Слайд 1Авангардная живопись ХХ века
Слайд 2Авангардная живопись
. В широком смысле, к “авангардизму” причисляют все новаторские, нетрадиционные
устремления в искусстве начала ХХ века. В узком смысле, понятие “авангардизм” относится к конкретному кругу идейно-художественных явлений в искусстве и имеет собирательное обозначение всех новейших течений, таких как, фовизм, футуризм, кубизм, экспрессионизм, абстракционизм, примитивизм, сюрреализм.
Слайд 3«Картины ХХ века становятся все более «бессюжетными». В них господствуют либо
вещи, ожившие вещи, разыгрывающие, вместо человеческих персонажей, драматические и композиционные ситуации, либо всё вытесняющая, всё заполняющая пустота».
Слайд 4Фовизм Матисса
Анри Матисс (1869-1954)
Плоская раскраска холстов, линии, толщиной с палец, странное
сочетание цветов…
Слайд 5
ФОВИЗМ и творческий портрет Анри Матисса – французского живописца, скульптора, графика,
декоратора. В его картинах почти нет объема, а вся композиция строится на контрасте цветов. Цвет – основное выразительное средство в его полотнах, утверждающих красоту и радость бытия (“Вид из окна. Танжер”, “Красные рыбки”, “Розовая комната”).
Фовисты стремились создать новую реальность, которую они приравнивали к творениям природы. Их произведения открывают фантастический, полный радости мир красок и ощущений. Особенность художественного метода – цвет. Цвет достигает своей полной выразительности тогда, когда он организован и его интенсивность соответствует интенсивности чувств художника.
Слайд 6Обращение к радостной и дружелюбной по отношению к человеку природе
Слайд 9Характерные черты:
Преобладание цвета над формой
Плоскостность
Стилизация предметов
Естественные, чистые цвета
Отвержение светотени, мелких деталей
Точная
и легкая линия
Единство группы фовистов было недолговечным. Скоро каждый из них пошёл своим путем.
Слайд 10Кубизм Пикассо
Цель – растревожить человеческие души
«Трактовка натуры посредством геометрических форм»
(маленьких кубиков)
Главное – рисунок, статичная конструкция и композиция
Цвет и сюжет вторичны
«Интеллектуальная игра» формами
Слайд 11Пабло Пикассо
(1881-1973)
Испанский художник, работающий во Франции
Слайд 12
КУБИЗМ сначала сформировался как течение в живописи, а уже потом был
осмыслен теоретически. Для кубизма характерны: геометризация форм; создание объема не светотенью, а цветом; главенство композиции, в которой выражается воля художника.
Творцом кубизма стал Пабло Пикассо – французский (испанец по происхождению) живописец, график, скульптор, декоратор. В начале ХХ века он пришел к мысли, что живопись не способна разрешить проблемы эпохи. Искусство может лишь интерпретировать, анализировать, создавать пластические формы – и не более того. Прошел в творчестве периоды: голубой (1901–1904 гг.), розовый (1905–1906 гг.), кубический (с 1907 г.) , когда через деформацию внешнего облика предмета пытается выявить его структуру (“Старик-нищий с мальчиком”, “Авиньонские девицы”).
Слайд 16Натюрморт с соломенным стулом
Синтетический кубизм Коллажи
Слайд 17Коллаж (наклеивание на какую-нибудь основу материалов, отличающихся от нее по цвету
и фактуре)
Слайд 18Сюрреализм Дали
Фр. – Сверхреальность
СЮРРЕАЛИЗМ предлагает рассматривать искусство как средство перехода от
рассудочной реальности к “сверхреальности”, воплощающей, по их мнению, подлинную природу человека, свободную от рассудка и морали. В сюрреализме нет порядка и разумного смысла – все подчиняется случайности сновидения. Художники-сюрреалисты стремятся воздействовать на психику зрителя причудливостью своих ассоциаций, воспроизводящих образы из мира кошмарных сновидений или бреда душевнобольных.
Слайд 19Сальвадор Дали (1904-1989)
Испанский художник
Параноико-критический метод
1200 картин, тысячи рисунков, скульптуры,
гравюры, декорации, более 20 литературных произведений: романы, стихи, киносценарии, балетное либретто
Его картины – это фантасмагории, в которых противоестественным ситуациям и сочетаниям предметов придана видимая достоверность и убедительность (“Постоянство памяти”, “Три юные сюрреалистические женщины держат оболочку оркестра в руках”).
Слайд 20Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения
Слайд 24
Таким образом, приведя к мощному обновлению всего художественного языка, “авангардизм” придал
особую масштабность утопическим надеждам на возможность переустройства общества посредством искусства, тем более что расцвет его совпал с волной войн и потрясений начала ХХ века.
Слайд 25Ответьте на вопрос:
Почему художники ХХ века обращаются к нетрадиционным способам живописи?