Слайд 1Роспись по лубу и дереву.
Урок ИЗО 5 класс
Бордачева Ю. Г.
МОУ «СОШ
№ 9»
Г. Магнитогорск
Слайд 2 Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Золотая Хохлома,
Ей не налюбуются.
И в Париже, и в Нью-Йорке
Хохлома красуется.
Любовались гости чудом,
Громко восхищались,
Городецкой красотой
Сражённые остались.
В Гжели делают посуду.
Столько радости для глаз!
Подрастают мастерицы,
Может быть, и среди нас.
Вы не просто детвора,
Вы ребята – мастера.
Слайд 3Луб-
1) Внутренняя волокнистая часть коры древесных и травянистых растений. 2) Свежий
слой древесной коры, отделяемый непосредственно от ствола; лыко.
Хлебница.
Выгнута из луба по форме круглого каравая. Хлеб в ней долго сохранялся свежим. Во время застолья хлебница приносилась к столу хозяйкой и ставилась на лавку рядом со столом. Хлеб нарезал хозяин дома. Это был своеобразный ритуал почитания хлеба перед трапезой
Слайд 4Хлебницы, хлебенки, короба, или укладки, как их называли на Северной Двине,
использовались для хранения хлеба и в качестве сундучков для тканей, лент, головных уборов и других принадлежностей женского крестьянского костюма. Хлебенка выгнута из луба. Украшена мезенской росписью.
Слайд 5Жбан-
Праздничный сосуд для пива. Сделан из узких дощечек-клепок. Крышка скреплена вертлюгом
с ручкой, верх которой напоминает стилизованную конскую голову.
Слайд 6Скопкарь, крупный сосуд для хмельных напитков, предназначался для праздничных столов. Долбили
его обычно из корня. Ручками служили хвост и голова утицы с длинным клювом. Тулово птицы делалось почти в виде круглой чаши с низкими чуть наклонными во внутрь боками, что придает ей устойчивость. Роспись скопкаря характерна для Пермогорья. За основу взят растительный узор, который раскинулся на округлых стенках сосуда гибким побегом.
Слайд 7Бурак из бересты-
Сосуд с плотной крышкой, удобной ручкой долго сохранял температуру
содержимого. Поэтому так любили крестьяне носить в нем на поле обед, молоко, холодный квас. Промысел росписи бураков на Верхней Уфтюге (приток Северной Двины) имел очень древние традиции и выработал свой стиль, свои приемы росписи и орнаментику, характерные только для Уфтюги.
Слайд 8Туеса-
берестяные сосуды, назначение которых было очень разнообразным. Для хранения муки и
круп, а также для солений применялись объемные по 1-2 ведра емкости, для кваса, молока, сметаны и меда – поменьше, ну и уж совсем маленькие туесочки выполняли роль солонок на крестьянских столах.
Слайд 9Мезенская роспись
Город Мезен расположен на правом берегу реки Мезень в 45
км от Белого моря, и 215 км от Архангельска. Известен он как центр народного промысла – мезенской росписи по дереву. Ею расписывали различную домашнюю утварь — прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. С конца XIX века центром мезенской росписи становится деревня Палащелье, поэтому мезенская роспись по дереву известна также как «палащельская роспись»..
Несмотря на простоту, роспись очень интересная. Геометрические ряды, отображающие древние символы земли, солнца, воды, сочетаются со знаками коней, оленей, птиц.
Слайд 10Роспись выполняется в два цвета: черный — сажа и красный —
охра. Когда-то краски приготовляли из красно-коричневой береговой глины и сажи, растертой на смоле лиственницы — «таючей сере»
Слайд 11Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря
или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет.
Слайд 12Персонажи Мезенской росписи: красные кони — условный знак Солнца, его движения
по небосводу
Слайд 13Оленихи — небесные роженицы, они дарят жизнь всему живому на Земле
Слайд 14Уточки, гуси, лебеди — души далеких предков, которые вьются вокруг и
помогают нам в трудную минуту.
Слайд 15Мифологическое дерево жизни — состоит из ствола, заполненного ромбиками, бесчисленными родами.
Корни дерева завиваются в спирали, олицетворяющие подземный мир. Верхушка увенчана солярным знаком — знаком небесного мира.