Слайд 1Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа
«Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Белгорода
Творческий проект
Тема: Декорирование предметов быта
«МАТРЕШЕК ВЕСЁЛЫЙ ХОРОВОД»
(орнамент из нити, ниткография)
Выполнила:
ученица 7 «А» класса
Варавина Дарина Денисовна
руководитель-консультант
учитель ИЗО
Безрук Светлана Владимировна
Слайд 2содержание
Обоснование возникшей проблемы и потребности
История и современность
Теоретические сведения
Банк идей
Эскизная проработка базового
варианта
Инструменты и оборудование
Материалы
Правила безопасности во время работы
Санитарно-гигиенические требования
Технология изготовления
Контроль качества
Слайд 3обоснование возникшей
проблемы и потребности
В последнее время
все чаще родители, встают перед выбором: какую же игрушку купить ребенку, чтобы она была интересной и полезной? Одни, недолго думая, покупают компьютер; другие дарят своим детям традиционные, любимые ими самими с детства игрушки-матрешки. Кто же из них действует правильно? Много поколений мальчиков и девочек было воспитано благодаря матрешке. Ведь именно в игре с ними ребенок совершенствует знания о форме, цвете, величине, воспитывается эстетический вкус, формируются коммуникативные навыки. Матрешку можно рассматривать, вертеть, трогать, придумывать занимательные игры. Сформированная мелкая моторика способствует успешному развитию речи.
Играя с матрешкой, дети осваивают физические свойства предметов в зависимости от их формы: круглые предметы способны прокатываться, некруглые – будут оставаться на месте; практически осваивают возможности производить действия с предметами в зависимости от их величины (в большой предмет можно вложить меньший, а не наоборот). Вместе с тем дети познают зависимости между целым и частью. Ни один компьютер не может дать ребенку непосредственного эмоционального общения со сверстниками, близкими, взрослыми. Луис Б. Герстер говорил так: « Компьютеры – могущественные орудия для воплощения наших мечтаний, но они никогда не заменят мечтателей. Ни одна машина не может заменить человеческой искры: души, сострадания, любви и понимания».
–это полная внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляют другие такие же куклы меньшего размера.
( Словарь русского языка. С.И.Ожегов)
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Но они сидят друг в дружке
И всего одна игрушка.
история и современность
Слайд 5 путешествие из Японии в Россию
Версии
происхождения матрешки. Среди тех, кого интересовала история матрешки, очень популярна версия, согласно которой она (история) началась в девяностых годах XIX века, когда в мастерскую «Детское воспитание» была доставлена фигурка японского мудреца, такого себе лысого весельчака. Кукла была пустой внутри, в нее были вложены небожители, покровительствующие грешным людям. Йоги верили, что человек имеет несколько тел, каждому из которых покровительствовал какой-либо бог. И вот в конце 19 столетия кто-то решил поместить несколько фигурок одна в другую. Первой такой забавой стала фигурка мудреца Фукурумы, добродушного
лысого старика, который отвечал за счастье,
процветание и мудрость.
Итак, история русской матрешки началась в
«Детском воспитании».
Слайд 6история и современность
Другие версии происхождения.
Помимо того, что указывалось выше, существуют и другие версии. Китайцы говорят, что эта игрушка появилась сначала у них, а уже потом перекочевала в соседнюю Японию. У египтян – свои аргументы, притом достаточно веские. Ведь именно в Египте были обнаружены не только саркофаги, вложенные друг в друга, но еще и небольшой цилиндр, в котором была фигурка фараона, причем разъемная. В ней находилась уже меньшая фигурка и так вплоть до одиннадцати фигурок. Но все, же маловероятно, что наши умельцы позаимствовали идею такой игрушки у древних египтян, практически ничего не зная о них. Ведь еще начиная с пресловутой перестройки и заканчивая Ельциным, к примеру, всех вождей народа изображали в виде матрешек. К слову, знатоки Этрудии также считают, что игрушка матрешка появилась впервые именно там. Но и это еще не все – споры витают не только вокруг игрушки, но и даже вокруг ее имени. Некоторые говорят о древнеримских корнях, ведь Матрена там – это мать, иные кивают на распространенное некогда в России имя Матрена. Есть и такие, которые ассоциируют матрешку с Матри – неким аналогом Богоматери у индусов. В стране есть даже два музея этой игрушке, где хранится масса различных экспонатов. В общем, именно там им и место, пусть будут там в то время, пока их происхождение, а также происхождение их имени «обрастает» все новыми подробностями. Возможно, когда-нибудь эта загадка решится.
