Слайд 1Изобразительное искусство Западной Европы 17 века. Творчество Питера Пауля Рубенса
Слайд 2Исторические
художественные
стили
Определенные этапы в истории искусства, когда складывалась
единая художественная система, охватывающая различные
виды искусства и художественного творчества.
Барокко – к.XVI - сер.XVIIIв.
Рококо – Iпол.XVIIв.
Классицизм – XVII - нач.XIXв.
Ампир – нач.XIXв.
Романтизм Iпол.XIXв.
Реализм – XVIII - XIXв.
Слайд 3Барокко от итал. barocco – причудливый, странный
Главенствовал в искусстве европейских
стран с конца 16 до середины 18 века.
Родина стиля барокко – Италия.
Главные характеристики: масштабность,
обилие декора, бурная динамика, стремление к
иллюзорным эффектам в интерьере (обилие
зеркал и живописные плафоны зрительно
увеличивают пространство). Преобладание
изысканных кривых линий, вихреобразных
движений, золотистых, ярких тонов.
В России развитие барокко приходится на
первую половину и середину 17 века.
Слайд 4Рококо по франц. rococo, от rocaille – раковина
Европейский художественный стиль первой
половины 17 века.Зародился во Франции
(царствование Людовика XV).
Отличительные черты: асимметрия,
обильный декор, светлая цветовая палитра,
предпочтение мелких, дробных, причудливых
форм.
Особый круг сюжетов в изобразительном
искусстве – идиллистические сцены из жизни
пастухов и пастушек (пасторали), галантные
сцены и мифологические сюжеты, нередко с
игривым оттенком.
Слайд 5Классицизм
Большой европейский стиль 17 – начала 19 века,
ориентированный
на античное искусство и эпоху
Характерные особенности: гармония и мера во всем,
уравновешенность и симметрия, статика, предпочтение
четких геометрических фигур (круг, эллипс, квадрат,
прямоугольник). Устойчивая композиционная и
колористическая система решения живописного полотна с
делением на три цветовых и пространственных плана
(коричневый – первый, зеленый – средний, голубой –
Наиболее завершенная классицистическая система
сложилась во Франции в 17 – середине 18 века. Новая волна
классицизма приходится на начало 19 века, Рим –
становится центром классицистического искусства.
В России расцвет классицизма падает на последнюю
треть 18 – первую треть 19 века.
Слайд 6Ампир
франц. empire империя
Стиль в архитектуре, живописи и прикладном
искусстве
первых трех десятилетий 19 века,
завершающая стадия классицизма.
Опирался на искусство греческой архаики и
императорского Рима.
Слайд 7Романтизм
франц. romantisme – странное, фантастическое
Идейное и художественное направление в
европейской и американской культуре первой
половины 19 века.
Слайд 8Реализм
франц. realisme, от лат. realis – вещественный,
действительный. Художественный стиль
в
европейском искусстве 18 19 века.
Слайд 13Создатель Барокко Даже великие художники очень редко заслуживают чести называться основоположниками
нового стиля в живописи. Рубенс — исключение. Он стал создателем живого, волнующе-яркого стиля художественного выражения, позже названного барокко. Картины Рубенса почти на полвека предвосхитили широкое использование стиля «барокко» художниками в других европейских странах. Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных тяжелых фигур в стремительном движении, возбужденных до предела эмоционально заряженной атмосферой. Резкие контрасты света и тени, теплые богатые краски, кажется, наделяют его картины кипучей энергией. Он писал грубоватые библейские сцены, стремительную, захватывающую охоту на животных, звонкие ратные побоища, примеры высочайшего проявления религиозного духа, и все это делал с равным пристрастием к перенесению на холст высочайшей жизненной драмы.
Союз Земли и Воды
Вакх
Слайд 14
Само собой, Рубенс был большим мастером портретной живописи, и хотя его
работы по своему психологизму и степени постижения модели уступают портретам Тициана, все же, Рубенс по праву входит в число самых значительных портретистов в истории. Портреты Рубенса можно назвать настоящим живописным справочником «кто есть кто» представителей западноевропейской знати XVII столетия. За восемь лет пребывания в Италии он написал портреты многих аристократов, включая самого первого его покровителя герцога Мантуанского.
Рубенс нечасто рисовал ландшафты, — спрос на его работы заставлял его в основном заниматься живыми сценами, но все же он сделал множество набросков и этюдов своего любимого сельского фламандского пейзажа.
Слайд 15Питер Пауль Рубенс
Автопортрет Рубенса с
первой женой,
Изабеллой Брандт,
1609-1610.
"История искусства
не знает ни единого примера такого универсального таланта, такого мощного влияния, такого непререкаемого, абсолютного авторитета, такого творческого триумфа",
Слайд 16Портрет Елены Фоурмен,
второй жены художника, 1630.
Елена Фоурмен с детьми,
1636-1637.
Слайд 17Мадонна со святыми и ангелами, 1634.
Слайд 18Биограф Марк Руузес подвел итог жизни мастера. У него была необычная,
поразительная карьера, которая, кроме всего прочего, объяснялась тем, что у окружающих, на любом этапе его творчества, никогда не складывалось впечатления, что Рубенс достиг финального рубежа. Казалось, ему было подвластно все. Он по-прежнему экспериментировал, по-прежнему что-то изобретал, будучи уже на пороге смерти. Его искусство композиции, испытавшее на себе сильное влияние Рафаэля, венецианцев, бурной изобретательности Джулио Романо, декоративной манеры Каррачи и реализма Караваджо, было отлично сбалансировано, отличалось своей энергичностью, мощью и силой, его краски всегда выделялись своим богатством и необычайной бархатистостью. Его великое творение "Снятие с креста", которое он создал для Антверпенского Собора в возрасте 37 лет, продемонстрировало гениальное умение художника распоряжаться красками, его тонкую чувствительность к свету, которая стала главной чертой его живописи