Слайд 1Бурятские орнаменты
Открытый урок
по ИЗО студии «Вернисаж»
Педагог -организатор: Бахаева Ч.С.
Слайд 2
Цель урока: Создать условия основных навыков изображения бурятского орнамента в
шаблоне.
Обучающая расширить представление об орнаменте в целом, его видах, элементах, назначении и применении;
Развивающая развивать творческую активность, эстетический вкус, воображение, фантазию;
Воспитательная воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру творчества;
Задачи:
· Воспитывать любовь к малой родине, доброжелательное отношение к окружающим, готовность сотрудничать, вежливость;
· Развить умения и навыки в построении и росписи национального орнамента у учащихся;
· Формировать потребность к самоорганизации: аккуратность, самостоятельность выполнения задания, умение доводить начатое дело до конца;
· Формировать потребность в здоровом образе жизни: умение видеть прекрасное не повторимое, гигиенические знания и умения, доброжелательное отношение к труду;
Слайд 3Ребята, самый известный в Бурятии художник, который придумывает и рисует бурятские
орнаменты это Лубсан Доржиев, его живопись очень индивидуальна и неповторима. Известность к художнику пришла не сразу. Л. Доржиев, не имея академического образования, долгое время показывал свои работы на выставках самодеятельного искусства. Лишь в 1988 году прошла его первая персональная выставка (70 лет), через два года его приняли в Союз художников, а еще через год ему было присвоено звание народного художника Бурятии. Художник работал в разных жанрах живописи-пейзаже, портрете, жанровой живописи и конечно же писал многочисленные орнаменты. Для орнаментов мастера характерно разнообразие композиций, мотивов, цветовых решений. Автор создал на сегодняшний день несколько сотен композиций, написанных на картоне темперой.
Слайд 9Основные группы орнамента
Все многообразие орнаментов можно разделить на пять основных групп:
1.
Геометрические (ломаные, прямые, зигзаги, круги, ромбы, звезды….) "меандр"
2. Зооморфные ( животные, птицы..)
3. Растительные (листья, цветы, лотос…)
4. Природные или космогонические (солнце, луна, вода…)
5. Культовые
Слайд 10Геометрические орнаменты
Круг с древнейших времен имеет свое символическое выражение в культуре многих
народов. Образцом изначального круга служил диск Солнца, и все остальное строилось по этому подобию. Линия круга – это единственная линия, которая не имеет ни конца, ни начала. Центр круга, от которого равноудалены все точки, является точкой бесконечного вращения в пространстве и времени.
Улзы – “плетенка” – древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Это очень почитаемый и распространенный в наше время узор, имеет множество вариантов, но наиболее распространенный 10-глазковый узел. Он изображается в виде клетчатого или криволинейного переплетения.
Слайд 12Зооморфные орнаменты
Это группа орнаментов, без которой трудно представить себе бурятское народное
искусство. На самых разных предметах встречаются изображения пяти главных видов скота (табан хушуу мал). Популярны изображения животных 12-летнего цикла восточного календаря, в совокупности символизирующих пожелание долголетия, благоденствия. Самым распространенным орнаментом этой группы является “эбэр угалза” (буквальный перевод – “роговидный орнамент”), вторым по значимости считается “хамар угалза” (“носовидный орнамент”).
Далее следуют: Дракон – мифический персонаж, в переводе с греческого – “видящий”; Лев – в основном, его фигурами украшаются предметы культа; Гаруда – образ царя птиц; Черепаха – с его образом связан орнамент в виде круга, разделенного на симметричные сегменты – “шоу”;
Слайд 18Растительный орнамент отражает важнейшую ступень в познании мира человеком, этап осмысления
законов природы. Этот тип включает в себя изображения листьев, цветов, стеблей, побегов: лиственный узор (набшаhан угалза), цветочный узор (сэсэг угалза) и лотосовый узор. Они широко используются в декоре элементов костюма, предметов быта, в архитектуре, живописи, буддийской скульптуре.
Деревья, растения – символы материнства, плодородия и воплощения жизненной энергии, многозначный символ, известный практически всем народам мира.
Отдельно в этой группе орнаментов выделяется цветок лотоса, пришедший в искусство бурят, монголов вместе с буддизмом. Символизирует жизнь и процветание, в некоторых странах составляют основу для национальных эмблем и орнаментов.
Цветок лотоса – обязательный элемент буддийской иконографии. Различают несколько вариантов лотоса, каждый из них имеет разные цветовые оттенки, при этом форма остается неизменной, т. е. имеет единый общепринятый характер цветка и листьев.
Слайд 22Природный (космогонический) орнамент
В основу этой группы орнаментов легли окружающие человека объекты:
Солнце, Луна, звезды, огонь, вода, горы, облака, радуга.
В эмблемах Бурятии, Монголии – соёмбо – диск Солнца и полумесяц – древние прародители монголоязычных народов. Солнце и Луна – носители полярных качеств: солнечная страсть, тепло, жара ассоциируется с мужским началом, холодная зыбкая природа лунного света, связанного с океаном, водой, связывается с женским началом.
Огонь символ возрождения и очищения. Молния в буддийском искусстве изображается в форме атрибута некоторых божеств, таких как Очирвани.
Вода как орнаментальный мотив изображается в виде волн. Один из четырех первоэлементов, из которых состоит мир.
Орнамент гора, скала – символ твердости, устойчивости и постоянства. Гора и скала – жилище духа или бога.
Радуга – hолонго. Символ связи Неба и Земли – мост между ними. В бурятском декоративном искусстве радужным орнаментом расписывается лицевая сторона мебели (ханза), из шелковых тканей с изображением такого орнамента шьется нарядная одежда для мужчин и женщин.
Облака –лэн угалза – облачный орнамент – в тибетской традиции “путь белых облаков” – символ духовного развития и совершенства.
Слайд 28Культовый орнамент Довольно обширная группа, которая включает в себя сочетание некоторых элементов
орнаментов четырех групп с ламаистской символикой. К главным изображениям относятся восемь жертвоподношений “найман тахил ”: белый зонт, рыбы, священный сосуд, лотос, раковина, улзы, жалсан и хорло. Было еще несколько видов изображений – “долоон эрдэни”, “гурбан эрдэни”, “зэндэмэни эрдэни” и т.д.
К ламаистской символике относятся хорло, установленный над входом в храм, ганжиры, жалцаны, а также молитвы – монограммы, имеющие декоративный вид, например, “намжвандан” – молитва Дуйнхор бурхану.
Слайд 30Красный цвет – цвет огня, света, тепла, без которых немыслима жизнь
на земле. Наши предки полагали, что этот цвет приносит радость и счастье в семью, дарует мир и благополучие народу.
Синий, голубой цвет – цвет неба и воды, он символизирует вечности, бесконечность. Символ верности, постоянства, честности.
Желтый цвет – цвет золота, твердости и благородства.
Зеленый цвет - цвет травы и листьев, цветущей земли –это символ Земли
Оранжевый - символизирует ранний восход солнца, возрождение и расцвет.
Черный цвет - цвет мрака - означает измену, угрозу.
Слайд 31Самым распространенным является Инь-Янь.
Символ двойственности мира. В древней китайской философии -
взаимодополняющие друг друга элементы, несут в себе: Инь - холодное, пассивное, влажное женское начало, Ян - горячее, активное, сухое мужское. Каждый из элементов содержит в себе зародыш противоположного: светлое Ян содержит в себе темную точку Инь и, наоборот, темное Инь несет в себе светлую точку Ян. Инь и Ян - это два уравновешивающих друг друга принципа, связанных с мужским и женским началами мироздания.
Слайд 33Также к распространненным можно отнести Меандр. Меандр - "алхан хээ" называют
молоточным, т.к. по-бурятски и монгольски "алха" - молоток. Этот узор имеет множество вариантов, в числе которых встречается классический меандр древних греков, его упрощенные и усложненные виды. Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. Но в самом названии меандра "алхан хээ", связанном с древним орудием труда, отразилось уважение скотоводческих племен к ремеслу. Но не только уважение, а и любовь к ремеслу отразились в названии орнамента, т.к. известно, что кочевники прославились как искусные мастера по изготовлению мужских и женских украшений из золота и серебра, как мастера по изготовлению конской сбруи.