Слайд 1Искусство Жостово
ИЗО 5 класс
Бордачева Ю. Г.
МОУ «СОШ № 9»
Г. Магнитогорск
Слайд 2Красно-алые бутоны
В изумрудах листьев тонут.
Незабудки
и пионы
Обрамляют розы омут.
Есть на жостовском подносе
И букет, в ночи горящий,
Птица-жар, что весть приносит.
Есть поднос, плоды дарящий...
Слайд 3Расписные жостовские подносы известны и популярны в России уже полтора века.
Хорошо узнаваемые букеты и цветочные гирлянды на черном лаковом фоне с полным правом могут считаться одним из наиболее ярких символов современного народного искусства. Жостовские цветы очаровывают своей удивительной и загадочной красотой. Композицию на подносе нельзя назвать натюрмортом — это не букет, который художник писал с натуры. Нельзя назвать ее и орнаментом — слишком эмоциональны цветы, они словно „живут" в своем сказочном сверкающем черном пространстве. Жостовские художники вводят нас в волшебный сад, где порхают птицы и бабочки, одновременно расцветают все цветы, наливаются колоски, зреют ягоды и плоды...
Слайд 4Почему именно подносы?
Да потому что любит русская душа
похлебать чайку, да с баранками, да с маковой сдобой, да с медком и вареньицем. Любит русский человек, когда накрыт стол, на нём румянятся пирожки и булочки, серебрится сахар, сияет зеркальным боком надраенный медный самовар, разложены ложечки, расставлены подстаканники и вазочки с вареньем. А особливо ежели на подносе нарядном да разноцветном дородная хозяюшка угощение подала. Поднос при чаепитии - вещь незаменимая. Должен он быть красивым, удобным да и взор тешить.
Слайд 5 Классический мотив жостовской росписи – яркий цветочный букет на чёрном
фоне. На первый взгляд – такая пеструшка – но глаз не оторвать! Никто лучше жостовских мастеров не может рисовать цветы на металлических подносах - эти букеты буквально «цветут» .
Слайд 6Композиция на подносе всегда строится так: в центре крупный бутон, по
бокам мелкоцветье.Самый любимый жостовский цветок это роза, розы, много роз! У жостовцев они всегда яркие, крупные, сочные, пышные. Цветок яблони – тоже жостовский, любимый. Роза и другие крупные цветы: маки, тюльпаны, георгины, астры, шиповник - наводятся всегда в центре зеркала (лицевой стороны) подноса. Цветочки помельче: колокольчики, ландыши, фиалки, незабудки, ромашки, васильки, анютины глазки - вырисовываются по бокам. Бывает, что в букет добавляется фруктово-ягодная нотка: художник может нарисовать фрукты (яблоки, груши) и ягоды (грозди винограда, сливу, землянику, шиповник). Причём сочность фруктов и вкусная привлекательность ягод передаётся художником необыкновенно реалистично.
Слайд 7Последовательность выполнения росписи
Слайд 8Замалевок
Разбеленными красками намечают общий силуэт композиции, расположение основных цветовых пятен.
Очень
важно сначала работы определиться с композицией. Обязательно должно быть большие бутоны цветов, средние и маленькие - это очень важно для жостово.
Слайд 9Тенёжка
На просохший замалевок следующим слоем красок наносят тени. Этот прием
погружает букет в глубину тона, что очень важно в дальнейших этапах.
Слайд 10Бликовка
На этом этапе делают наложение бликов. Этим самым выявляют объем
и свет, завершается лепка формы.
Слайд 11Чертежка
Этим приемом быстро и легко очерчивают лепестки и листья, семена
в чашечках цветов.
Сначала можно потренироваться на палитре. В любом случае всегда можно намотать на черенок кисточки тряпочку, пропитанную разбавителем, и стереть неудачный штрих.