Слайд 1ТЕМА СЕКЦИИ:
«КАЧЕСТВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА.»
Слайд 2РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФГОС.
БАЯНОВА ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА,
УЧИТЕЛЬ ИЗО,
МБОУ
СОШ № 5
Слайд 3
Креативность (творческость) - это значит, способность копать глубже, смотреть лучше, исправлять
ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить дом из песка, приветствовать будущее.
Эллис Пол Торранс
Слайд 5ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
-это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность
выполнения им творческой деятельности различного рода.
Слайд 7Творческие способности – комплексное понятие, которое включает в себя:
стремление к
познанию;
умение познавать новое;
живость ума;
умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное;
стремление к открытиям;
умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;
свободное воображение;
эмпатия;
фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретение, открытия, что-то новое.
Слайд 8ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Репродуктивная. Такой вид деятельности тесно связан с памятью. Воспроизведение
или повтор уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. Конвергентное мышление. (от лат. cоnvergere – сходиться).
Творческая деятельность, не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. Дивергентное мышление. (от лат. divergere – расходиться).
Слайд 9ОСОБЕННОСТИ ДИВЕРГЕНТНОГО СПОСОБА МЫШЛЕНИЯ
Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей
(в данном случае важно не их качество, а их количество).
Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.
Слайд 10СОСТАВЛЯЮЩИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
10 ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС:
1. цельность восприятия –
способность воспринимать художественный образ целиком, не дробя его;
2. оригинальность мышления – способность субъективно воспринимать предметы и явления окружающего мира посредством чувств, через личностное, оригинальное восприятие и материализовывать в определенных оригинальных образах;
Слайд 113. гибкость, вариативность мышления – способность переходить от одного предмета к
другому, далекому по содержанию (например, музыка и литература);
4. легкость генерирования идей – способность легко, в короткий промежуток времени выдавать несколько разнообразных идей;
5. сближение понятий – способность находить причинно-следственные связи, ассоциировать отдаленные понятия;
6. способность запоминать, узнавать, воспроизводить информацию обеспечивается индивидуальным объемом и надежностью памяти;
Слайд 127.работа подсознания – необходимое условие при выдвижении гипотез и генерировании идей,
поэтому предвидение или интуиция – необходимая составляющая для любого творческого процесса;
8. способность к открытию – это установление неизвестных ранее, объективно существующих закономерностей предметов и явлений окружающего нас мира, вносящих коренные изменения в уровень познания;
9. способность к рефлексии – способность к оценочным действиям;
10. воображение или фантазия – способность не только воспроизводить, но и создавать образы или действия.
Слайд 13ВЕДУЩИЕ СВОЙСТВА
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Художественное воображение и мышление, для отбора главного, конкретного
для создания образа и оригинальной композиции.
Зрительная память, способствует созданию ярких образов, помогающая успешной трансформации их в художественный образ.
Эмоциональное отношение - особенно развитые эстетические чувства к воспринимаемому и изображаемому явлению.
Волевые свойства личности художника, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов.
Продуктивная работа воображения, мышления, зрительной памяти, эмоционального и волевого настроя имеют первостепенное значение на всех этапах развития творческих способностей личности.
Слайд 14УСЛОВИЯ КРЕАТИВНОЙ СРЕДЫ ПРИ ТЕСТИРОВАНИИ:
отсутствие ограничения по времени;
минимизация мотивации достижения;
отсутствие соревновательной
мотивации и критики действий;
отсутствие в тестовой инструкции жесткой установки на творчество.
Слайд 15ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ КРЕАТИВНОСТИ:
а) индекс продуктивности - отношение числа ответов к количеству
заданий;
б) индекс оригинальности - сумма индексов оригинальности (т.е. обратных величин по отношению к частоте встречаемости ответа в выборке) отдельных ответов, отнесенная к общему числу ответов;
в) индекс уникальности - отношение количества уникальных (не встречающихся в выборке) ответов к общему их количеству.
Слайд 16
Отмечая особенности школьников, А. В. Бакушинский главной задачей художественного воспитания видит
«…изыскание и разработку таких педагогических методов, которые могли бы бережно пронести яркий мощный огонь первичного родового творчества через критические возрасты отрочества и юношества в душевный строй взрослого человека. Необходимо, чтобы педагогические усилия не только сохранили бы во взрослом максимум творческой активности, но и превратили бы её в основной рычаг всей жизнедеятельности взрослого человека».
Слайд 17Таким образом, учащийся общеобразовательной школы проходит путь постижения искусства: от эмоций
– через знания – к осознанию и убеждению.
Тем самым получает не просто набор информации, а систему понимания содержания искусства, дающую возможность не только освоить, понять, но и осмыслить систему общечеловеческих ценностей.