Презентация, доклад Как преобразовать процесс обучения детей на уроке ИЗО в условиях ФГОС

Содержание

Изменения, происходящие в современном российском образовании, в связи с введением ФГОС, заставили меня задуматься, что необходимо предпринять в новых условиях и как преобразовать процесс обучения детей на уроке ИЗО, для полноценного формирования и

Слайд 1Как научить учиться?
Момчинович Е.А.
Учитель изобразительного искусства
МОАУ гимназии №8 г.Сочи

Как научить учиться?Момчинович Е.А.Учитель изобразительного искусстваМОАУ гимназии №8 г.Сочи

Слайд 2
Изменения, происходящие в современном российском образовании, в связи с введением ФГОС,

заставили меня задуматься, что необходимо предпринять в новых условиях и как преобразовать процесс обучения детей на уроке ИЗО, для полноценного формирования и развития личности ученика. Как научить детей самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. В связи с этим у меня возникла необходимость в новых подходах к преподаванию ИЗО в школе.
Анализируя достижения теории и практики, учитывая свой собственный опыт, достижение этой цели вижу возможным через использование системно-деятельного подхода к организации процесса обучения, который заложен в новые стандарты и предполагает развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства, действия, ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта.

1. АКТУАЛЬНОСТЬ

.

Изменения, происходящие в современном российском образовании, в связи с введением ФГОС, заставили меня задуматься, что

Слайд 32.Теоретическое обоснование условий становления педагогического опыта.
Изменения, происходящие в современном российском

образовании, в связи с введением ФГОС, заставили меня задуматься, что необходимо предпринять в новых условиях и как преобразовать процесс обучения детей на уроке ИЗО, для полноценного формирования и развития личности ученика. Как научить детей самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. В связи с этим у меня возникла необходимость в новых подходах к преподаванию ИЗО в школе.
Анализируя достижения теории и практики, учитывая свой собственный опыт, достижение этой цели вижу возможным через использование системно-деятельного подхода к организации процесса обучения, который заложен в новые стандарты и предполагает развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства, действия, ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта.

2.Теоретическое обоснование условий становления педагогического опыта. Изменения, происходящие в современном российском образовании, в связи с введением ФГОС,

Слайд 4У многих детей не развиты коммуникативные способности, они не могут сотрудничать,

взаимодействовать, договариваться.
У некоторых нежелательное отношение к предмету. От некоторых детей можно услышать вопрос - А зачем мне это надо? Я все равно не буду художником. И это мнение не только детей, но их родителей.
 
Отсюда следует проблема, как организовать процесс формирования и развитие личности школьника в рамках системно-деятельностного подхода.
Для решения проблемы мною был разработан проект:
Системно - деятельностный подход как средство формирования художественно- эстетической культуры школьников на уроках ИЗО.
 
Цель работы: Создание условий для формирования художественно- эстетической культуры школьников на уроках ИЗО.




У многих детей не развиты коммуникативные способности, они не могут сотрудничать, взаимодействовать, договариваться.У некоторых нежелательное отношение к

Слайд 5Основные педагогические задачи:
развитие творческих способностей, расширение диапазона воображения, фантазии, восприятия,

пространственного мышления;
обучение изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности навыков практического решения творческих задач;
развитие коммуникативной компетентности школьников через использование коллективных средств обучения и обучения в сотрудничестве;
создание условий для творческой самореализации учащихся через организацию проектно-исследовательской деятельности и индивидуальной работы по подготовке к конкурсам и выставкам;
развитие общекультурной компетентности школьников через приобщение к наследию отечественного и мирового искусства.


Основные педагогические задачи:  развитие творческих способностей, расширение диапазона воображения, фантазии, восприятия, пространственного мышления; обучение изобразительной грамотности,

Слайд 6Основными идеями, обеспечивающими достижение поставленной цели, считаю:
Идею совершенствования методики преподавания

на основе системно-деятельностного подхода (внедрение новых способов, оценивание учебных достижений).
Идею личностного подхода к ученику (уважение к ребенку, вера в его творческие силы, отвергая принуждение).
Идею создания информационной среды (информация для родителей о личностном росте ребенка, достижениях учащихся).
Идею создания ситуации успеха.

Основными идеями, обеспечивающими достижение поставленной цели, считаю: Идею совершенствования методики преподавания на основе системно-деятельностного подхода (внедрение новых

Слайд 73. Условия реализации проекта:
В своей педагогической деятельности опираюсь на принципы системно-деятельностного

подхода:
Принцип деятельности обеспечивает включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность;
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире и о самом себе.

3. Условия реализации проекта: В своей педагогической деятельности опираюсь на принципы системно-деятельностного подхода:Принцип деятельности обеспечивает включение каждого

Слайд 8принцип минимакса обеспечивает для каждого ребёнка адекватную нагрузку и возможность успешного

освоения учебного содержания по своей индивидуальной образовательной траектории;
Принцип психологической комфортности – создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества ориентирован на формирование у учащихся интереса к обучению, создание для каждого из них условий для самореализации в учебной деятельности.

принцип минимакса обеспечивает для каждого ребёнка адекватную нагрузку и возможность успешного освоения учебного содержания по своей индивидуальной

Слайд 9Свою педагогическую деятельность строю на следующих теоретических позициях:
Идеи системно-деятельностного подхода

В.В.Давыдова. Л.С. Выготского, Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина;
Идеи личностно-ориентированного подхода И.С.Якиманской, Б.М.Неменского. Цель данного обучения: Максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъективный) опыт ребенка. Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.

Свою педагогическую деятельность строю на следующих теоретических позициях: Идеи системно-деятельностного подхода В.В.Давыдова. Л.С. Выготского, Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина; Идеи

Слайд 10 Технология педагогического опыта
Искусство обладает огромной силой, которая воздействует на человека.

Им можно учить думать и размышлять, оценивать поступки, творить, воспитывать и вдохновлять.
Для развития и совершенствования творческих способностей учащихся в работе я использую нетрадиционные техники изображения: набрызг, кляксография, отпечатки природных материалов, восковые мелки+акварель, оттиск смятой бумагой, что выводит ребенка за привычные рамки рисования, пробуждает  в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает  избавиться от комплекса «я не умею». Дает реальную возможность развить у детей абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Технология педагогического опыта Искусство обладает огромной силой, которая воздействует на человека. Им можно учить думать и

Слайд 11Освоение различных художественных материалов (гуашь, пастель, восковые мелки, гелевые ручки, цветные

карандаши, уголь, тушь, акварель), позволяет детям ярче выразить в рисунке свои чувства, мысли, переживания, эмоции, настроение, поверить в себя и ощутить радость творчества
Освоение различных художественных материалов (гуашь, пастель, восковые мелки, гелевые ручки, цветные карандаши, уголь, тушь, акварель), позволяет детям

Слайд 12Особую роль отвожу работе с бумагой в различной технике : аппликация,

вырезание, мозаика, бумажная пластика, квиллинг, рваная аппликация, аппликация мятой бумагой, коллаж и др., что развивает точность движения рук,  глазомер,  чувство  формы и ритма, изобретательность
Особую роль отвожу работе с бумагой в различной технике : аппликация, вырезание, мозаика, бумажная пластика, квиллинг, рваная

Слайд 13Для повышения интереса и положительной мотивации к познанию основ изобразительного искусства,

использую нетрадиционные формы ведения урока: урок-экскурсия, урок – путешествие, урок- игра, урок-презентация, урок-викторина. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление и развиваются личностные качества, оценка роли знаний их применение на практике.

Для повышения интереса и положительной мотивации к познанию основ изобразительного искусства, использую нетрадиционные формы ведения урока: урок-экскурсия,

Слайд 14Свой урок стремлюсь сделать для каждого ребёнка ярким событием в жизни,

побуждающим к самостоятельному творчеству. Он должен быть каждый раз новым, не похожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлеченности, которую я создаю, при помощи живого слова, ярких диалогов, проблемных ситуаций, музыки, зрительных образов, поэтического слова и использования информационно- коммуникационные технологий, которые позволяют открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства, формируют личностную, социальную, интеллектуальную компетенции учащихся. Важно, чтобы после проведённого занятия в душе каждого ребёнка остался праздник творчества.
Свой урок стремлюсь сделать для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Он должен

Слайд 15Для развития коммуникативной компетентности школьников и навыков продуктивного сотрудничества использую коллективную

деятельность школьников. Дети выполняют работы на темы: «Городской пейзаж», «Морской пейзаж», «, «Русский народный праздник» и др. Успех способствует проявлению положительных взаимоотношений со сверстниками, развивает умение сотрудничать, договариваться, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою позицию, понимать и ценить творчество других.

Для развития коммуникативной компетентности школьников и навыков продуктивного сотрудничества использую коллективную деятельность школьников. Дети выполняют работы на

Слайд 16Для расширения навыков общения применяю игровые технологии. На уроке использую

такие формы работы как: игры-путешествия; игры-соревнования; игры-загадки; интеллектуальные  турниры, композиционные игры, деловые игры, предполагающие роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др. В результате игры формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, ответственность.

Для расширения навыков общения применяю  игровые технологии. На уроке использую такие формы работы как: игры-путешествия; игры-соревнования;

Слайд 17
Для творческой самореализации учащихся организую проектную деятельность. Одной из любимых форм

работы является проектно-исследовательская деятельность. Проект для ученика – возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, возможность проявить свои способности, приложить знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат, при этом углубляются знания по ИЗО, краеведению расширяется кругозор и общая культура..
Для творческой самореализации учащихся организую проектную деятельность. Одной из любимых форм работы является проектно-исследовательская

Слайд 18Развития общекультурной компетентности школьников осуществляется через приобщение к культурному наследию

народа средствами декоративно-прикладного искусства. ДПИ, решает широкий круг задач, как познавательных (познакомить с промыслами, их технологией, особенностями декора, мастерами), так и воспитательных (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к культуре своего народа).

Развития общекультурной компетентности школьников осуществляется через  приобщение к культурному наследию народа средствами декоративно-прикладного искусства. ДПИ, решает

Слайд 19. Результативность опыта
Вера в ребёнка, доверие к нему, поддержка его устремлений

к самореализации и самоутверждению приводят ребёнка к хорошим результатам. Показателем результативности моей педагогической деятельности служит высокий уровень мотивации у учащихся к уроку  изобразительного искусства, их способность понять общечеловеческие ценности, выраженные в художественных произведениях, уровень художественной грамотности, степень эмоционального восприятия, желание реализовать свои потенциальные творческие способности в учебной деятельности.

. Результативность опытаВера в ребёнка, доверие к нему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению приводят ребёнка

Слайд 20Мои ученики являются активными участниками, призерами и победителями конкурсов и фестивалей

изобразительного искусства разного уровня: городских, областных, международных.

Мои ученики являются активными участниками, призерами и победителями конкурсов и фестивалей изобразительного искусства разного уровня: городских, областных,

Слайд 21«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы

украдем у детей завтра» Джон Дьюн

Как говорила Е.И.Рерих « Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперед вместе с вечным движением жизни».
Обучая детей, я учусь сама, и процесс этот бесконечен. На каждом уроке и я, и дети открываем мир искусства: дети – себя в этом мире, я  - в восприятии детей. Впереди работа и творчество…

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра» Джон ДьюнКак

Слайд 22Список используемой литературы.
Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов/

А.Г. Асмолов // Практика образования.-2008.- №2.
Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии. – Москва-Ростов-на-Дону, издательский центр «Март», 2006
Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – Москва, «Владос», 2006
Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
Куракова Г.В. Специфика педагогического проектирования процесса формирования ключевых учебных компетенций обучающихся. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология.2011. № 1. с 39-46.
К удрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.
Муравьева Г.Е., Куренная Е.В., Дубова Е.А. Педагогическое проектирование в деятельности школьного учителя: учебно-методическое пособие для начинающих учителей. – Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2011г
Фундаментальное ядро содержания общего образования. Просвещение, 2011- (серия «Стандарты второго поколения»).
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под ред.А.Г. Асмолова. М., Просвещение, 2011- (серия «Стандарты второго поколения»).

Список используемой литературы.Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов/ А.Г. Асмолов // Практика образования.-2008.- №2.Буланова-Топоркова

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть