Слайд 1Художественная культура
Индии
Слайд 2Многие века Индия представлялась сказочной страной, полной огромных сокровищ. Перед посетившими
её
мореплавателями открывалась красота беломраморных дворцов, величавых храмов и множество статуй богов.
Индию по праву считают колыбелью древнейших восточных цивилизаций.
В конце 2 –ого тыс. до н.э. здесь были созданы первые священные книги - « Веды» (« знать», « ведать»),
в которых представлены огромный список индийских божеств, основы мировосприятия. Индия дала миру
много научных и художественных открытий, философских и религиозных учений, богатую мифологию.
В V-Vl вв. до н.э. здесь сложилась одна из мировых религий – буддизм, а с Xlll века широкое распространение
получил ислам. В Индии до сих пор существуют различные религии : буддизм, ислам, иидуизм, христианство.
Иидуизм, наиболее распространённую религию, сейчас исповедуют около 80% населения страны. В настоящее
время в Индии, кроме двух государственных ( хинди и английского), существуют 18 официальных языков
и 844 диалекта. Вот почему в индийском искусстве сочетаются сюжеты, образы и символы разных
вероисповеданий.
Слайд 3Шедевры индийской архитектуры
Буддизм всегда поощрял строительство культовых сооружений: храмов ( чайтья),
монастырей (вихара) и мемориальных комплексов ( ступа и стамбах).
Ступа – один из древнейших типов культовых зданий внешне напоминал купол современного планитария.
Согласно легенде, Будда сам объяснил, как должно выглядеть его погребальное сооружение – он постелил на
землю плащ и перевернул на него чашу. Основными элементами этой композиции являлись большая полусфера, символические зонты, резная изгородь и ворота. СТУПА в САНЧИ – один из более известных
комплексов Индии, по преданию воздвигнутый на месте захоронения Будды.
Слайд 4Простота и монументальность отличают внешний архитектурный облик ступы. Наружный слой облицован
обожжённым кирпичом и покрыт толстым слоем штукатурки. Наверху купола установлена небольшая
надстройка – «дворец богов» – для хранения реликвий буддийского культа. Из вершины ступы в небо устремлён
золотой шпиль с нанизанными на него тремя зонтиками.
Слайд 5Ворота, украшенные символическими рельефами служат декоративным дополнением для внешне суровой
и простой
по форме ступы. Большинство сюжетов на воротах посвящено преданиям и легендам, связанные
с жизнью Будды. Центром ворот является Колесо Закона Будды, символизирует путь в поднебесну.
Слайд 7Одним из древних видов буддийской архитектуры являются ЧАЙТЬИ ( пещерные храмы),
которые вырубались
в глубоких недрах скалистых гор, где совершались культовые обряды и священные таинства. Первые пещерные
храмы появились в lll в. до н.э. и имели – вестибюль, прямоугольный зал для моления и круглое святилище.
Чайтья в Карли – самый большой пещерный храм, расположен на глубине 40м, его длина – 37,5м, ширина-14,2м
высота – 13,7м. Мощные колонны, по 15 в ряд, делили зал на центральный и два боковых нефа. Особо был
украшен вход в чайтью – обрамлён огромной аркой. Свет проникал в полутёмную залу через « солнечное окно».
Фасады украшены рельефами и скульптурами.
Слайд 9Внутреннее убранство чайтьи в Карли
Слайд 10В индийском зодчестве различают два типа храмов – на севере, где
дождливый климат, храм имел форму
высокой башни, с которой легко могла стекать вода.
Слайд 11На юге он представлял собой многоярусную пирамиду, увенчанную небольшим куполом.
Слайд 12Позднее храмовая архитектура более усложнялась – к святилищу и колонному залу
добавили залы для
танцев и приношений.
Слайд 13Сложенные на века из прочного камня или кирпича храмы органично вписывались
в окружающую природу.
Слайд 14Индийское храмовое зодчество представлено многими выдающимися памятниками, среди которых особое
место принадлежит
храму Кайласанатха в Эллоре. Это архитектурный шедевр мирового значения,
жемчужина индийского зодчества. Хотя храм является наземным сооружением, на самом деле, он был
высечен из сплошной скалы. По величине и мощи его можно сравнить с греческим Парфеноном. Один из
мастеров, посмотрев на сотворённое чудо, оставил надпись: « Чудесно! Я сам не понимаю, как это случилось,
что я смог построить его!»
Слайд 16Фигуры львов, слонов, тигров, подобно атлантам, несут на себе храм.
Слайд 17Храм Кайласанатха по праву считается одним из самых поразительных произведений искусства
Индии
Слайд 18Изобразительное искусство
Индийское искусство носило прикладной характер и было взаимосвязано с религиозным
вероучением,
народными ремёслами, фольклором. Индийскую средневековую скульптуру отличают пластика,
выразительность, эмоциональность. В круглой скульптуре, рельефах преобладают пышные, округлые формы,
богатый декор, тщательная проработка деталей. Скульптуры украшают внешнее и внутреннее убранство храмов
и дворцов. С приходом ислама скульптура постепенно начинает уступать место орнаменту.
Слайд 21Больших высот достигли индийские живописцы, об их утончённом мастерстве слагали легенды
по всему Востоку.
С давних времён занятия живописью считались необходимыми для каждого человека, поэтому детям
прививались определённые навыки художественного творчества. Росписи в пещерных храмах Аджанты
по праву принадлежат к выдающимся достижениям изобразительного искусства. 29 пещерных храмов
представляют собой синтез архитектуры, скульптуры и живописи. Высеченные в скалах они расположены
В уединённом месте, полной суровой красоты. На стенах этих храмов предстаёт величественная панорама
из жизни Индии. Главное место в ней занимают эпизоды из жизни Будды.
Слайд 25На стене одной из пещер изображён прекрасный юноша в высокой короне
и с голубым цветком лотоса в руке.
Это ботхисатва - высшее божество.
Слайд 26Музыка
Индийская музыка, во многом непонятная современному слушателю, всегда играла большую
роль в жизни
общества: вносила успокоение в обыденную жизнь, придавала поэтичность религиозным обрядам.
Древняя индийская пословица гласит: « Человек, не знающий ни музыки, ни литературы, ни другого искусства,-
это только животное, пусть даже без хвоста и рогов». В основу индийской музыкальной культуры лежат ритм
( тала) и мелодия ( рага).Главный и непревзойдённый инструмент индийской музыки – это человеческий голос,
которому всегда придавали особое значение. Большинство струнных инструментов повторяют некоторые
особенности человеческого голоса. Не случайно индийцы утверждают, излюбленному струнному
инструменту вине, богиня красноречия подарила поющий человеческий голос.
Слайд 27Также широко были распространены щипковый инструмент - ситар
Слайд 28шанкха
Индийский барабан ТАБЛА
КАНДЖИРА
Слайд 29ФЛЕЙТА
ПУНГИ
(используется на улицах
для заклинания змей)
ТАМПУРА
САНТУР
Подготовила:
учитель МХК –Савичева Н.В.