Слайд 1 Андрей Рублев - имя,
ставшее символом
Святой Руси
Слайд 2 Легендарное имя
Андрея Рублева, работавшего в XV веке, было сохранено народной памятью, и с ним часто связывали разновременные произведения, когда хотели
подчеркнуть их незаурядное историческое
или художественное значение.
Благодаря реставрациям, освобождению памятников от позднейших наслоений оказалось возможным узнать подлинную живопись мастера.
Слайд 3Васнецов Аполлинарий Михайлович
«Москва эпохи Андрея Рублева»»
Слайд 5Церковь имеет много изображений Святой Троицы
очень различных по своей иконографии.
Слайд 6Но та икона, которой определяется самый праздник
Святой Троицы, неизменно одна
–
это изображение Святой Троицы в образе трех Ангелов.
Слайд 7Наиболее полно и глубоко понимание Троицы выразилось в иконе, написанной преподобным
Андреем Рублевым
для Троицкого собора Троице-Сергиевского монастыря.
Слайд 8Создавалась рублевская Троица по заказу игумена Троицкого монастыря Никона "в похвалу
Сергию чудотворцу", который сделал созерцание Святой Троицы центром своей духовной жизни.
Прп. Сергий Радонежский
Слайд 9В двадцатых годах XV века артель мастеров, возглавляемая
Андреем Рублевым
и
Даниилом Черным,
украсила иконами и фресками Троицкий собор в монастыре преподобного Сергия, возведенный над его гробом.
Прп. Андрей Рублев
Слайд 10Храмовый образ икона «Троица» была помещенная в нижнем (местном) ряду с
правой стороны от Царских врат.
Слайд 11Стоглавый собор утвердил эту икону как образец того,
как должно писать
икону Святой Троицы.
Слайд 12Рим, конец IV в. Одно из первых известных изображений явления Троицы
Аврааму –
фреска в катакомбе на виа Латина.
Сюжет иконы построен на 18-й главе книги Бытия, где описывается, как Бог в виде трех мужей или ангелов явился праотцу Аврааму и его жене Сарре у мамврийского дуба.
Слайд 13До Рублева иконописцы изображали только бытовую сцену: три ангела в гостях
у Авраама и Сарры сидят за сервированным столом в тени большого дуба.
Слайд 14Рублев убрал фигуры Авраама и Сарры, угощающих дорогих гостей.
Богатая сервировка
стола сменилась одной-единственной чашей.
Большой дуб превратился в маленькое древо.
Слайд 15Так икона осталась узнаваемой, но из нее исчезло все сиюминутное, уступив
место вечному.
Слайд 16В Православном учении Троица именуется единосущной, нераздельной и живоначальной.
Как изобразить
Троицу на иконе,
не потеряв ни одно из этих понятий?
Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух
Слайд 17Некоторые иконописцы выделяли среднего ангела –
либо размером,
Слайд 18либо кресчатым нимбом, как на иконах Спасителя.
Слайд 19Но обозначив Бога-Сына, они теряли в другом: пропадала единосущность Троицы.
Гостеприимство
Авраама. автор Овсиан, 1316 г., Евангелие, миниатюра, селение Азаракн (Беркри) Армения
Слайд 20Другие писали крестчатые нимбы у всех трех ангелов,
Слайд 21однако это только усугубляло ошибку,
ведь подобный нимб совершенно исключается при
изображении Бога-Отца и Святого Духа.
Слайд 22Единосущность на иконе Рублева передана тем, что ангелы наделены равным достоинством.
Слайд 23Их лики похожи - будто изображен один и тот же лик
в трех вариантах.
Слайд 24Каждый из ангелов держит в руке жезл — в ознаменование божественной
власти.
Слайд 25Но вместе с тем ангелы не одинаковы: у них разные позы,
разные одеяния.
Слайд 26Не менее гениально передана на иконе и нераздельность.
Жесты рук ангелов
направлены к стоящей на белом столе, как на престоле, евхаристической чаше с головой жертвенного животного... она стягивает движенья рук.
Слайд 27Средний ангел благословляет чашу, сидящий одесную его принимает ее, ангел, расположенный
по левую руку от среднего, словно подвигает эту чашу тому, кто напротив него.
Слайд 28Ангелов три, а чаша одна — тут открывается, что три ангела
Великого Совета находятся в сокровенной беседе. В недрах Святой Троицы идет совет об искуплении человечества.
Слайд 29Вся композиция вписана в систему концентрических кругов, которые можно провести по
нимбам, по абрисам крыльев, по движению ангельских рук, по склонению фигур, по контурам и складкам одежд… и все эти круги сходятся в эпицентр иконы,
где изображена чаша.
Слайд 30Это замкнутое круговое движение передает единство трех лиц божества, их общее
участие в осуществлении Сыном “предвечного” замысла спасения человечества.
Слайд 31Расположение трех Лиц на иконе соответствует порядку, которым проникнут всякий богослужебный
возглас, всякое обращение и исповедание Святой Троицы.
Слайд 32Это та же последовательность, которая определяет расположение членов Символа Веры, тот
порядок, который заключен в словах молитвы Господней: "Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя".
Слайд 33Первый Ангел, изображенный в левой части иконы, облачен в синее нижнее
одеяние, образ божественной, небесной его природы, и светлолиловое верхнее одеяние, - свидетельствующее о божественной непостижимости и царственном достоинстве этого Ангела.
Слайд 34Сзади него, над главою, возвышается дом, жилище Авраама. Дом является как
бы образом домостроительства Божественной благодати, и то, что изображение здания помещено над главою первого Ангела, указывает на него как на начальника этого домостроительства.
Слайд 35Глава Его почти не наклонена, стан также не склонен, взгляд обращен
к двум другим Ангелам. И черты, и выражение лика, и уложение рук, и то, как Он восседает - все говорит о Его отеческом достоинстве.
Слайд 36Два других Ангела склонены главами и обращены взором к первому в
глубоком внимании, как бы ведя беседу. Склонением голов среднего и правого ангелов и встречным наклоном голов левого ангела намечен и мотив исхождения Слова и Духа от Отца.
Слайд 37Второй Ангел помещен в средней части иконы. Его серединное положение определяется
значением второй ипостаси в недрах Святой Троицы и в деле домостроительства, в промыслительной заботе Бога о мире.
Слайд 38Над главою Его простирает свои ветви дуб. Осеняющее Его дерево является
напоминанием о древе жизни, бывшем посреди рая, и о древе крестном, и о воскресении.
Слайд 39Облачение второго Ангела соответствует тому, в каком обычно изображается Спаситель. Нижнее
имеет темно-багровый цвет, знаменующий собой воплощение, синий хитон знаменует своим цветом Его Божественное достоинство, небесность Его природы.
Слайд 40Ангел склонен и обращен главою и движением стана к первому Ангелу
в сокровенной беседе.
Слайд 41Ангел, помещенный с правой стороны иконы, является третьим Лицом Святой Троицы
- ипостасью Святого Духа.
Слайд 42Его нижнее облачение темного, прозрачно-синего цвета. Верхнее - легчайшего дымчато-зеленого. Прозелень
выражает наименование Святого Духа животворящим, является образом неиссякаемого, извечного животворения
всего сущего.
Слайд 43Возвышение чистотою выражает осеняющая третьего Ангела гора.
Гора - традиционный библейский образ
возвышения духа,
символ “горы высокой” - Фавора, где трем избранным ученикам открылось божество Христа,
символ священной горы Сион, где был основан Иерусалимский храм.
Слайд 44Подножия престолов образуют линии, точка схода которых расположена вне пределов плоскости
иконы, перед ней, там, где расположен зритель.
Точнее - в его сердце, источнике созерцания Бога.
Слайд 45Краски составляют одно из главных очарований "Троицы".
Слайд 46Здесь нет глухих и блеклых тонов и сочетаний византийских икон, в
которых общая гармония покупалась ценой отказа от чистого цвета.
Феофан Грек. 1378 г. Фреска церкви Спаса Преображения в Новгороде Великом
Слайд 47Нет и пестроты русских икон 13-14 веков, расцвеченных, как бесхитростные крестьянские
вышивки, в ярко-красные, зеленые
и желтые цвета, подкупающие выражением здоровой радости
и утомляющие буйством красок.
середина 14 века
Новгород Великий. 14 век
Слайд 48В образе Рублева радость, чистота красок излучает нежное мелодическое согласие и
в то же время краски звучат во всю мощь.
Слайд 49Синий плащ среднего ангела чарует глаз, как драгоценный самоцвет, и сообщает
иконе Рублева спокойную и ясную радость.
Слайд 50Рядом с сияющим голубцом Рублев положил насыщенное темно-вишневое пятно. Этим глубоким
и тяжелым тоном обозначен тяжело свисающий рукав среднего ангела.
Слайд 51Цветовому контрасту в одежде среднего ангела противостоит более смягченная характеристика его
спутников.
Слайд 52Здесь можно видеть рядом с малиновым рукавом нежно-розовый плащ,
Слайд 53рядом с голубым плащем - зелено-голубой плащ,
Слайд 54но и в эти мягкие сочетания врываются яркие отсветы голубца.
Слайд 55От теплых оттенков одежд боковых ангелов остается только один шаг к
золотистым, как спелая рожь ангельским крыльям и ликам, от них - к блестящему золотому фону.
Слайд 56Тверь. Конец XV — начало XVI вв.
Из Троицкой церкви села
Дивная Гора близ Углича.
Начало XVI века.
Москва (круг Дионисия (?))
Из Воскресенского собора в кремле города Коломны
Вслед за Рублевым этой схемы написания образа Святой Троицы стали придерживаться многие иконописцы.
Слайд 57Первая треть XVI в.
Из Успенского собора
г. Дмитрова Московской обл.
Первая
половина XVI века.
Двусторонняя икона (таблетка).
Новгородская школа.
Но, увы, каждое следующее поколение иконописцев теряло что-то из кристально чистого образа письма Рублева, хотя буквально все брали его за эталон.
Слайд 58Икона находилась в Троицком соборе Троицкого монастыря, ставшего впоследствии лаврой, до
двадцатых годов нашего столетия. За это время икона претерпела ряд подновлений и прописей.
Слайд 59В 1904-1905 годах была предпринята первая основательная расчистка «Троицы» от позднейших
записей.
Слайд 60В 1918-1919 годах и в 1926 году лучшими мастерами Центральных государственных
реставрационных мастерских была произведена окончательная расчистка памятника.
Слайд 61В 1929 году «Троица» как бесценный шедевр древнерусской живописи была перенесена
в Третьяковскую галерею.
Слайд 62Образ Троицы преп. Андрея Рублева, отмеченный Стоглавым собором, не в иконостасе
Троицкого собора, но обращен к людям, в большинстве своем далеко отстоящим от Церкви.
Слайд 63И надо в этом усматривать изволение Самой Живоносной Троицы.
Слайд 64Середина 20 века, инок Григорий (Круг). роспись в церкви прп. Серафима
Саровского (Монтегерон, Франция)
Слайд 66Современная икона
(XX-XXI вв).
Георгий Гашев.
Слайд 67При составлении текста использовалась литература:
В.И. Удот. Религиоведение, философия, богословие.
Инок Григорий
(Круг). Мысли об иконе.
И.К.Языкова. Богословие иконы.
И.К.Языкова. Иконография Святой Троицы.
Прот. Павел Великанов. Отблески троичности в современном мире.