Слайд 7рука мастера
Известный художник Сергей Малютин расписал
фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с черным петухом в руке. Самым распространенным на Руси была Матрена, если ласково, то Матрешка. Так и назвали деревянную барышню. Со временем имя Матрешка стало нарицательным.
Кто матрешку сделал? Славный мастер,
И известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой – Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Слайд 8Дуйте в дудки, бейте в ложки,
В гости к нам пришли матрешки.
Ложки
деревянные,
Матрешечки румяные.
Лаконичный образ деревянной матрешки удачно воплотил в себе и спокойную плавность линий женской фигуры, и элементы традиционного народного костюма: платок, фартук, сарафан.
Слайд 9
Русская матрешка стала настолько известной
особой, что заказы стали поступать даже из-за границы. Кроме традиционной девушки в сарафане, появились изображения пастушков с дудочкой, бородатых мужиков, женихов и невест. Позже появились тематические матрешки, изображавшие литературных персонажей и киногероев. Сегодня достаточно популярны матрешки изображающие исторических и политических деятелей. Но основное предназначение матрешки – преподнести сюрприз – остается неизменным.
покровительница мира
Слайд 11теоретические сведения
Вам будет интересно узнать о
технике украшения предметов от словацкой мастерицы Адамицовой Бажены (Adamicová Božena).
Божена Адамицова родилась в 1934 в селе Moravské Lieskové (судя по названию, местность богата на лесной орех). По профессии она – учитель русского языка, по состоянию души – мастер Центра народного художественного творчества. Основное увлечение пани Адамицовой – народная одежда и бытовой текстиль из конопляного полотна. Она даже выпустила книгу, посвященную этой отрасли народного творчества.
Но всемирного признания и звания мастера народного искусства Божена Адамицова была удостоена за украшение пасхальных яиц. Дело в том, что украшение пасхальных яиц в той технике, что использует словацкая мастерица, имеет древние корни. Кроме того, при оформлении предметов она использует цвета родного региона и традиционные для него узоры вышивки.
Слайд 12теоретические сведения
В то же время в Славакии традиционные
для этой местности обычаи медленно, но верно уступают место веяниям англо-саксонских и немецких ритуалов. И лишь такие мастера как пани Адамицова способны сохранить и передать следующим поколениям традиции и обычаи своих предков.
Она делится своим мастерством украшения пасхальных яиц с энтузиастами всех возрастов, устраивая мастер-классы в родном селе и в Братеславе, где живет сейчас.
Слайд 13банк идей
В процессе сбора информации был рассмотрен ряд вариантов:
1. Украсить матрешку расписными узорами.
2. Украсить матрешку в технике «орнамент из нити».
3. Украсить матрешку в технике плетения бисером.
Слайд 15
инструменты и
оборудование
1. Матрешка (основа)
2. Зубочистки
3. Сантиметр
4. Карандаш
5. Ножницы
6. Кисть
7. Клей
8. Лак
Слайд 16 материалы
Нитки «Ирис»
Вязальные нитки в 2
сложения "Ирис" изготовлены из 100% хлопка. Такие нитки используются для вязания крючком. Нити крученые, матовые, мерсеризованные. Устойчивость окраски - особо прочная.
Слайд 17правила поведения во время работы:
1. Во время работы ножницы предметы
должны лежать справа на столе с сомкнутыми лезвиями или в отдельной шкатулке.
2. Брать и передавать ножницы предметы нужно сомкнутыми лезвиями к себе, кольцами и ручкой вперед.
3. Острые, колющиеся и режущие предметы хранятся в специальной шкатулке с крышкой.
4. Во время работы с лаком должны, одеты на руки перчатки и защитная маска на лицо.
Слайд 18технология изготовления
нанесение контура рисунка
Слайд 19технология изготовления
нанесение клея на контур рисунка
Слайд 20технология изготовления
использование нити в работе
Слайд 21технология изготовления
корректировка орнамента
Слайд 22технология изготовления
фиксирование нити
Слайд 23
технология изготовления
продолжение работы в «цветном варианте»
Слайд 24технология изготовления
фиксация лаком, последние штрихи
Слайд 26контроль качества
Готовое изделие
отвечает
следующим требованиям:
1. Цветовое сочетание материалов
гармонично.
2. Все элементы композиции выполнены
ровно и аккуратно, в соответствии с
технологией.
3. Работа оформлена в законченную
композицию.
4. В целом композиция производит
благоприятное впечатление.
5. Предмет готов для украшения
интерьера.