Слайд 1История искусства и история человечества.
Стиль и направления
в изобразительном искусстве.
Слайд 2
Характеристика видов деятельности учащихся
Узнавать основные художественные стили в европейском искусстве их
развитие в истории культуры.
Уметь характеризовать особенности основных стилей в европейском искусстве
Слайд 3От античности до модерна
«Чтобы понять великого мастера, нужно перед его творением
вспомнить чем жили его современники: духовную атмосферу того времени, внешнюю среду».
М.В.Алпатов
Слайд 4АНТИЧНОСТЬ XVIIв.до н.э.- IV
Римская архитектура явилась отражением мировоззрения эпохи- высокий уровень
техники позволил воплотить в камне потребности римского города и тщеславие императоров.
Римская культура впитала в себя греческие черты и развила их. В конечном счете античная культура оказала большое влияние на западноевропейскую архитектуру и искусство Европы.
Слайд 5Совершенство и возвышенность человеческого тела
«Греки испытывали особое пристрастие к пластическим формам…
Человеческое тело, его строение и податливость, его стройность и гибкость привлекали к себе внимание греков, они охотно изображали человеческое тело в легкой прозрачной одежде. Это дает основание считать греков самым пластичным народом древности…»
М.В. Алпатов
Слайд 6ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ IV-XVвв.
Сущность византийской культуры в ее религиозной, духовной
направленности. Весь комплекс представлений, образов, символов связан с религиозной доктриной христианства. В этических идеалах соединяются воедино интересы религии, государства и личности.
Слайд 7Фигуры людей скрыты за складками одежды кажутся бесплотными и застывшими
Взгляд на
человеческое тело в корне поменялся. Церковь учит, что оно является источником греха. Как следствие этих представлений появляется отвлеченность и символичность в искусстве, которое приводит к схематизму изображений, отвержению телесного, чувственного начала.
Сильное давление церковных взглядов накладывало печать на внешний вид и костюм византийцев.
Слайд 8РОМАНСКИЙ СТИЛЬ XI-XIIвв.
Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает все
романское искусство. Основное, что оно создало, - это замок-крепость, рыцаря, храм-крепость Бога. Бог так же мыслится в образе высшего феодала, справедливого , но беспощадного.
Возвышающееся на холме каменное здание с башнями, настороженное и угрожающее, с большеголовыми изваяниями, как бы приросшими к телу храма и молчаливо стерегущими его от врагов, -вот характерное создание романского искусства.
Слайд 9Идеал красоты утверждаем церковью
Главным в человеке почитается душа, стремящаяся к Богу,
отрешенная от мирской суеты, страдающая и чистая. Идеалом является образ, утонченный лишенный жизненной силы и энергии.
Неловкость костюма, местами слишком узкого, сильно прилегающего к телу и стянутого двумя или тремя поясами, делает фигуру громоздкой, созвучной сдержанным, исполненным величия монументальным формам романской архитектуры.
Слайд 10 ГОТИКА
XII-XV
В искусстве зрелого
средневековья человек как бы заново осваивает пространство, которое становится трехмерным. Получается индивидуализация творческого процесса. Но главные идеи и устремления той эпохи удалось с наибольшей полнотой выразить лишь в архитектуре, в которой в XIII столетии расцветает готический стиль, ставший высшим синтезом средневековья.
Слайд 11Одеждой человек учится подчеркивать формы и красоту своего тела
Посредством одежды происходит
стилизация фигуры. Возрастает динамичность силуэта костюма в сочетании с остроконечной обувью и высокими головными уборами конусообразной формы как бы вытягивают фигуру, делают ее зрительно более высокой. Силуэт и соотношение основных масс костюма создают новый пластический образ: гибкий и грациозный.
Слайд 12ВОЗРОЖДЕНИЕ XIV-XVI
Со времен возникновения науки о культуре проблема Возрождения считается одной
из самых трудных и сложных. Среди определений культурного явления Возрождения нет общепризнанного. Культурный смысл его можно определить как расцвет культуры, переворот в культуре, переходный этап, восстановление античности.
Главное - эстетический и этический идеал Ренессанса - образ идеального человека, создающего самого себя. Образ этот воплотился во всех сферах жизни.
Слайд 13РАФАЭЛЬ
В творчестве Рафаэля получают олицетворение наиболее просветленные и возвышенные гуманистические идеалы
Возрождения.
«…Рафаэль обладал исключительным даром синтеза: сочетанием реализма и идеализации, синтезом гуманистических идей Ренессанса и традиций античности с идеями христианства. Его следует считать создателем римской школы искусства»
(Б.Р. Виппер)
Слайд 14Живопись ярких цветовых сочетаний
Для одежды Ренессанса характерна живопись ярких цветовых сочетаний.
Многообразие и красочность затканных узорами тканей не мешает одежде выглядеть просто, гармонично и естественно. Важную роль в силуэте костюма начинает играть горизонтальная линия пришедшая на смену готической вертикальной. Головные уборы и прически делают низкими, не удлиняющими фигуру, в полной гармонии с общем стилем одежды Ренессанса.
Слайд 15Барокко XVII-XVIII
Название стиля происходит от итальянского слова, означающий
«причудливый, странный».
Феодальная знать и католическая церковь, завладевшая несметными богатствами, стремилась утвердить свое величие необыкновенной роскошью дворцов и храмов. Удивлять – вот цель этого стиля.
Слайд 16Теперь ценится только внешний облик человека - величавый, роскошный, красочный
Костюм под
стать архитектурным сооружениям эпохи. Этикет двора требует пышности, вычурности, многослойности , огромного количества украшений. Новая идеология приводит к новому эстетическому взгляду на красоту человека. Из-за лишней декоративности в костюме исчезает прямая линия. Фигура приобретает укороченный и широкий вид.
Слайд 17КЛАССИЦИЗМ XVII-XIX
В основе искусства классицизма лежит иное начало. Прекрасно лишь
то, что упорядоченно, разумно, гармонично.
И снова античность проступает из глубины веков. Но художники классицизма берут у нее самое ценное для современной эпохи: стройность и строгость композиции, благородство пропорций, ясность основных объемов и планов, ордерную систему.
Слайд 18Классицизм с его культом античности раскрыл перед женщинами красоту тела.
Потребность показать
в одежде республиканские взгляды приводит к использованию форм, считавшихся поистине античными. Возникает новое понятие женской красоты- естественные прекрасные формы и линии тела становятся предметом поклонения.
В мужской моде принципы классицизма- рационализм, строгость, функциональность и деловитость – присущи одежде этого периода в полной мере
Слайд 19МОДЕРН
XIX-XX
Динамичный , противоречивый стиль под стать своему времени.
Для него характерна простая
выразительность линий - плавные изгибы стен и сложные криволинейные очертания деталей, окон, дверей. Также свойственны живописность цветовых решений, использование новых материалов- бетона, стали, керамики, освобождение от симметрии и классических форм, в том числе ордеров.
Слайд 20Прекрасное подобие амфоры
Плавные, текучие линии, характерные для стиля модерн, выразительно проявляют
себя и в одежде. Облегчающие, тонко перехваченные в талии платья, широкие сверху и зауженные книзу рукава еще более сужают талию, делают фигуру более хрупкой. Романтичные головные уборы придают элегантный и изысканный вид
Слайд 21
Изменения происходящие в художественной культуре, преображают восприятия и оценки людей. Люди
как бы начинают смотреть на мир другими глазами. Их привлекает то, на что не обращали внимания их предшественники или даже то, что им не нравилось. Вкусы людей субъективны, они зависят от идеалов времени.