Слайд 1Как научить учиться?
Момчинович Е.А.
Учитель изобразительного искусства
МОАУ гимназии №8 г.Сочи
Слайд 2
Изменения, происходящие в современном российском образовании, в связи с введением ФГОС,
заставили меня задуматься, что необходимо предпринять в новых условиях и как преобразовать процесс обучения детей на уроке ИЗО, для полноценного формирования и развития личности ученика. Как научить детей самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. В связи с этим у меня возникла необходимость в новых подходах к преподаванию ИЗО в школе.
Анализируя достижения теории и практики, учитывая свой собственный опыт, достижение этой цели вижу возможным через использование системно-деятельного подхода к организации процесса обучения, который заложен в новые стандарты и предполагает развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства, действия, ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта.
1. АКТУАЛЬНОСТЬ
.
Слайд 32.Теоретическое обоснование условий становления педагогического опыта.
Изменения, происходящие в современном российском
образовании, в связи с введением ФГОС, заставили меня задуматься, что необходимо предпринять в новых условиях и как преобразовать процесс обучения детей на уроке ИЗО, для полноценного формирования и развития личности ученика. Как научить детей самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. В связи с этим у меня возникла необходимость в новых подходах к преподаванию ИЗО в школе.
Анализируя достижения теории и практики, учитывая свой собственный опыт, достижение этой цели вижу возможным через использование системно-деятельного подхода к организации процесса обучения, который заложен в новые стандарты и предполагает развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства, действия, ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта.
Слайд 4У многих детей не развиты коммуникативные способности, они не могут сотрудничать,
взаимодействовать, договариваться.
У некоторых нежелательное отношение к предмету. От некоторых детей можно услышать вопрос - А зачем мне это надо? Я все равно не буду художником. И это мнение не только детей, но их родителей.
Отсюда следует проблема, как организовать процесс формирования и развитие личности школьника в рамках системно-деятельностного подхода.
Для решения проблемы мною был разработан проект:
Системно - деятельностный подход как средство формирования художественно- эстетической культуры школьников на уроках ИЗО.
Цель работы: Создание условий для формирования художественно- эстетической культуры школьников на уроках ИЗО.
Слайд 5Основные педагогические задачи:
развитие творческих способностей, расширение диапазона воображения, фантазии, восприятия,
пространственного мышления;
обучение изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности навыков практического решения творческих задач;
развитие коммуникативной компетентности школьников через использование коллективных средств обучения и обучения в сотрудничестве;
создание условий для творческой самореализации учащихся через организацию проектно-исследовательской деятельности и индивидуальной работы по подготовке к конкурсам и выставкам;
развитие общекультурной компетентности школьников через приобщение к наследию отечественного и мирового искусства.
Слайд 6Основными идеями, обеспечивающими достижение поставленной цели, считаю:
Идею совершенствования методики преподавания
на основе системно-деятельностного подхода (внедрение новых способов, оценивание учебных достижений).
Идею личностного подхода к ученику (уважение к ребенку, вера в его творческие силы, отвергая принуждение).
Идею создания информационной среды (информация для родителей о личностном росте ребенка, достижениях учащихся).
Идею создания ситуации успеха.
Слайд 73. Условия реализации проекта:
В своей педагогической деятельности опираюсь на принципы системно-деятельностного
подхода:
Принцип деятельности обеспечивает включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность;
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире и о самом себе.
Слайд 8принцип минимакса обеспечивает для каждого ребёнка адекватную нагрузку и возможность успешного
освоения учебного содержания по своей индивидуальной образовательной траектории;
Принцип психологической комфортности – создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества ориентирован на формирование у учащихся интереса к обучению, создание для каждого из них условий для самореализации в учебной деятельности.
Слайд 9Свою педагогическую деятельность строю на следующих теоретических позициях:
Идеи системно-деятельностного подхода
В.В.Давыдова. Л.С. Выготского, Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина;
Идеи личностно-ориентированного подхода И.С.Якиманской, Б.М.Неменского. Цель данного обучения: Максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъективный) опыт ребенка. Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.
Слайд 10 Технология педагогического опыта
Искусство обладает огромной силой, которая воздействует на человека.
Им можно учить думать и размышлять, оценивать поступки, творить, воспитывать и вдохновлять.
