Презентация, доклад к уроку МХК 10-11 классы на тему Иконопись как воплощение духовности славян. Творчество древнерусских иконописцев Ф.Грека и А.Рублева

Содержание

И́конопись, иконописание, писание икон— вид живописи, предназначенный для создания священных изображений — икон. В качестве произведений иконописи обычно рассматривают предназначенный для молитвы образ, написанный на доске.Образ появился в христианском искусстве изначально. Создание первых икон предание относит к апостольским

Слайд 1Иконопись как воплощение духовности славян.
Творчество древнерусских иконописцев

Цель урока:

Ознакомить с развитием древне- русской иконописи,с жизнью и творчеством Феофана Грека и Андрея Рублева.
Выявить особенности «языка" написания древнерусских икон, характерные стилевых черты
иконописцев.
Воздействовать на внутренние чувства учащихся, эмоциональное настроение.
Формировать эстетические и духовные потребности и стремления.
Иконопись как воплощение духовности славян. Творчество древнерусских иконописцев

Слайд 2И́конопись, иконописание, писание икон— вид живописи, предназначенный для создания священных изображений — икон.

В качестве произведений иконописи обычно рассматривают предназначенный для молитвы образ, написанный на доске.

Образ появился в христианском искусстве изначально. Создание первых икон предание относит к апостольским временам и связывают с именем евангелиста Луки. Древнейшие из дошедших до нас икон относятся к VI веку и выполнены в технике энкаустики на деревянной основе, что роднит их с египетским искусством (так называемые «фаюмские портреты»).

И́конопись, иконописание, писание икон— вид живописи, предназначенный для создания священных изображений — икон. В качестве произведений иконописи обычно рассматривают

Слайд 3Ико́на («о́браз», «изображение») — в христианстве священное изображение лиц или событий библейской или

церковной истории.
Иконами являются также мозаичные, живописные и
скульптурные изображения в любой художественной манере, если им воздается установленное Седьмым Вселенским собором почитание.

Русская иконопись — это христианское, церковное изобразительное искусство Древней Руси, начало которому было положено в конце X века Крещением Руси.
Являлась центральной частью древнерусской культуры вплоть до конца XVII века, когда в петровскую эпоху была потеснена новыми светскими видами искусства.

Ико́на («о́браз», «изображение») — в христианстве священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.Иконами являются также мозаичные, живописные и

Слайд 4Иконы Алимпия

Иконы Алимпия

Слайд 5В X – XII веках иконописные образы выполнялись преимущественно в технике мозаики, которая пришла в Киевскую Русь из

Византии.

Дмитрий Солунский. Мозаика Михайловского собора в Киеве.

Спас Нерукотворный. Середина XII в.

В X – XII веках иконописные образы выполнялись преимущественно в технике мозаики, которая пришла в Киевскую Русь

Слайд 6С именем Алимпии
связывают
становления школы
иконописной
живописи в Украине.

Иконы были
чудотворными,
даже
"В пламени не горели"
Святой

Георгий . Начало XII в.
С именем Алимпиисвязываютстановления школыиконописнойживописи в Украине.Иконы быличудотворными, даже

Слайд 7Иконописные изображения
известны на Руси с X века.

За 11 веков своего


существования русская икона
прошла большой путь развития.

Появились выдающиеся
иконописцы,
образовались иконописные школы.
Иконописные изображения известны на Руси с X века.За 11 веков своего существования русская икона прошла большой путь

Слайд 8В конце XVI века наступает расцвет
древнерусского искусства.
Не зря большинство

исследователей
называют конец XIV - начало XV века
«русским возрождением».

Именно тогда в историю
иконописи вошли имена
Феофана Грека и Андрея Рублева.

В конце XVI века наступает расцвет древнерусского искусства. Не зря большинство исследователей называют конец XIV - начало

Слайд 9Византийский мастер Феофан, прозванный Греком,
создал в новгородских церквях целую галерею монументальных образов.
Илья Пророк.

