Слайд 1Макраме
Макраме – это вид рукоделия, основанный на плетении узелков. Считается, что
искусство плетения узелков происходит из Китая и Японии, но плетенные изделия были найдены и в других странах, например в египетских пирамидах, им более четырех тысяч лет.
Слайд 2История
Техника этого узелкового плетения известна ещё с древности, еще с первого
завязывания узлов на каменном топоре и первой циновке. По некоторым данным в Европу макраме пришло в VIII—IX веках с Востока. Эту технику знали в Древнем Египте, Ассирии, Иране, Перу, Китае, Древней Греции.
Развитию макраме очень помог парусный флот. Издавна моряки плели сети, сращивали с помощью узлов тросы, оплетали различные конструкции, украшали плетёными покрышками рулевые колёса. Известно около четырёх тысяч морских узлов. Комбинации узлов очень часто бывали необыкновенно сложными. Многие морские узлы благодаря своей красоте и оригинальности перешли в художественное ремесло — макраме. Получаемые узоры отличаются не только красотой, но и прочностью. Недаром один из основных узлов макраме — двойной плоский — в древности называли Геркулесовым узлом.
В наше время насчитывается 6 видов узелкового плетения, и сотни всевозможных узлов.
Техника «Кавандоли» более известна как «гобеленовое плетение». В 15 веке в одной из итальянских школ, в городе Турине, открылась школа по макраме. Она называлась «Дом солнца». В ней преподавала Валентина Кавандоли, обучая детей 5-6 лет плести кошельки и сумочки. Именно она придумала плотное плетение в два и более цветов, которое теперь так и называется – Кавандоли. Гобеленовым это плетение называют за сходство фактуры получаемого полотна с настоящим тканым гобеленом. Полотно Кавандоли выглядит тем красивее и эффективнее, чем меньшей толщины нити используются в плетении.
Слайд 3Материалы.
Материалы для плетения могут быть самыми разными: пеньковая или льняная верёвки, бумажная бечёвка, кордовая или шёлковая
леска, льняные, хлопчатобумажные, шёлковые или синтетические нити, плоская тесьма, сизаль. Главное — правильно подобрать узлы. Материал для плетения макраме должен быть прочным, в меру скрученным и податливым. Если хотите получить четкий рельефный узор, то материал для плетения макраме нужно туго скручивать.
Нити во время плетения макраме можно удлинять. Ведь не всегда можно отрезать необходимую длину нити. Можно поступить и по другому. Нужно поменять местами длинную и короткую нити. Но лучше всего прикреплять один конец нити к другому с помощью узлов. При этом лишние концы нити можно легко срезать. Очень просто соединять капроновые нити, так как они плавятся.
Слайд 4Инструменты.
Струбцины небольших размеров, для крепления к столу
Поролоновая подушка или кусок пенопласта (для
плетения изделий неправильной формы), прикрепляемые к столу или спинке стула
Металлические кольца для изготовления кашпо и абажуров
Слайд 5Подготовка нитей к плетению
Существуют основные нити и рабочие. Основная нить в
работе не участвует – к ней крепятся рабочие нити. Основная нить должна быть немного длиннее ширины изделия. На ее концах делают по обыкновенному узлу и крепят к основе (подушке, спинке кресла) булавками, ближе к верхнему краю. На нее будут вешать (крепить) рабочие нити. Их нарезают так, чтоб они были в 2-5 раза длиннее готового изделия (в описании каждого изделия указывается, какой длины нарезать нити). При выполнении больших изделий длина рабочих нитей получается очень большая и затрудняет работу, поэтому их наматывают на шпульки и закрепляют, чтоб они не разматывались. Можно использовать бигуди с резинками. Нити не очень длинные можно намотать на пальцы в виде восьмерки и закрепить.
Если в процессе работы оказалось, что нить была слишком короткая и закончилась, ее можно удлинить следующим образом: за 3-4 сантиметра от конца ее срезать половину ее толщины, то же самое сделать и с новой нитью. Обмазать эти кончики клеем и скрутить между собой.
Слайд 6Виды плетения.
Волнистая цепочка, или «вилюшка»
Сетки из узлов
Цепочки из китайских узлов
Плетеные
косички
Цепочки из плоских узлов
Слайд 7Волнистая цепочка, или «вилюшка»
Так называют двусторонние цепочки, которые плетут, чередуя группы
из 5-7 петельных узлов (правых и левых
Секрет "волн" таков: выполняя новую очередную группу узлов, первый узел туго затягивают, и тогда из предыдущей группы образуется дуга.
Слайд 8Сетки из узлов
Легкими, ажурными, с четким рисунком узла сетки бывают только
тогда, когда выполнены из ровной и гладкой нити (без ворса): это кордовая леска, льняные нити, сильно крученая шерсть. Уменьшая или увеличивая расстояние между узлами, сетками оплетают объемные предметы, точно повторяя их форму. Но чаше всего однообразную неназойливую фактуру сетки используют как фон для основного узора.
Слайд 9Цепочки из плоских узлов
Форма этих цепочек весьма разнообразна: нередко их украшают
петлями пико с одной или двух сторон. Если их плести из толстых нитей, то получаются прочные толстые шнуры.
Слайд 10Цепочки из китайских узлов
Своеобразная структура китайского узла позволяет выполнять его не
только из 4 нитей, но и из одной-двух. Цепочки из этих узлов нарядные, с красивой фактурой, чаше ажурные.
Для плетения цепочки из двух нитей закрепите на подушке булавками 2 нити по 50 см.
Слайд 11Плетеные косички
Косички могут быть широкими и узкими, цветными и однотонными. Косичками
плетут пояса и ручки для сумок. Используют их как тесьму, вплетают в панно. Косички выполняют из нитей или прядей, тесьмы или узких кожаных шнурков. Нитей для плетения может быть любое количество, но не менее трех. Убывают нити при плетении равномерно (длина нитей должна быть в 1,5 раза больше длины изделия).