Для развития и совершенствования творческих способностей учащихся в работе я использую нетрадиционные техники изображения: набрызг, кляксография, отпечатки природных материалов, восковые мелки+акварель, оттиск смятой бумагой, что выводит ребенка за привычные рамки рисования, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает избавиться от комплекса «я не умею». Дает реальную возможность развить у детей абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
Слайд 11Освоение различных художественных материалов (гуашь, пастель, восковые мелки, гелевые ручки, цветные
карандаши, уголь, тушь, акварель), позволяет детям ярче выразить в рисунке свои чувства, мысли, переживания, эмоции, настроение, поверить в себя и ощутить радость творчества
Слайд 12Особую роль отвожу работе с бумагой в различной технике : аппликация,
вырезание, мозаика, бумажная пластика, квиллинг, рваная аппликация, аппликация мятой бумагой, коллаж и др., что развивает точность движения рук, глазомер, чувство формы и ритма, изобретательность
Слайд 13Для повышения интереса и положительной мотивации к познанию основ изобразительного искусства,
использую нетрадиционные формы ведения урока: урок-экскурсия, урок – путешествие, урок- игра, урок-презентация, урок-викторина. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление и развиваются личностные качества, оценка роли знаний их применение на практике.
Слайд 14Свой урок стремлюсь сделать для каждого ребёнка ярким событием в жизни,
побуждающим к самостоятельному творчеству. Он должен быть каждый раз новым, не похожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлеченности, которую я создаю, при помощи живого слова, ярких диалогов, проблемных ситуаций, музыки, зрительных образов, поэтического слова и использования информационно- коммуникационные технологий, которые позволяют открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства, формируют личностную, социальную, интеллектуальную компетенции учащихся. Важно, чтобы после проведённого занятия в душе каждого ребёнка остался праздник творчества.
Слайд 15Для развития коммуникативной компетентности школьников и навыков продуктивного сотрудничества использую коллективную
деятельность школьников. Дети выполняют работы на темы: «Городской пейзаж», «Морской пейзаж», «, «Русский народный праздник» и др. Успех способствует проявлению положительных взаимоотношений со сверстниками, развивает умение сотрудничать, договариваться, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою позицию, понимать и ценить творчество других.
Слайд 16Для расширения навыков общения применяю игровые технологии. На уроке использую
такие формы работы как: игры-путешествия; игры-соревнования; игры-загадки; интеллектуальные турниры, композиционные игры, деловые игры, предполагающие роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др. В результате игры формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, ответственность.
Слайд 17
Для творческой самореализации учащихся организую проектную деятельность. Одной из любимых форм
работы является проектно-исследовательская деятельность. Проект для ученика – возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, возможность проявить свои способности, приложить знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат, при этом углубляются знания по ИЗО, краеведению расширяется кругозор и общая культура..
Слайд 18Развития общекультурной компетентности школьников осуществляется через приобщение к культурному наследию
народа средствами декоративно-прикладного искусства. ДПИ, решает широкий круг задач, как познавательных (познакомить с промыслами, их технологией, особенностями декора, мастерами), так и воспитательных (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к культуре своего народа).
Слайд 19. Результативность опыта
Вера в ребёнка, доверие к нему, поддержка его устремлений
к самореализации и самоутверждению приводят ребёнка к хорошим результатам. Показателем результативности моей педагогической деятельности служит высокий уровень мотивации у учащихся к уроку изобразительного искусства, их способность понять общечеловеческие ценности, выраженные в художественных произведениях, уровень художественной грамотности, степень эмоционального восприятия, желание реализовать свои потенциальные творческие способности в учебной деятельности.
Слайд 20Мои ученики являются активными участниками, призерами и победителями конкурсов и фестивалей
изобразительного искусства разного уровня: городских, областных, международных.
Слайд 21«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы
украдем у детей завтра» Джон Дьюн
Как говорила Е.И.Рерих « Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперед вместе с вечным движением жизни».
Обучая детей, я учусь сама, и процесс этот бесконечен. На каждом уроке и я, и дети открываем мир искусства: дети – себя в этом мире, я - в восприятии детей. Впереди работа и творчество…
Слайд 22Список используемой литературы.
Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов/
А.Г. Асмолов // Практика образования.-2008.- №2.
Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии. – Москва-Ростов-на-Дону, издательский центр «Март», 2006
Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – Москва, «Владос», 2006
Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
Куракова Г.В. Специфика педагогического проектирования процесса формирования ключевых учебных компетенций обучающихся. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология.2011. № 1. с 39-46.
К удрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.
Муравьева Г.Е., Куренная Е.В., Дубова Е.А. Педагогическое проектирование в деятельности школьного учителя: учебно-методическое пособие для начинающих учителей. – Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2011г
Фундаментальное ядро содержания общего образования. Просвещение, 2011- (серия «Стандарты второго поколения»).
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под ред.А.Г. Асмолова. М., Просвещение, 2011- (серия «Стандарты второго поколения»).