Презентация, доклад к проекту социальной направленности

Содержание

Выполнили учащиеся 5 класса Жукова София и Макарейкина Полина Руководитель Жирнова Л.Г.2017г

Слайд 1ГБОУ СОШ с. Мусорка
Социальный проект
Славянские обрядовые и обережные куклы

из «сердца России»
ГБОУ СОШ с. МусоркаСоциальный проект  Славянские обрядовые и обережные куклы из «сердца России»

Слайд 2 Выполнили учащиеся 5 класса Жукова София и Макарейкина Полина

Руководитель

Жирнова Л.Г.

2017г

Выполнили учащиеся 5 класса Жукова София и  Макарейкина Полина Руководитель Жирнова

Слайд 3Самарская область- сердце России
Самарский край - ты сердце всей России, Моя душа

с тобою молода, Самарский край на свете нет красивей, Самарский край - мы вместе навсегда.
Самарская область- сердце РоссииСамарский край - ты сердце всей России, Моя душа с тобою молода, Самарский край

Слайд 4Для России село- частица, А для нас-

родительский дом И мы рады, что можем гордиться Малой родиной, где мы живем
Для России село- частица,      А для нас- родительский дом

Слайд 5Актуальность проекта
В наше время остро ощущается возрождение интереса к истории русского

народа. К его культуре, традициям, обычаям, быту. Люди подсознательно тянутся природе, размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию.
Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка. Это атрибут древних обрядов. Раньше считалось, что куклы, которые сделали своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.
Наш проект позволит показать историческую ценность кукол и откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр и подарков, мотивирует учащихся школы на изготовление кукол своими руками.
Ранее в ходе подготовки к престольному празднику в нашем селе в честь святых безсеребрянников Космы и Дамиана, мы узнали о существовании народной тряпичной игрушки Кузьма и Демьян и изготовили ее. Захотели узнать больше об игрушках, которые были раньше в нашем селе и в нашей Самарской области, которую сейчас называют «Сердцем России». Это и положило начало нашему проекту.

Актуальность проектаВ наше время остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа. К его культуре, традициям, обычаям,

Слайд 6 ЧЕМ ДАЛЬШЕ В БУДУЩЕЕ ВХОДИМ, ТЕМ БОЛЬШЕ ПРОШЛЫМ ДОРОЖИМ. И В ПРОШЛОМ

КРАСОТУ НАХОДИМ, ХОТЬ НОВОМУ ПРИНАДЛЕЖИМ.
ЧЕМ ДАЛЬШЕ В БУДУЩЕЕ ВХОДИМ,  ТЕМ БОЛЬШЕ ПРОШЛЫМ ДОРОЖИМ. И В ПРОШЛОМ КРАСОТУ НАХОДИМ, ХОТЬ

Слайд 7 Цель: узнать о народных обрядовых и обережных куклах Самарской области

и изготовить некоторые народные куклы
Цель: узнать о народных обрядовых и обережных куклах Самарской области  и изготовить  некоторые народные

Слайд 8 Задачи проекта:
Познакомиться с историей возникновения народной куклы.
Изучить виды кукол.
Изучить

технологию изготовления народных кукол из разных материалов
Изготовить некоторые народные куколки из разных материалов
Воспитывать чувства патриотизма, уважения к национальным традициям, через народную куклу.

Задачи проекта:   Познакомиться с историей возникновения народной куклы.Изучить виды кукол.Изучить технологию изготовления народных кукол

Слайд 9Срок реализации проекта: с 01.11.2017г. по 29 января 2018г.
Участники проекта:

Ученики 5-8 классов ГБОУ СОШ с.
Мусорка,
родители,
педагоги ГБОУ СОШ с. Мусорка
Срок реализации проекта:  с 01.11.2017г.  по 29 января 2018г.Участники проекта:     Ученики

Слайд 10

Этапы реализации проекта Первый этап – подготовительный.

Содержание деятельности:   1.     Изучить исторические сведения, технологии изготовления народных кукол 2.     Разработать, обсудить социальный проект.  3.     Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта.

Этапы реализации проекта

Слайд 11 Второй этап –практический. (Внедрение) Содержание деятельности:
    Отработать содержание деятельности, наиболее

эффективные формы и методы выполнения работы. 
  Обогащать содержание проекта воспитательными моментами. 
    Разработать методические рекомендации и содержание мастер классов по изготовлению народных кукол. 
    Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования, культуры и семьи.
  Вовлекать в процесс изготовления народной куклы учащихся школы и их родителей. 

Второй этап –практический.  (Внедрение) Содержание деятельности:       Отработать содержание деятельности, наиболее

Слайд 12 Третий этап – Отслеживание и анализ результатов Содержание деятельности:


    Обобщить

результаты работы. 
    Провести коррекцию затруднений в реализации проекта. 
    Спланировать работу на следующий период. 

Третий этап – Отслеживание и анализ результатов  Содержание деятельности:     Обобщить результаты

Слайд 13Ожидаемые результаты
изготовить народные куклы;
- вовлечь в систему историко-краеведческого; духовно- нравственного; гражданско-патриотического

воспитания учащихся 4-7 классов школы;
развить творческие способности обучающихся;
формировать гордость за сопричастность к деятельности предыдущих поколений;
способность к самореализации.


Ожидаемые результатыизготовить народные куклы;- вовлечь в систему историко-краеведческого; духовно- нравственного; гражданско-патриотического воспитания учащихся 4-7 классов школы; развить

Слайд 14 В анкетировании принимали участие ученики 3-7 классов 50 человек Итоги опроса


Вопросы анкетирования:
1.

Знаешь ли ты, что такое кукла?
2. Есть ли дома тряпичная кукла?
3. Какие народные тряпичные куклы тебе известны?
4. Знаешь ли ты какие народные куклы бытовали в нашем селе?
5. Знаешь ли ты какие народные куклы бытовали в Самарской области?
6. Знаешь ли ты, когда и зачем была придумана народная кукла?
7. Любишь игрушки, сделанные своими руками?
8. Что нужно для изготовления народной куклы?
9. Умеешь ли ты делать тряпичные куклы?
10. Хочешь научиться делать тряпичную куклу?
В анкетировании принимали участие  ученики 3-7 классов 50 человек Итоги опросаВопросы анкетирования:1. Знаешь ли ты,

Слайд 15 Немного о куклах
В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла –

это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других учёных: археологов, искусствоведов – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям.
Куклы сопровождали наших предков от рождения до самой смерти. Они принимали участие во всех важнейших этапах жизни человека.  У славянских народов было большое многообразие кукол. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла - это образ женщины - богини.
Куклам придавали различные волшебные свойства: они защищали от злых сил, принимали на себя или отводили болезни, помогали заворожить богатство, хороший урожай, счастливую долю
Немного о куклах В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в

Слайд 16Куклы разделяются

Куклы разделяются

Слайд 17ОБРЯДОВЫЕ КУКЛЫ У народов России куклы использовались в различных обрядах и праздниках

народного календаря. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников

Неразлучники
Мотанка
Масленица
Вербница
Мартенички
Коляда
Кострома
Кукушечка
Плодородия
Покосница
Купавка
Крестец
Коза

Козьма и Демьян
Санница
Капуста
Стригушка
Пеленашка
Крупеничка
Свадебная
Зольная
Пасхальная голубка
Владимирская столбушка
Отдарок на подарок
и т.д.

ОБРЯДОВЫЕ КУКЛЫ У народов России куклы использовались в различных обрядах и праздниках народного календаря. Куклы во многом

Слайд 18ОБЕРЕГОВЫЕ КУКЛЫ В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была

человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки").

Куватка
Ангелочек
Лихоманки
День и ночь
Вепсская
Бабушкина кукла
Колокольчик
Бессонница


Утешительница
Берегиня
Десятиручка
Веснянка
Желанница
Зернушка или Крупеничка
и т.д.

ОБЕРЕГОВЫЕ КУКЛЫ В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий,

Слайд 19ИГРОВЫЕ КУКЛЫ Игру в куклы крестьяне не считали пустой забавой. Они

верили, что чем усерднее играет ребенок, тем больше будет достаток в семье, а если с куклами плохо обращаться – неприятностей не миновать. Играли не только девочки и подростки, но и девушки на выданье

Столбушки
Малышок-голышок
Простоволосая
Кукла с косой
Девка-Баба
Кукла нарядная

Кукла на выхвалку
Узелковая
Зайчик
Бабочка
Барыня
и т.д.

апрель.2013

МКОУ Чухломская средняя школа им. А.А. Яковлева

ИГРОВЫЕ КУКЛЫ  Игру в куклы крестьяне не считали пустой забавой. Они верили, что чем усерднее играет

Слайд 20Кузьма и Демьян (обрядовая)
В русской народной традиции Кузьма и Демьян почитаются

как покровители ремесленных дел, причем, ремесел не только мужских, но и женских, хотя основное их дело было кузнечное. В старину называли их святыми кузнецами, способными ковать не только металл, но и заковать землю в ледяные оковы, а также сковать брачными узами супружескую пару
Кузьма и Демьян ещё и покровители лекарей и знахарей
С днём Кузьмы и Демьяна связана народная традиция начинать обучение детей грамоте, отчего, по-видимому, и происходит обычай молиться святым угодникам "о прозрении разума к учению грамоте".
Кузьма и Демьян (обрядовая)В русской народной традиции Кузьма и Демьян почитаются как покровители ремесленных дел, причем, ремесел

Слайд 21Кукла-пеленашка.
Будущему малышу сооружали куклу- пеленашку, которую укладывали в пустую колыбельку обжить,

обогреть, сбить столку злых духов. Только после крещения ребёнка куклу убирали из колыбели. Её хранили в доме вместе с крестильной рубахой малыша. Ребёночка туго пеленали, чтобы лишние движения не привлекли злых духов.

Кукла-пеленашка.Будущему малышу сооружали куклу- пеленашку, которую укладывали в пустую колыбельку обжить, обогреть, сбить столку злых духов. Только

Слайд 22Кукла куватка
Кукла – Куватка. Эта куколка-оберег оберегает младенца от злых

сил. По традиции за 2 недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куколку в колыбель, чтобы она её грела и не подпускала злых духов. Когда ребёнок рождался «Куватку» вешали над колыбелькой. Куколок можно повесить гроздью, но их количество обязательно должно быть нечётным. Эти куклы очень просты в изготовлении. Обычно в связке бывает от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани, куколки заменяли погремушки. Для изготовления куклы используют лоскуты яркой разноцветной ткани и надёрганные из них нити.
Кукла куватка Кукла – Куватка. Эта куколка-оберег оберегает младенца от злых сил. По традиции за 2 недели

Слайд 23Отдарок-на-подарок»
Обрядовая
Предположительно кукла «Отдарок-на-подарок» была одной из первых куколок,

с которой соприкасались малыши на Руси. По силам ее сделать ребенку самостоятельно. Для куклы нужно - лоскуток-прямоугольник и немного ниток. Такая куколка могла пригодиться для благодарности маме за первую одежу (порты и рубаха для мальчика, рубаха и сарафан для девочки). Эти куколки делались без иголки. Дети при этом говорили: «Спасибо маменьке и папеньке за то, что меня на ноги поставили!»

Отдарок-на-подарок»  Обрядовая Предположительно кукла  «Отдарок-на-подарок» была одной из первых куколок, с которой соприкасались малыши на

Слайд 24Птица счастья
Нужна в доме, чтобы парить над бедами и напастями домашними,

всех утешать, паче же всего ребят малых, которые нуждаются в особой защите, не вошедши еще в возраст и большой ум». Наверное, каждый из нас помнит о том, как мама в детстве читала нам сказки о жар-птице. Этих сказок в русском фольклоре великое множество, а идея у них одна: есть такая чудесная птица, которая помогает людям решать все их проблемы; дает им то, чего не хватает, а уж если она прилетит к кому-то в дом, значит, не будет больше этот человек знать горя в жизни.

Птица счастьяНужна в доме, чтобы парить над бедами и напастями домашними, всех утешать, паче же всего ребят

Слайд 25Зайчик на пальчик
Делали детям с 3-х лет, чтобы они имели друга.

Собеседника. Зайчик надевался на пальчик и был всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома. И если становится скучно и страшно к нему можно обратиться как к дугу. Поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег.

Зайчик на пальчикДелали детям с 3-х лет, чтобы они имели друга. Собеседника. Зайчик надевался на пальчик и

Слайд 26Колокольчик - куколка-символ добрых вестей в дом. Живет такая куколка над

входной дверью и приглашает в дом радость и приятные события. Про то, что звон колокола имеет чудодейственное значение говорили издавна. Ведь и правда мелодичный перезвон создает хорошее, даже праздничное настроение.

Кукла Колокольчик

Колокольчик - куколка-символ добрых вестей в дом. Живет такая куколка над входной дверью и приглашает в дом

Слайд 27Жива (возможно старообрядческая)
Делалась в марте. Это образ девицы -богини всего живого

в природе . Ее ярко наряжали и выставляли на крыльцо или окно для ускорения пробуждение природы. , а когда природа пробуждалась , отдавали в игру детям.

Жива (возможно старообрядческая)Делалась в марте. Это образ девицы -богини всего живого в природе . Ее ярко наряжали

Слайд 28ВЕСНЯНКА бытовала в Самарской области
Веснянка – игровая кукла, с которой

встречали весну. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета. Ростом куколка – с ладошку, а силы, радости и молодой весенней яри в ней запас до самой Купалы!

ВЕСНЯНКА бытовала в Самарской области Веснянка – игровая кукла, с которой встречали весну. Традиционно она очень яркая,

Слайд 29БАННИК кукла бытовала в Самарской области
В народе верят, что банник живет

и охраняет баню, так же как домовой жилище, и ему полагается после помывки оставлять веник, мыло и воду, чтобы он тоже мог помыться, иначе он разозлиться и обязательно обрызгает кипятком, напустит в баню дыма или кинет раскаленным камнем. Обычно банник ведет себя враждебно, если человек нарушает его запреты.
БАННИК кукла бытовала в Самарской областиВ народе верят, что банник живет и охраняет баню, так же как

Слайд 30 СВЯТОЗАР Обрядовая кукла Самарского края
В древнерусском календаре июнь назывался «светозар», что

означает озаренный светом. Светозар у славян олицетворял юность, молодость, силу. Чтобы светом ум юноши озаряло делали куклу Светозара на развитие ума и силу мужскую.
Кукла изготовлена из ниток, тканей

СВЯТОЗАР  Обрядовая кукла Самарского края В древнерусском календаре июнь назывался «светозар», что означает озаренный светом.

Слайд 31 ЗАМАНИХА Обрядовая кукла Самарского края
Кукла «Заманиха» (иногда ее называют Манилкой) –

это обереговая кукла для девушек, женщин, мечтающих встретить своего суженого.  Наши предки считали, что она помагает «приманить» женихов в дом, засидевшимся в девках.  Куколка делается на Славянскую масленицу – в дни Весеннего равноденствия, выставляется на улицу рядом с домом или на окно
Кукла бытовала всего один день (на прощеное воскресенье), потом ее отдавали в игру детям.

ЗАМАНИХА  Обрядовая кукла Самарского края Кукла «Заманиха» (иногда ее называют Манилкой) – это обереговая кукла

Слайд 32

Кукла не рождается сама:
ее создает человек.
Она обретает

жизнь при помощи воображения
и воли своего создателя.
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего

Слайд 33

Мы понимаем, что верить в силу оберегов, конечно,

не стоит. Но, в первую очередь, это наша история, и нам было интересно узнать, в какие силы верили наши предки, в какие игрушки играли.
Мы понимаем, что верить в силу оберегов, конечно, не стоит. Но, в первую очередь, это

Слайд 34Экономичность проекта
Экономичность проекта заключается в том, что работа по проекту

выполняется на базе школы. Для этого предоставлены кабинеты технологии, информатики школы, в которых имеются необходимые условия для работы. Участники проекта могут пользоваться школьной библиотекой. В процессе изготовления кукол могут использоваться подручные материалы, бросовые материалы и ранее использовавшиеся ткани и фурнитура.

апрель.2013

МКОУ Чухломская средняя школа им. А.А. Яковлева

Экономичность проекта Экономичность проекта заключается в том, что работа по проекту выполняется на базе школы. Для этого

Слайд 35Итоги работы
*Мы узнали много нового о
славянских обрядовых и обережных куклах из

«сердца России» ;
*Научились изготавливать народные куклы;
*Собрали копилку мастер-классов;
* Рассказали ученикам 3 и 4 класса о народных куклах.
Итоги работы*Мы узнали много нового ославянских обрядовых и обережных куклах из «сердца России» ;*Научились изготавливать народные куклы;*Собрали

Слайд 36Тряпичные куклы: www.rukukla.ru
Тряпичные куклы: www.krupenichka.ru
Тряпичная народная кукла:www.kukla-dusha.net
Славянская кукла: www.slavakukla.ru
Народная кукла:www.vedjena.gallery.ru.
Русские обрядовые куклы:www.club.osinka.ru.
Ручная Работа:www.handmade.idvz.ru
Славянская доктрина

: www.mirtesen.ru
Славянские куклы: www.liveinternet.ru




ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

Тряпичные куклы: www.rukukla.ruТряпичные куклы: www.krupenichka.ruТряпичная народная кукла:www.kukla-dusha.netСлавянская кукла: www.slavakukla.ruНародная кукла:www.vedjena.gallery.ru.Русские обрядовые куклы:www.club.osinka.ru.Ручная Работа:www.handmade.idvz.ruСлавянская доктрина : www.mirtesen.ruСлавянские куклы: www.liveinternet.ru

Слайд 37Спасибо за внимание! До новых встреч!

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть