеческой головы для последующего соблюдения в рисунке структуры человеческого черепа и закономерности расположения мышц. Несмотря на различие в манере рисунка, закономерности расположения костей и мышц для всех должна быть единой.
Прежде чем приступить к длительному рисунку, необходимо предварительно осмотреть натуру со всех сторон и отметить характерные особенности данной головы, выбрать наиболее интересную точку зрения и представить себе, как будет выглядеть рисунок с данной точки зрения. Для этого необходимо сделать ряд композиционных набросков с различных точек зрения и выбрать наиболее понравившееся место. Это необходимо сделать для того, чтобы в процессе работы над рисунком у вас не возникло разочарование.
Прежде всего, легко касаясь карандашом бумаги, намечаем общую форму головы, решая в основном композиционную задачу рисунка. Давая композиционное решение, вначале намечайте форму головы схематично. Это поможет правильно решать перспективные задачи. Расположив изображение на листе бумаги, уточняем характер формы головы, поворот (движение) головы, связь головы с шеей и плечевым поясом.
Самое главное на этом этапе работы — правильно изобразить общий вид головы и ее характер. Детали (нос, глаза, рот) только намечаются; не торопитесь моделировать их тоном, все это можно будет сделать позднее, когда все будет намечено на своих местах.
Приступая к линейно-конструктивному изображению как головы в целом, так и ее деталей, старайтесь наглядно показать зрителю, как образуется объем. Каждая плоскость освещена по-разному, и передавая границы этих плоскостей линиями, мы можем правильно и убедительно воспроизвести как форму головы в целом, так и ее деталей.
Для передачи сходства художнику необходимо внимательно проследить за характером посадки глаз.
Внимательное наблюдение позволяет рисующему передавать в рисунке индивидуальные особенности и портретное сходство модели.
Уточняя рисунок отдельных деталей, внимательно следите за закономерностью строения формы.
Очень часто в процессе длительного штудирования натуры притупляется острота восприятия, происходит переход на пассивное копирование натуры и «затушевывание» работы. П. Чистяков советовал: «Работать над деталью долго не следует, так как пропадает острота восприятия, лучше перейти к другой, рядом находящейся части. Когда вернешься к проделанной вначале работе, легко увидеть недоделки».
Наброски
Даже рисуя условно на белой бумаге, можно вызвать впечатление пространственного изображения натуры, передавая характер касания ее наружных краев с фоном. В зависимости от характера формы и ее освещения эти касания могут быть резкими или мягкими и чуть заметными. При правильном их изображении и при облегченном тональном масштабе рисунок увяжется с белым листом бумаги как с прилегающим пространственным фоном.
На учебном рисунке карандашом, где фоном служит случайно освещенная стена, можно наблюдать различную по тону и контрастности связь головы с окружающей средой. Наиболее освещенная верхняя часть головы выделяется более темным фоном, теневая поверхность сократившейся щеки, наоборот, ложится темным силуэтом на светлый фон. Пушистые края волос в тени, теряя границы, почти сливаются с пространством.
1 этап
2 этап
3 этап
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть