Слайд 1Древнерусское искусство и религиозная живопись
XIX-XX века
Слайд 3Спас Нерукотворный
Икона. Новгород.XIIв.
Слайд 4Спас Вседержитель
Мозаика из собора Святой Софии в Киеве (1043-1046
гг.)
Слайд 5Древнерусское искусство
Иконы Третьяковской галереи
Слайд 6Коллекция иконописи в Государственной Третьяковской галерее по праву считается одним из
лучших собраний в мире
Слайд 7И.Е.Репин. Портрет П.М.Третьякова
Первые иконы Павел Михайлович Третьяков приобрел в 1890 году.
Его
собрание насчитывало всего 62 памятника.
Слайд 8В первые годы ХХ столетия в Галерее открылся зал древнерусской иконописи.
В этот период зарождалось реставрационное дело и изучение древнерусского искусства в России .
Слайд 9В 1929-30-х годах, Третьяковская галерея стала центром по изучению культурного наследия
древнего периода нашей истории.
Слайд 10Нынешнюю коллекцию сформировали памятники древнерусского искусства, поступившие в музей в 20-30-е
годы XX века.
Сейчас коллекция составляет более 6000 экспонатов(икон, фрагментов фресок и мозаик, скульптур, предметов прикладного искусства).
Слайд 11Икона Владимирской Богоматери
Одна из самых почитаемых икон Пресвятой Богородицы
По преданию, была
написана Евангелистом Лукой
Единственная икона в России, которая дошла до наших дней в первозданности
Это не список (копия), а подлинная национальная святыня земли русской
Слайд 12До 450 г. икона пребывала в Иерусалиме, до XII века –
в Константинополе, а далее ее судьба связана с Россией.
Константинопольский патриарх Лука Хрисоверг отправляет святыню в Киев Юрию Владимировичу Долгорукому.
Это было свидетельством признания утвердившегося на Руси христианства.
Слайд 13Сын Юрия Долгорукого, князь Андрей был преданным почитателем Богородицы.
Отряд князя
собрался ехать на север для завоевания земель, отъехав верст десять от Владимира, лошади стали.
Князь Андрей растолковал это чудо, как волю Богоматери – остаться в городе Владимире и заложить собор для святыни.
С той поры стали на Руси называть эту икону Владимирской.
Слайд 14В 1480 году Владимирская икона Божьей Матери была перенесена на постоянное
хранение в Москву в Успенский собор.
Во Владимире остался точный, список с иконы, написанный Андреем Рублевым.
С тех пор великая святыня – Владимирская икона – спасала российскую столицу от бед и вражеских нашествий.
В 1999 г. Владимирская икона Божией Матери была передана Государственной Третьяковской галерее
Слайд 15Донская Богоматерь .Феофан Грек
Икона написана византийским иконописцем Феофаном Греком в XIV веке.
Написана
для Успенского собора в Коломне.
В XVII веке перенесена в Благовещенский собор Московского Кремля.
Слайд 16Икона была поднесена донскими казаками князю Дмитрию Ивановичу перед Куликовской битвой
в 1380 году , за которым закрепилось прозвище Донской.
Донским стал именоваться собор в Коломне, основанный князем и икона Богоматери .
Перед этой иконой молился Иван Грозный, отправляясь в казанский поход
В 1598 году патриарх Иов нарек ею на царство Бориса Годунова.
На протяжении 17-19 вв. икона почиталась как действенная заступница от иноверных врагов.
Слайд 17Икона Донской Богоматери-двухсторонняя
Успение Богоматери
мастер круга Феофана Грека
Донская Богоматерь
Феофана Грека
XIV в
Слайд 18Троица. Андрей Рублев
Икона написана Андреем Рублевым в XV веке для Троице-Сергиева
монастыря
Троица символизирует единство Божества в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой
Три ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы.
Ангелы вписаны в круг
Цвета их одеяний дополняют и перекликаются друг с другом.
Слайд 19C момента своего создания Троица была любимейшей иконой древнерусских художников, служила
образцом для бесчисленных копий и воспроизведений.
Слайд 20А. Иванов «Явление Христа народу»
1837—1857
Холст, масло. 540 × 750 см Третьяковская галерея, Москва
РЕЛИГИОЗНАЯ
ЖИВОПИСЬ
XIX века
Слайд 21Религиозное искусство — представляет собой вид искусства, неразрывно связанный с верой в
Бога, религиозными обрядами, религиозной жизнью.
Религиозное искусство в целом является искусством символическим.
Слайд 22Александр Андреевич Иванов (1806—1858)
Русский художник, создатель произведений на библейские и антично-
мифологические сюжеты
Автор грандиозного
полотна «Явление Христа народу»
Слайд 23Александр Иванов родился в семье художника.
В 11 лет поступил в
Императорскую Академию Художеств
Учился под руководством своего отца, профессора живописи Андрея Ивановича Иванова
Получил за успехи в рисовании две серебряные медали
Слайд 24В 1824 году награжден малой золотой медалью за картину
«Приам испрашивает
у Ахиллеса тело Гектора»
Слайд 25В 1827 году получил большую золотую медаль за картину «Иосиф, толкующий
сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару»
Слайд 26Иванов в 1830 году отправился в Италию, для совершенствования в искусстве
на 4 года.
В Италии первые работы Иванова состояли в копировании «Сотворения человека» Микеланджело в Сикстинской капелле и в написании эскизов на разные библейские сюжеты.
Слайд 27 А.Иванов «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине» 1834г.
Слайд 28А.Иванов. «Явление Христа народу» (1834-1857)
Слайд 29А. Иванов писал картину в Италии
Он работал над ней 20
лет(1837—1857)
Выполнил свыше 600 этюдов с натуры
Картина писалась по заказу Академии художеств и была ею куплена
Павел Третьяков приобрел эскизы
Слайд 30Интересные факты о картине
Этюды натурщиков, выполненных в Италии к картине «Явление
Христа народу»
Слайд 31Н.В.Гоголь изображен на картине
«Явление Христа народу»
Слайд 32Автопортрет художника
Автопортрет художника
Слайд 34Русская архитектура XIX-XX века
Храм Христа Спасителя
Слайд 35В середине XIX возрождается интерес к древнерусскому зодчеству.
Заимствование архитектурных форм древнерусского
зодчества-«русский стиль»
Основатель «русского стиля» Константин Андреевич Тон
Слайд 36С древнейших времен на Руси был обычай — в знак благодарности
Богу за дарование победы в войнах или решающих битвах ставить часовни, строить храмы, воздвигать монастыри.
Слайд 37Храм Христа Спасителя воздвигнут в честь великой победы над войсками Наполеона
в Отечественной войне 1812 года
Слайд 38Будущий Храм-памятник должен был соответствовать масштабам воспоминаемого события — планировался грандиозный,
поражающий своими размерами архитектурный ансамбль.
Зодчим Храма стал Константин Андреевич Тон, известный как автор многих шедевров архитектуры XIX века.
Слайд 39К.А.Тон. Храм Христа Спасителя (1838-1883)
Слайд 40Для постройки столь значимого для России памятника К.А. Тон выбрал традиционные
древнерусские архитектурные формы.
Пятиглавый храм с куполами и высокими узкими окнами напоминал знаменитый пятиглавый Успенский собор XII века во Владимире.
Успенский собор . XIIв. Владимир.
Храм Христа Спасителя.XIX в. Москва
Слайд 41В сооружении Храма Христа Спасителя участвовали самые известные мастера России .
Эскизы
для росписи Храма готовил художник А.А. Иванов, автор знаменитой картины «Явление Христа народу».
Стены Храма расписывали живописцы В.М. Васнецов, В.И. Суриков.
Слайд 42Золотая громада купола Храма десятилетиями служила самой высокой точкой в градостроительном
облике Москвы.
Храм Христа Спасителя строился 45 лет.
Храм был освящен 26 мая 1883 года
Ко дню освящения Храма Христа Спасителя П.И. Чайковским была написана торжественная увертюра «1812 год».
Слайд 43После революции Храм был взорван большевиками
В 1994 году появилось постановление
правительства Москвы «О воссоздании Храма Христа Спасителя в г. Москве»
В 1996 году Храм был восстановлен.
В 1997 году под стенами возрожденного Храма, с торжественным салютом, в исполнении сводного оркестра вновь прозвучала увертюра П.И. Чайковского «1812 год».