Слайд 2Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу
лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду- племени принадлежит, каково его общественное положение и «гражданское состояние» — совершеннолетний или нет, сочетался ли браком и так далее.
не наказание.
«По одёжке встречают…»
Слайд 4Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и
шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. — фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.
Слайд 5Узоры, тканые и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками,
окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки.
Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый. Многокрасочность решалась, чаще всего, на основе белого, красного и синего (или черного) цветов.
Слайд 6Красный цвет преобладал. Это цвет огня, солнца, магический, красивый, символ спасения
и знак преграды для злых сил. Такой цвет должен был отпугивать демонов и духов, имеющих человеческий облик, хранить и оберегать владельца от разных напастей.
Слайд 7Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку,
формы и фасоны.
Слайд 8Нарядная праздничная одежда могла много рассказать интересного о своём владельце: откуда
он родом, какого возраста, по какому случаю одет
Слайд 9Подолы сарафанов богато украшались красным сукном, лентами, блестками, золотой тесьмой.
Наиболее ранними
считались косоклинные сарафаны. Шились они из домотканого шерстяного материала черного, темно-синего или красного цветов.
Слайд 10Плавные линии сарафана как бы струились, делали женщину похожей на лебедя.
Недаром в песнях и в сказках они зовутся лебедушками.
Слайд 11Справа: женская праздничная одежда, Рязанская губ., посл.четв.19в. - рубаха, понёва, передник
Слева:
женская праздничная одежда, Рязанская губ., Михайловский у., 2 пол.19в. - рубаха, понёва, передник-запон, шушпан, нагрудное украшение-"гайтан"
Слайд 12Слева: праздничная одежда, Тверская губ., пер.пол.19в. - рубаха, сарафан, пояс
Справа: девичья праздничная одежда, Олонецкая губ., Каргопольский у., пер.пол.19в. - рубаха, пояс
Слайд 13Слева: женская праздничная одежда, Тамбовская губ., 2 пол.19в. - рубаха, юбка,
пояс, ожерелье-"коляски"
Справа: женская праздничная одежда, Курская губ., 2 пол.19в. - рубаха, сарафан, пояс, бусы
Слайд 14Слева: праздничная одежда, север России, 2 пол.18в. - рубаха, сарафан, пояс,
шейное украшение
Справа: праздничная одежда, север России, нач. 19в. - рубаха-"рукава", сарафан, пояс, нагрудное украшение
Слайд 151. Кокошник-Костромская губ., пер.четв.19в.
2. "Повойник с позатыльником"-Пензенская губ., кон.19в.
Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда чётко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин. Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постореннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами. А вот молодым девушкам не возбранялось демонстрировать свои волосы: «Девичья коса – всему миру краса». Отсюда и различие: у девушек – лёгкие и воздушные накосники, коруны, венцы, кокошники, ленты, обручи, а у женщин – глухие сороки, кики, повойники, платки.
Слайд 161. "Сорока" с рогатой "кичкой"-Тамбовская губ., 2 пол.19в.
2. "Сорока
с мохрами"-Орловская губ., 2 пол.19в.
Слайд 171. Кокошник-Московская губ., 2 пол.18в.
2. "Сборник"-Вологодская губ., 2 пол.19в.
3. "Повязка"-Нижегородская губ., нач.19в.
4. "Повязка"-центр России, 18в.
Слайд 18Пояса выполняли много функций: они говорили о благосостоянии человека, а также
являлись наградой и подарком и передавались по наследству.
Важное место в костюме занимали различные украшения. В большом количестве надевались на шею ожерелки из жемчуга и бисера, цветной шерсти, гайтаны - низанные из бисера, к которым привешивались кресты, образки, янтарные бусы, бусы из дутого стекла, ленты. Большой любовью пользовались крупные серьги, подвески, иногда они достигали плеч.
Слайд 19Мужской крестьянский праздничный костюм: рубаха, штаны, сапоги, тканый пояс и ожерелье-грибатка
Особое
значение придавалось расположению рисунка на рубахе. Так, нагрудные узоры (передцы) вдоль разреза по центру груди защищали сердце и лёгкие, наплечные (вошвы) охраняли руки, а наподольные не давали пробраться злым силам снизу. Порты были тёмных расцветок, иногда в полоску. Их заправляли в сапоги или обёртывали онучами, а поверх надевали лапти.
Слайд 20
Мужской костюм был менее разнообразен, чем женский. Мужская одежда
середины ХIХ столетия, надевавшаяся непосредственно на тело, состояла из домотканой холстовой рубахи - косоворотки и также портков, в основном полосатых.
Рубахи шили длинными, почти до середины бедер, а иногда и до колен. Разрез ворота на левой стороне, а на правой стороне - для русских редкое явление.
До того, как в моду вошли карманы, к поясу привешивали гребешок и кисет. Молодые мужчины обычно опоясывались по талии, а пожилые, чтобы подчеркнуть дородность и солидность - под животом. Пояс играл существенную роль при совершении различных обрядов, например на свадьбах ими соединяли руки молодых.
Слайд 21Из мужских головных уборах наиболее распространены были высокие барашковые шапки, катанные
из шерсти "гречневики", "малахаи", картузы, шапки мерлушки .
С середины XIX в. стали носить малахаи, а летом картузы. К концу XIX в. черные картузы и фуражки с блестящими кожаными козырьками повсеместно стали праздничными, а иногда и зимними головными уборами парней. Чаще всего их украшением так же была шелковая лента по околышу, за которую в нескольких местах затыкали живые или искусственные цветы.
Слайд 22Хвалят на девке шёлк, когда в самой девке есть толк.
По
одёжке встречают, по уму провожают.
У бабы рубашки – те же мешки: рукава завяжи да чего хочешь положи.
Курицу не накормишь, а девицу не нарядишь.
Друг лучше старый, а платье новое.
Шуба тепла и мохната – жить всем легко и богато.