1378.

Христос Пантократор

Византийский мастер Феофан, прозванный Греком, создал в новгородских церквях целую галерею монументальных образов.Илья Пророк. 1378.Христос Пантократор

Слайд 10Троица. Фреска церкви Спаса Преображения в Новгороде. 1378 г.

Троица. Фреска церкви Спаса Преображения в Новгороде. 1378 г.

Слайд 11У Феофана Грека образы полны человечности,
они становятся близкими для молящихся.
Пластика тела,

жесты святых передают простые
бытовые движения.

Христос. 1405.

Иоанн Предтеча. 1405.

У Феофана Грека образы полны человечности,они становятся близкими для молящихся.Пластика тела, жесты святых передают простыебытовые движения. Христос.

Слайд 12Острый драматизм
присутствует и в самом
живописном языке мастера.
Манера письма Феофана
  стремительная, порывистая,
резкая,

темпераментная.
Он прежде всего
живописец и фигуры лепит
энергичными, смелыми
мазками, накладывает яркие
блики, что придает лицу
трепетность, подчеркивает
напряженность выражения.

Богоматерь Донская. 1392.

Острый драматизмприсутствует и в самомживописном языке мастера.Манера письма Феофана  стремительная, порывистая,резкая, темпераментная. Он прежде всегоживописец и фигуры

Слайд 13Цветовая гамма, как
правило, лаконичная,
сдержанная, но цвет -
насыщенный, весомый,
а ломаные острые линии,
сложный

ритм
композиционного
построения еще более
усиливают общую
экспрессивность
образов.

Преображение Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор.
Около 1403 г.

Цветовая гамма, какправило, лаконичная,сдержанная, но цвет -насыщенный, весомый,а ломаные острые линии,сложный ритмкомпозиционногопостроения еще болееусиливают общуюэкспрессивностьобразов.Преображение Иисуса Христа

Слайд 14В творчестве Феофана Грека выразились наиболее полно и в нём нашли

свое идеальное воплощение два полюса византийской духовной жизни и её отражения в культуре — классическое начало (воспевание земной красоты как Божественного творения, как отсвета высшего совершенства) и устремление к духовной аскезе, отвергающей внешнее, эффектное, красивое.

Искусство Феофана Грека внесло на Русь понятие высокой христианской символики.

Византийский мастер нашел на Руси вторую родину. Его страстное, вдохновенное искусство было созвучно мироощущению русских людей, оно оказало плодотворное влияние на современных Феофану и последующие поколения русских художников.
Федорова Н.А.
В творчестве Феофана Грека выразились наиболее полно и в нём нашли свое идеальное воплощение два полюса византийской

Слайд 15"Искусство Рублева - это
результат высоких
размышлений и глубоких
чувств, ограничен рамками


лаконичных образов- символов, это искусство большого духовного содержания ".

"Андрей Рублев возродил античные принципы композиции, ритма, пропорции, гармонии,
опираясь в основном
на свою художественную интуицию ".


Слайд 16В XІV – XV вв. творчество
Андрея Рублева –
вершина расцвета
древнерусского
иконописания.

Его творчество

занимает
первое место среди
иконописцев
того времени

Преображение. 1405.

В XІV – XV вв. творчествоАндрея Рублева –вершина расцвета древнерусскогоиконописания.Его творчество занимаетпервое место среди иконописцев того времениПреображение.

Слайд 17В 1408 году он вместе с
Даниилом Черным расписывают Успенский собор Владимирского кремля.
Даниил Черный и Андрей Рублев. Голова ангела.

1408 г.
В 1408 году он вместе сДаниилом Черным расписывают Успенский собор Владимирского кремля.Даниил Черный и Андрей Рублев. Голова

Слайд 18Образы его полны
чрезвычайной
силой, это
проявляется
как в точности
линий,

так и в
насыщенности
красок.

Андрей Рублев. Спас в силах.1400-1410.

Образы его полны чрезвычайной силой, это проявляется как в точности линий, так и в насыщенности красок.Андрей Рублев.

Слайд 19Андрей Рублев. Спас. 1410-1420.

Андрей Рублев. Спас. 1410-1420.

Слайд 20Вознесение Господние . 1408 г. Распятие Христа

Вознесение Господние .  1408 г.   Распятие Христа

Слайд 21Хрещение Господние.

Рождество Христово
Хрещение Господние.          Рождество Христово

Слайд 22Иконы святых
Святой
Андрей
Иоанн Предтеча
Димитрий Солунский
Архангел
Гавриил
Архангел Михаил

Иконы святыхСвятойАндрейИоанн ПредтечаДимитрий СолунскийАрхангел ГавриилАрхангел Михаил

Слайд 23Глубоким символическим
содержанием наполнена найизвестнейшая икона
Андрея Рублева.

В основе – легенда о
“Старозаветной

троице”

Андрей Рублев. Троица. 1422-1427.

Глубоким  символическим содержанием наполнена найизвестнейшая иконаАндрея Рублева.В основе – легенда о “Старозаветной троице”Андрей Рублев. Троица. 1422-1427.

Слайд 24В Третьяковской галерее находится произведение, которое принадлежит к величайшим творениям мирового

искусства, - икона "Троица".
В изображение традиционного библейского сюжета - явление Сарре и Аврааму трех ангелов - художник вложил глубоко человеческий, философски многогранный смысл. Созданная более пятисот лет назад, "Троица" захватывает благородством чувств, тонкой поэзией, одухотво-ренной красотой образов.
Лаконичная композиция концентрирует внимание на фигурах ангелов. Стройные и прекрасные, они как бы погружены в свой внутренний мир. Здесь и тихая печаль, и сердечная мягкость, и внутренняя решимость. Певучие линии изящных фигур образуют круг, чем достигается особая уравновешенность, торжественность всей композиции. Легкие, чистые, будто светящиеся краски - голубые, серебристо-зеленые, золотисто-желтые, розовые, вишневые - вызывают светлое настроение, в них словно звучат отголоски природы, среди которой жил и творил художник: и чистота ясного неба, и золото спелых хлебов, и весенняя зелень лугов.
 Созданная в эпоху междоусобных раздоров и татарских грабежей, "Троица" - гармоническая, ясная, пронизанная музыкой светлых ритмов - символически воплотила мечту человечества о совершенном мире, где будут царить согласие, любовь и дружба.
В Третьяковской галерее находится произведение, которое принадлежит к величайшим творениям мирового искусства, - икона

Слайд 25В 1988 году русская православная церковь причислила Андрея Рублева к облику святых.
Андрей Рублев. 1988р.

В 1988 году русская православная церковь причислила Андрея Рублева к облику святых.Андрей Рублев. 1988р.

Слайд 27Итоги
На протяжении всей истории христианства иконы служили
символом веры людей в

Бога и его помощь им.
Иконы берегли: их охраняли от язычников и, позднее, от
царей-иконоборцев.
3. Икона - это не просто картина с изображением тех, кому поклоняются, но и своеобразный психологический показатель духовной жизни и переживаний народа того периода, когда она была написана.
4. Духовные подъемы и спады ярко отразились в русской иконописи XV-XVII веков, когда Русь освободилась от татарского ига. Тогда русские иконописцы, поверив в силы своего народа, освободились от греческого давления и лики святых стали русскими.
5. Иконопись - это сложное искусство, в котором все имеет особый смысл: цвета красок, строение храмов, жесты и положения святых по отношению друг к другу.
6. Не смотря на многочисленные гонения и уничтожение икон, часть из них все же дошла до нас и являет собой историческую и духовную ценность.
ИтогиНа протяжении всей истории христианства иконы служили символом веры людей в Бога и его помощь им. Иконы

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть