Слайд 1Знакомство с различными гарнитурами шрифтов
6 класс
Меркулова Елена Николаевна, учитель изобразительного искусства,
МКОУ «Богородская школа №8»
Слайд 2Цели:
Образовательные:
знакомство с видами шрифтов и особенностями применения их в графическом дизайне;
повышение
графической грамотности учащихся.
Развивающие:
формирование умений и навыков художественно-графической деятельности;
создание условий для развития творческого потенциала личности при изучении темы и выполнении шрифтовой композиции.
Воспитательные:
воспитание взаимоуважения, умения прислушиваться к мнению других во время работы и при обсуждении результатов выполнения творческих заданий.
Слайд 3Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Все за парты дружно сели
На
меня все посмотрели.
И сегодня мы опять
Учиться будем рисовать.
Слайд 4Чего не хватает на моём столе?
Слайд 6К наиболее раннему периоду относится пиктографическое (картинное, или рисуночное) письмо в
виде наскальных рисунков у первобытных людей.
Слайд 7Значительно позже, в эпоху образования государств и развития торговли, в Китае
и в Египте на смену пиктографическому письму пришло идеографическое (иерографическое), т. е. знаковое письмо при помощи идеограмм, а не букв.
Слайд 8Позднее появилось слоговое письмо, в котором знаками обозначались слоги. Слоговым письмом
древние египтяне писали на папирусе — писчем материале из стеблей тростника. Виды этого письма существовали много веков у народов Древнего Востока и в странах Восточной Азии — Японии, Китае, Корее.
Слайд 9Во втором тысячелетии до н. э. появилось буквенно-звуковое (фонематическое) или алфавитное
письмо. Оно стало венцом графической эволюции. Буквенно-звуковое письмо – это письмо наших дней.
Слайд 10Вопрос: Что, по вашему мнению, человечество приобрело
с возникновением письменности?
человечество
приобрело способность записывать, фиксировать
накопленный опыт и знания и передавать его следующим
поколениям
Что написано
пером, не
вырубишь и
топором
Слайд 11Шрифт — это набор печатаемых или отображаемых текстовых символов определенного стиля
(например, жирный или курсив) и определенного размера (например, 12 пунктов), имеющих конкретное начертание (например, Times New Roman).
Шрифт (или шрифтовая гарнитура) – это буквы, объединенные одним стилем графического начертания.
Посмотрите шрифты, придуманные разными дизайнерами.
Под рукой художника-дизайнера буквы приобретают форму и пропорции, свойственные только данному шрифту. От того, каким шрифтом, каким кеглем (т.е. размером шрифта) написано слово, зависит и его восприятие. На нас воздействует не только смысл слова, но и характер шрифта, т. е. та композиция из букв, которую создает дизайнер.
Слайд 12Методы геометрического построения шрифтов
Наиболее широко в практике художников распространён метод построения
по модульной сетке.
Слайд 13Прямоугольник, разбитый на модульную сетку, служит, основой построения разнообразных шрифтов.
Слайд 14Рубленный шрифт
Прямоугольник с отношением сторон 3:5 делится на 3 клетки по
ширине и 5 по высоте.
Построенные в таком прямоугольнике буквы имеют внутрибуквенный просвет, равный толщине основного штриха. Обычно округлые элементы букв выпрямлены.
Слайд 16На рисунке показано, как находить по модульной сетке пропорции букв, места
соединения штрихов, центры дуг и окружностей.
Слайд 18Рисунок буквы зависит от начертания
Слайд 19Знаки алфавита делятся на узкие, нормальные и широкие
Несмотря на то что
буквы создаются по сетке, их ширина не должна быть одинаковой.
Слайд 20Ширина нормального знака равняется трем клеткам
Слайд 21Ширина узкого знака равняется двум клеткам
Слайд 22Ширина широкого знака равняется четырём клеткам
Слайд 23ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Будем пальчики считать,
Готовить к рисованию.
Раз, два, три, четыре, пять
Пять, четыре,
три, два, раз
Мы готовы рисовать!
Слайд 24Задание 1
С помощью «ленточного» шрифта нарисовать по клеткам отдельные слова, например,
свою фамилию и имя.
Слайд 25Задание 2
На столе у вас лежат карточки со словами, выберите себе
слово и с помощью шрифта и дополнительных графических приемов передайте его смысл, ощущения, ассоциации и чувства, которое оно вызывает.
Слайд 26Декоративное цветовое решение композиции
Можно просто обвести буквы одним цветом, можно –
многими, можно их заштриховать, затонировать, придумать интересную фактуру, геометрический узор, орнаменты, придумать для каждой буквы свой наряд, использовать какие-то декоративные приёмы, штрихи и т. д.
Слайд 27На уроке мы с вами:
познакомились с видами шрифтов и особенностями применения
их;
узнали об основных требованиях, предъявляемых к шрифтовым композициям в современном дизайне;
научились грамотно использовать на практике шрифты различных стилей;
успешно выполнили на основе полученных знаний практическое задание.
Спасибо за работу!