Слайд 1Мусульманская архитектура
Учитель
технологии и искусства
Макина Ланита
Станиславовна
Слайд 2 Из всех видов искусств, относящихся к мусульманской культуре,
самым заметным, оригинальным и впечатляющим является архитектура, строительство мечетей, мусульманских культовых зданий, первоначально базировалось на региональных традициях, однако со временем сложился новый стиль, который, сохраняя локальную специфику культовых построек, был полностью подчинен потребностям нового религиозного мировоззрения.
Слайд 3 В мусульманской архитектуре традиционно выделяют пять крупнейших архитектурных школ:
сирийско-египетскую,
персидскую,
индийскую,
магрибскую;
османскую.
Более мелкие, например, иракская и среднеазиатская, – считаются производными от выше перечисленных архитектурных традиций.
Слайд 4 Важным элементом мечети является минарет. Минарет соборной пятничной мечети
доминировал над каждым мусульманским городом, создавая особый запоминающийся силуэт застройки. Обычно один из минаретов выделялся своими размерами и красотой. В средневековой Андалусии – это башня Хиральда, в Марокко – минарет Кутубии, в Индии славится делийский Кутб-Минар, в Афганистане известен минарет Джама, а в Средней Азии – бухарский минарет Калян.
Слайд 7Типовые структуры в мусульманской архитектуре
Слайд 8Сирийско-египетская школа
Главная
соборная
мечеть Каира
Аль-азхар
Слайд 9 На архитектуру того времени оказали влияние миграции с Востока
и Запада, вызванные монгольским нашествием и реконкистой. Из сирийской архитектуры египтяне заимствовали сталактитовый портал полукуполом, панели из полихромного мрамора, мраморные мозаики-плетенки (характерные для огузского искусства) и столь традиционное для Сирии чередование разноцветных каменных поясов. Такая кладка из двухцветного камня у арабов называется «аблак». Выходцы из Андалусии научили египетских строителей делать подковообразные арки, консоли с серией завитков, а также сдвоенные окна с разделяющей колонкой.
Слайд 10
В 1883 в Каире был создан департамент по охране памятников, который
во многом способствовал реставрации ветшающих зданий и учреждению музеев, в том числе Музея исламского искусства. В частности, в 1905 была проведена реконструкция мечети ар-Рифаи
Яркие примеры сирийско-египетской архитектуры демонстрирует столица Египта, Каир, который отметил в 1969 г. свое тысячелетие. В 640 сюда пришли арабские войска во главе с Амром ибн аль-Асом, которые устроили здесь свой лагерь, названный Фустатом (от греко-византийского fossaton – лагерь). Новое поселение разместилось между холмом Яшкур и Вавилоном. Здесь же была построена первая мечеть, получившая имя завоевателя Египта Амра ибн аль-Аса.
Слайд 11Персидская школа
К архитектуре персидской школы тяготеет и зодчество Средней Азии. Архитектура
Тимуридов представлена великолепными зданиями, построенными в Самарканде. После арабского нашествия (712), особенно при династии Саманидов, город стал бурно развиваться. При Тимуре, в конце XIV в., Самарканд был заново окружен стенами, а в его западной части была возведена большая крепость.
Слайд 12 В VII в. Иран был завоеван арабами и вошел
в состав халифата. Культовая архитектура того времени свидетельствует об арабском прототипе большинства мечетей. Таковы мечети в Йезде, Рейе. В Наине была построена мечеть (960), в которой, несмотря на арабский тип конструкции, в орнаменте прослеживается связь с искусством эпохи династии Сасанидов. Поверхности стен, сводов и колонн орнаментированы стилизованными растительными мотивами. В декоре михраба появляются соприкасающиеся углами восьмиконечные звезды. Этот элемент впоследствии становится весьма популярным приемом иранских архитекторов.
Слайд 14Индийская школа
Мусульманская архитектура Индии сформировалась под влиянием традиций персидского зодчества. Тем
не менее, индийская архитектурная школа отличается от персидской, прежде всего, применением иных строительных материалов, а также собственными традициями, благодаря которым возникла собственная школа возведения исламских культовых зданий.
Наследники Газневидов немало способствовали распространению традиций иранской архитектуры в Индии, где новые правители стремились демонстрировать свою мощь не только силой оружия, но и идеологии, для чего создавались колоссальные культовые сооружения.
Слайд 15Мавзолей султана Насир ад-дине Хумайюна
Слайд 16Магрибская школа
После 756 на завоеванных землях Испании был создан Кордовский эмират.
Его основатель, представитель дома Омейадов Абд ар-Рахман I (756–788), по прозвищу «ад-Дахил» (пришелец), создал это независимое государство. В X в. Кордовский эмират стал одним из богатейших государств Европы, а его правители приняли титул «халифов». Страна переживала подъём экономики и культуры. Путешественники с восторгом описывали великолепные дворцы, мечети и другие постройки, созданные мусульманскими правителями Испании. Кордова с полумиллионным населением насчитывал тысячи домов, сотни мечетей, библиотек, общественных бань и т. д. Великолепные мосты были перекинуты через Гвадалквивир, улицы были замощены, многочисленные городские фонтаны, питаемые водопроводом, освежали воздух. Окруженные тенистыми садами дворцы халифа и знати поражали своей роскошью.
Слайд 18Османская школа
Османское зодчество в своем развитии прошло два этапа. Первый (с
XIV до первой половины XV вв. – до взятия Константинополя в 1453) связан со строительством в Бурсе (Бруса) и некоторых других городах Малой Азии. Второй этап начался в правление Сулеймана Великолепного и связан с именем замечательного османского архитектора Кемаля ад-дина Синана.
Слайд 20 Современная мусульманская архитектура пытается сегодня использовать весь накопленный за
века архитектурный опыт при сооружении новых мечетей. Естественно, что новые технологии позволяют облегчить строительство, поэтому огромные купольные перекрытия уже перестали быть трудной задачей. В то же время нынешние мечети утратили очарование рукотворности, ибо многие элементы (изразцы, мозаики) изготовляются не вручную, а с помощью современной техники. Тем не менее, при реставрации памятников архитектуры специалистам нередко приходится обращаться к старинным методикам, воспроизводить орнаменты, эпиграфические надписи и каскады сталактитов в соответствии с традициями мусульманского зодчества прошлых веков.
Слайд 22Домашнее задание:
Найти интересные сведения о Мусульманской архитектуре(состав строительных материалов, красок, керамики,
изобретения)
Узнать, кто такой Алишер Навои.
Слайд 23Литература:
1. Искусство: Энциклопедия для детей [Текст] - М.: «Аванта+», 2002
2.
История искусства зарубежных стран. Т.1. [Текст] – М.: «Просвещение», 1998
3. Данилова, Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений [Текст]/ Г.И.Данилова. – М.: Дрофа, 2008
Слайд 24Интернет-ресурсы:
Мой берег [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://moy-bereg.ru/kultura-ameriki/kultura-ameriki.-istoriya-drevney-tsentralnoy-i-yuzhnoy-ameriki-3.html Дата обращения: 1.04.2012
Древний мир [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ancient.hist.msu.ru/content/view/20/17/ Дата обращения: 1.04.2012
Фонд знаний Ломоносов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0138118:article Дата обращения: 1.04.2012