Презентация, доклад к уроку МХК Романтизм

Содержание

Романтизм сменяет эпоху Просвещения, если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Поэт П. А. Вяземский, обращаясь к В. А. Жуковскому, в недоумении спрашивал: «Романтизм,

Слайд 1РОМАНТИЗМ

РОМАНТИЗМ

Слайд 2Романтизм сменяет эпоху Просвещения, если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на

его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке.

Поэт П. А. Вяземский, обращаясь к В. А. Жуковскому, в недоумении спрашивал: «Романтизм, как домовой, многие верят ему, убеждение есть, что он существует, но где его приметить, как обозначить, как наткнуть на него палец?»

Слово «романтизм» восходит к латинскому Romanus – римский, т.е. возникший на основе римской культуры или тесно с ней связанный. Позднее этим словом стали называть широкий круг различных явлений. Например, его соотносили с понятием жанра романа, где обычно описывались возвышенные, фантастически-неправдоподобные чувства героев. Существовало и другое толкование этого термина. В Средние века оно указывало на принадлежность произведения, написанного не на латыни, а на одном из новых языков романской группы. Тогда же сложился особый стиль романской архитектуры.

Романтизм сменяет эпоху Просвещения, если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает

Слайд 3Со временем слово «романтизм» и вовсе отделилось от своего исторического корня

и начало жить самостоятельной жизнью. Романтический взгляд на жизнь зачастую определяют мировоззрение художника, составляет основу создания его произведений. В этом смысле романтизм можно рассматривать как некое универсальное качество, пронизывающее различные исторические эпохи и художественные стили. Следовательно, романтизм – это не только художественный стиль искусства, но и способ познания действительности отражения мира. Романтикам была важна не столько сама идея, сколько сила и средства ее выражения. Французский поэт Шарль Бодлер подчеркивал, что романтизм заключается
«в восприятии мира, а вовсе не в выборе сюжетов». А по мнению А. А. Блока, романтизм стремился стать и стал «новой формой чувствования, новым способом переживания жизни».


Со временем слово «романтизм» и вовсе отделилось от своего исторического корня и начало жить самостоятельной жизнью. Романтический

Слайд 5Героями романтических произведений становятся не обычные люди в их повседневной жизни,

а их
характеры в исключительных обстоятельствах. Романтический герой может нести всю земную скорбь и
всё земное счастье, биться с бурями и не робеть при треске кораблекрушения. В реальном мире он
чувствует себя неуютно и одиноко, его личность находится в постоянном конфликте с окружающим его
миром.
Героями романтических произведений становятся не обычные люди в их повседневной жизни, а их характеры в исключительных обстоятельствах.

Слайд 7Изобразительное искусство романтизма
В истории мировой живописи романтизм составил яркую и блистательную

эпоху. Живописные полотна
Т. Жерико, Э. Делакруа, Ф. Гойи, О. Кипренского, К. Брюллова и И. Айвазовского – лучшее, что создано
в эпоху романтизма. Свободные от всяческих доктрин и школ, художники подчинялись только зову
собственной души, уделяли особое внимание показу чувств и переживаний человека; художники часто
прибегают к языку намёков и символов, приглашая зрителей дорисовать в своём воображении
всё остальное. Герои, которых мы видим на полотнах выдающихся художников, часто становится свидетелем
жестоких кровопролитий и войн, он совершает героические поступки, он гордится внутренней свободой
собственного « Я» и в то же время страдает из-за этого.

Эжен Делакруа

Теодор Жерико

Франсиско Гойя

Ореста Кипренский

Карл Брюллов

Изобразительное искусство романтизмаВ истории мировой живописи романтизм составил яркую и блистательную эпоху. Живописные полотнаТ. Жерико, Э. Делакруа,

Слайд 8«Автопортрет» Эжена Делакруа,
словно с театральных подмостков он созерцает раскинувшиеся
перед ним «

развалины мира»; его взгляд смотрит куда-то
вдаль, мимо зрителя. Бледное лицо печально и задумчиво.
Туманный свет подчёркивает траурный костюм художника.
«Автопортрет» Эжена Делакруа,словно с театральных подмостков он созерцает раскинувшиесяперед ним « развалины мира»; его взгляд смотрит куда-товдаль,

Слайд 9Романтический портрет великого композитора
Фридерика Шопена.
Делакруа очень точно изобразил сложнейшее
состояние души композитора,

его страдание,
грусть и вдохновение.
Романтический портрет великого композитораФридерика Шопена.Делакруа очень точно изобразил сложнейшеесостояние души композитора, его страдание,грусть и вдохновение.

Слайд 10Целую галерею портретов своих современников создал испанский художник Франсиско Гойя. В

них он прежде
всего хотел передать внутренний мир человека, его чувства и переживания. Будучи придворным художником
короля, он вынужден был писать многие портреты на заказ, но это не помешало ему создать глубокие и
проникновенные произведения. Даже мельчайшие детали не ускользали от внимательного взгляда Гойи.
Полностью потеряв слух в 1792 году, он ещё пристальнее всматривается в лица своих современников и
анализирует их характеры.

Портрет доньи Исабель Ковос де Порсель художник считал
одной из лучших своих работ. На портрете личность яркая,
уверенная в своей красоте и полная собственного достоинства.
Горделивая осанка, легкий поворот головы, полуоткрытые губы,
непокорные пряди волос, мечтательный взгляд придают образу
особую прелесть и очарование.

Целую галерею портретов своих современников создал испанский художник Франсиско Гойя. В них он преждевсего хотел передать внутренний

Слайд 11Портреты Гойя
« Разносчица воды»
«Герцогиня Осуна»
« Портрет графини Карпио»

Портреты Гойя« Разносчица воды»«Герцогиня Осуна»« Портрет графини Карпио»

Слайд 12«Портрет актрисы Антонии Сарате»
« Портрет сеньоры де Сеан-Бермудес»
« Карл lV в

красном»
«Портрет актрисы Антонии Сарате»« Портрет сеньоры де Сеан-Бермудес»« Карл lV в красном»

Слайд 13« Автопортрет в студии»
«Портрет жены»

« Автопортрет в студии»«Портрет жены»

Слайд 14Название серии из четырнадцати фресок Франсиско Гойи, написанных в технике al

secco (настенная живопись, выполняемая, в отличие от фрески, по твёрдой, высохшей штукатурке.)
Картины Гойя создал для стен своего дома, который он приобрел в феврале 1819 года, с интересным названием «Дом Глухого», получивший название ещё при жизни бывшего владельца, вероятно, страдавшего глухотой. Эти фрески переносились на холст с 1874 года, на сегодняшний день они хранятся в музее Прадо в Мадриде.

«Мрачные картины»

Название серии из четырнадцати фресок Франсиско Гойи, написанных в технике al secco (настенная живопись, выполняемая, в отличие от

Слайд 16Романтический портрет стал призванием художника Ореста Кипренского. На большинстве созданных им

портретов лежит печать
необычности и даже загадочности. В галерее портретных образов художника значительное место занимают герои – мечтатели,
люди благородных стремлений, которым чужды обыденность и повседневность. Одним из самых ярких романтических
портретов Кипренского является портрет Евграфа Давыдова ( русский генерал-майор). Перед нами личность, в характере
которой соединились внешняя бравада и воинская удаль лихих гусар. Художником удачно найдена гармония цветов:
желтоватый тон лица, ярко-красный мундир, белые лосины, золотые позументы и черный лак сапог.

Давыдов стоит возле сломанного дерева, испытавшего на себе
силу ветра и молнии, над ним сгущаются клубы белых облаков,
несущихся по синему грозовому небу. Атмосфера пейзажа явно
контрастирует с небрежно спокойной позой героя.

Романтический портрет стал призванием художника Ореста Кипренского. На большинстве созданных им портретов лежит печатьнеобычности и даже загадочности.

Слайд 17Кипренскому принадлежат серия карандашных портретов героев Отечественной войны 1812 года; виртуозный

карандаш
художника отмечает в облике этих людей черты благородства души и готовность к подвигам.
Кипренскому принадлежат серия карандашных портретов героев Отечественной войны 1812 года; виртуозный карандашхудожника отмечает в облике этих людей

Слайд 18Карл Брюллов -русский художник, живописец, представитель классицизма и романтизма. Для него

не имела значения
внешняя красота портретируемого человека, гораздо важнее была внутренняя красота души этого человека.
Среди множества очень разных по манере исполнения портретов Брюллов особенно выделял портреты людей, близких
ему духовно. Лучшие из них –

Портрет В. Жуковского

Портрет А. Пушкина

Карл Брюллов -русский художник, живописец, представитель классицизма и романтизма. Для него не имела значениявнешняя красота портретируемого человека,

Слайд 19Т. Шевченко
И. Крылов

Т. ШевченкоИ. Крылов

Слайд 20Одним из лучших произведений Брюллова стал портрет писателя Кукольника. Писатель в

это время испытывал глубокое внутреннее разочарование в жизни, всё реже его узнавали в толпе на Невском в черном романтическом платье, в цилиндре и
с тростью в руках. Брюллов показывает человека настороженного, замкнувшегося в своих мыслях и переживаниях.

Брюллов изобразил писателя отгороженного от внешнего мира
глухой стеной с облупившейся штукатуркой, узкую полоску неба и моря,
виднеющуюся вдали.

Одним из лучших произведений Брюллова стал портрет писателя Кукольника. Писатель в это время испытывал глубокое внутреннее разочарование

Слайд 21ПЕЙЗАЖНАЯ ЖИВОПИСЬ РОМАНТИЗМА
Излюбленный тип романтического пейзажа – затянутое тёмными тучами небо,

сквозь которое пробивается лунный свет или
мрачное бушующее море, а также сцены кораблекрушений и стихийных природных катаклизмов, грозящих человеку
катастрофами. Драматическая сцена потерпевших бедствие людей среди волн бушующего океана передана в картине
французского художника Теодора Жерико « Плот Медузы».
ПЕЙЗАЖНАЯ ЖИВОПИСЬ РОМАНТИЗМАИзлюбленный тип романтического пейзажа – затянутое тёмными тучами небо, сквозь которое пробивается лунный свет илимрачное

Слайд 22Природная стихия огня, воды и снежной бури можно увидеть на полотнах

английского пейзажиста Уильяма Тёрнера.
Лучшие картины художника:

« Кораблекрушение»

Природная стихия огня, воды и снежной бури можно увидеть на полотнах английского пейзажиста Уильяма Тёрнера. Лучшие картины

Слайд 23« Пожар лондонского парламента»

« Пожар лондонского парламента»

Слайд 24« Дождь, пар, скорость»
На картине художник изобразил мчащийся поезд, единственно чётко распознаваемой

деталью которого является труба паровоза.
« Дождь, пар, скорость»На картине художник изобразил мчащийся поезд, единственно чётко распознаваемой деталью которого является труба паровоза.

Слайд 25« Снежная буря во время перехода Ганнибала»

« Снежная буря во время перехода Ганнибала»

Слайд 26Совершенно иную природу мы можем наблюдать в произведениях немецкого художника Каспара

Фридриха. Он любил писать
горные, морские и лесные пейзажи, давая зрителям почувствовать безграничность и беспредельность высей и далей. Если он вводит в свои пейзажи человека, то создаётся впечатление, что человек заброшен сюда случайно или волей судьбы, мы никогда
не увидим его лицо, чаще человек показан со спины, сидящим на берегу моря или уходящим вдаль по лесной тропинке.

« Монах на берегу моря»

Совершенно иную природу мы можем наблюдать в произведениях немецкого художника Каспара Фридриха. Он любил писатьгорные, морские и

Слайд 27Пейзажные картины Каспара Фридриха

Пейзажные картины Каспара Фридриха

Слайд 32Русская пейзажная живопись первой половины 19 века также развивалась в русле

романтизма. Иван Константинович
Айвазовский вошел в историю мировой живописи как « моря пламенный поэт». Это теме он посвятил всю свою жизнь и не
изменял ей никогда. Если в молодости его больше интересовала тишина моря, залитого золотом солнечных лучей, то позднее
он обращался к образу могучей, разбушевавшейся стихии.

« Среди волн»

« Корабль в море»

Русская пейзажная живопись первой половины 19 века также развивалась в русле романтизма. Иван КонстантиновичАйвазовский вошел в историю

Слайд 33« Крымские пейзажи»
« Бриг Меркурий»

« Крымские пейзажи»« Бриг Меркурий»

Слайд 34« Буря»

« Буря»

Слайд 35« Девятый вал»

« Девятый вал»

Слайд 36Тему экзотического Востока не обошел ни один крупный художник романтизма. Эжен

Делакруа, создавший наиболее
интересные произведения на эту тему, писал о своих впечатлениях от увиденного в Африке:
« Я совершенно оглушен тем, что увидел…Надо иметь 20 рук и 48 часов в сутки, чтобы дать хоть какое-то представление обо
всём этом.. Они ближе к природе на тысячу ладов, потому есть красота во всём, что они делают….» Именно Делакруа станет
первооткрывателем Востока в мировой живописи.
Тему экзотического Востока не обошел ни один крупный художник романтизма. Эжен Делакруа, создавший наиболееинтересные произведения на эту

Слайд 37Восточная живопись Делакруа

Восточная живопись Делакруа

Слайд 39« Алжирские женщины»

« Алжирские женщины»

Слайд 42

Подготовила:
учитель МХК – Савичева Н.В.
Подготовила:учитель МХК – Савичева

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть