Слайд 1Художественная культура края
Краеведение 8 класс
Учитель Михайлина Н.В.
Слайд 2Основание художественного музея имени А.Н. Радищева (1885 г.) и рисовального училища
имени А.П. Боголюбова (1897 г.) способствовало превращению Саратова в значительный художественный центр провинции.
На рубеже XIX – XX вв. саратовский край выдвинул целое созвездие мастеров живописи, графики и скульптуры, которое условно именуют «Саратовской школой художников»
Слайд 3«Здесь была особая художественная атмосфера. Волжские просторы дали русскому искусству много
первоклассных художников. Достаточно вспомнить В.Э. Борисова- Мусатов, К.С. Петрова-Водкина, П.В. Кузнецова, П.С. Уткина, А.И. Савинова, ксилографа А.И.Кравченко и многих других»
С.А.Мезин , А.С. Ступина.
Старый Саратов в воспоминаниях
деятелей культуры.
Слайд 4В.Э. Борисов-Мусатов был неофициальным мэтром, учителем, а его новаторские идеи стали
сущностью саратовской школы. Молодых художников – последователей Борисова-мусатова – связывали взаимные симпатии, взгляды, устремления, понимание задач искусства и увлечение французским символизмом.
Слайд 5Символизм
В своих картинах художники-символисты пытались отобразить существование каждой души — полное
переживаний, рефлексий, неясных, смутных ощущений, тонких чувств и мимолётных впечатлений. Символизм делит мир на две части: мир вещей и мир идей. Символ - это условный знак, соединяющий эти миры в смысле, им порождаемом. В любом символе есть две стороны — означаемое и означающее. Вторая сторона повернута к ирреальному миру. Искусство — ключ к тайне. По мнению символистов, подлинное Бытие, «истинно-сущее» или Тайна — есть абсолютное, объективное начало, к которому принадлежат и Красота, и мировой Дух.
Основные представители живописи символизма во Франции - Гюстав Моро, Анри Фантен-Латур, Одилон Редон, Пюви де Шаванн, Эжен Каррьер, Эдгар Максенс, Элизабет Сонрель.
Слайд 6Русский символизм как движение сформировался в Саратове. В конце 1890-х годов
Павел Кузнецов и Петр Уткин объединили вокруг себя группу единомышленников по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, где учились сами. Кумиром для них был Виктор Борисов-Мусатов. Вскоре объединение получило название “Алая роза”. Роза была выбрана как символ чистоты и целостности.
"Алая роза" - объединение московских живописцев символического направления. Во главе стояли уроженцы города Саратова П. В. Кузнецов и П. С. Уткин. Первая выставка состоялась в мае - июне 1904 г. в Саратове по инициативе учащихся МУЖВЗ. На ней были показаны работы Е. В. Александрова, А. А. Арапова, М. В. Волгина (Кузнецова), И. А. Кнабе, П. В. Кузнецова, Н. Н. Нордосского, В. П. Половинкина, Е. С. Потехина, Н. Н. Сапунова, М. С. Сарьяна, С. Д. Симпол, С. Ю. Судейкина, П. С. Уткина, К. Л. Фельден, Н. П. Феофилактова. В качестве почетных экспонентов были приглашены М. А. Врубель и В. Э. Борисов-Мусатов. Эспонировались также произведения, выполненные в технике майолики в абрамцевских мастерских. С 1905 г. члены группы принимали участи в выставках МТХ и сотрудничали в органе московских символистов -- журнале "Весы". В 1907 г. они составили ядро новой группы -- "Голубая роза", где продолжали развивать символистское направление и принципы декоративизма в живописи.
Слайд 7«Голубая Роза» — объединение художников, существовавшее в Москве в 1907
1910 гг.
Было создано под эгидой журнала «Золотое руно», издававшегося
миллионером-меценатом Н. Рябушинским. Это был журнал московских поэтов-
символистов. Возможно, что и название первой выставки «Голубая роза» было
подсказано поэтом В. Брюсовым. В объединение входили живописцы: П.
Кузнецов, Н. Крымов, Н. Сапунов, М. Сарьян, С. Судейкин, П. Уткин, Н.
Феофилактов. Программа этих художников была близка символизму поэтов
русского «серебряного века». Живописцы «Голубой розы» соединили в своих
картинах западный декоративизм А. Матисса и М. Дени с элементами
восточного искусства, иконой, парсуной, русским лубком. Они создали
своеобразный тип картины-панно, картины-гобелена, слегка стилизованной под
классическое искусство XVIII в. с влияниями Модерна и элегических
ретроспективных настроений. «Голубая роза» была оппозицией передовых
московских художников диктату петербургских мирискусников. Ядро группы
составили участники выставки «Алая роза» в 1904 г. в Саратове. К ним
присоединились братья В. и Н. Милиоти, И. Кнабе, П. Бромирский, А.
Фонвизин. Художники «Голубой розы» были по природе своей театралами и
декораторами, мистиками и мистификаторами.
Слайд 8Ученики Московского училища живописи, ваяния и зодчеста: Петр Уткин, Владимир Половинкин,
Мартирос Сарьян, Михаил Кузнецов, Павел Кузнецов.1904 год. "Голубая роза
Слайд 10 борисов-мусатов виктор эпильдифорович
Среди самых поэтичных и своеобразных художников XIX—начала XX
века мы находим имя Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова. Его картины «Весна», «Изумрудное ожерелье», «Габелен», «Водоем», «Реквием» и другие хранятся в крупнейших музеях страны-Третьяковской галерее и Русском художественном музее.
Родился В. Э. Борисов-Мусатов 14 апреля 1670 года в Саратове в семье бухгалтера железной дороги. Вскоре после его рождения отец купил небольшой деревянный флигель против Плац-парада на Вольской улице, 33 (ныне стоит во дворе). В этом доме художник прожил с небольшими перерывами почти всю недолгую жизнь — до декабря 1003 года. Самая большая комната в доме с тремя окнами на юг и небольшой террасой была отдана ему под мастерскую. В родном городе он учился в 1-м реальном училище (ныне средняя школа № 39, ул. Мичурина, 88) и рисовальном училище при Радищевском художественном музее у В. В. Коновалова.
Впечатления детства, окружающей природы, Волга оказали огромное влияние на формирование его характера и эстетических взглядов. Домик стоял в окружении небольшого сада, и этот сад впоследствии, как и Зеленый остров, станет на многие годы местом писания этюдов, материалом для композиций. Свою любовь к цветам, которыми был полон сад, Борисов-Мусатов пронес через всю жизнь, что отпечатлелось во многих его произведениях.
Замечательные картины «Гобелен» и «Водоем» художник писал в Зубриловке Балашовского уезда, где он провел два лета (1901—1902), и в Саратове. Самая большая его картина «Осенний мотив» связана со старинной саратовской усадьбой «Слепцовкой». Писана же она в мастерской в родном доме.
Картины художника «Осенний мотив», «Девушка на балконе», этюды «Крестьянки», «Натюрморт» хранятся в Саратовском музее имени А. Н. Радищева.
Умер В. Э. Борисов-Мусатов 26 октября 1905 года в Тарусе Калужской губернии.
Слайд 11Флигель и двухэтажный дом - городская усадьба В.Э.Борисова-Мусатова в середине 20-х
годов прошлого века были внесены в список памятников истории и культуры Саратовской губернии краеведами.
Слайд 18петров-водкин кузьма сергеевич
Выдающийся русский живописец-новатор Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился 5 ноября
1878 года в Хвалынске, в семье сапожника. Дом, в котором он родился, по-видимому, не сохранился, но дом, где он долгое время жил и работал, находится на улице Ленина, 208 (угол ул. Потемкина). В родном городе будущий художник окончил приходское училище на Базарной площади (здание не сохранилось). В 1803 году поступил в Алексеевские судоремонтные мастерские недалеко от Хвалынска в качестве рабочего слесарно-кузнечного отделения. С красками, рисованием, картинами русских художников он познакомился еще в раннем детстве в мастерских местного иконописца Филиппа Парфеныча и вывесочника Толкачева.
В 1904 году он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Под впечатлением смерти отца в 1017 году Петров-Водкин написал своеобразную картину «Полдень. Лето», изображающую природу родных мест.
Художник создал целый ряд прекрасных полотен, ставших классическими и хранящихся ныне в разных музеях страны. Среди них — «Утро», «Смерть комиссара», «Девушка у окна», «1919 год», «Весна», «После боя», «Матери».
Часто в летние месяцы К. С. Петров-Водкин приезжал в Хвалынск, любовался волжской природой, просторами Поволжья. Не случайно в ряде его картин можно обнаружить пейзаж и так полюбившихся ему родных мест. Кузьма Сергеевич был также замечательным педагогом. В 1918—1934 годах он состоял профессором Академии художеств в Ленинграде.
Художник владел не только кистью живописца, но и пером писателя. Он автор повестей «Хлыновск», посвященной нашим краям, и «Пространство Эвклида».
Умер К. С. Петров-Водкин 15 февраля 1939 года.
Слайд 27кузнецов павел варфоломеевич
Павел Варфоломеевич родился в 1878 году в Саратове, в
семье садовода, жил на Царицынской (Первомайской) улице. Здесь, в Саратове, он учился в рисовальной школе Общества любителей изящных искусств, часто посещал Радищевский художественный музей.
Юношеские впечатления от своеобразной природы Волги, окраин Саратова и яблоневых садов запомнились на всю жизнь и разбудили в нем талант живописца. В 1902 году П. В. Кузнецов окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Влюбленный в родной край и его природу, художник посвятил им ряд своих произведений: «Дворик в Саратове», «Под Саратовом», «Весла», «Голубой фонтам».
С 1908 по 1914 год Кузнецов по нескольку месяцев проводил в Саратовском Заволжье, жил там кочевой жизнью. «Против Саратова, — вспоминал он, — расстилается широчайшая степь. Я туда поехал и был удивлен ее величием и красотой». Сделанные художником во время этих странствий наблюдения позволили ему воспеть родные раздолья в картинах «Ночь в степи», «Мираж в степи», «Дождь в степи», «Весна в степи».
П. В. Кузнецов также автор известных картин «Строительство в Ереване», «Обработка туфа», «Сортировка хлопка», «Колхозное поле», «Ферганские партизаны».
Умер П. В. Кузнецов 21 февраля 1968 года.
Слайд 34уткин петр саввич
Художник Петр Саввич Уткин родился в Саратове в 1877
году, учился здесь в рисовальном училище Общества любителей изящных искусств и Боголюбовском рисовальном училище при Радищевском музее.
Впоследствии он проводил в родном городе летние месяцы, писал виды Волги и городских окраин.
С 1918 по 1931 год П. С. Уткин снова жил в Саратове, был одним из организаторов здесь художественных мастерских.
Ряд картин художника: «Иванова ночь», «Любители бури», «Займище» и другие — хранится в Третьяковской галерее в Москве. Есть его картины ,и в Саратовском музее имени А. Н. Радищева.
Умер П. С. Уткин в октябре 1934 года в Москве.