Слайд 1ИЗО 7 класс
Одежда как явление культуры
Учитель ИЗО
Кропачева Нина Александровна
МАОУ СОШ №132
г.Екатеринбург
Слайд 2Одежда – создание культуры.
Одежда возникла в процессе выделения человека из природы.
Человек создал ее, чтобы защищаться от холода, зноя, дождя и ветра. Но постепенно она обрела не только практическое значение.
Слайд 3
Из глубины веков к нам пришла поговорка:
«По одежке встречают...».
В
прежние времена достаточно было взглянуть на одежду человека, чтобы определить, кто он по национальности, откуда родом, к какому сословию и возрастной группе принадлежит.
Слайд 4
Одежда позволяла также судить:
о материальном достатке людей;
об их семейном
положении.
Это стало возможным потому, что она является носителем информации.
В ней находят отражение общественные отношения, национальные традиции, художественные вкусы, нравственные ценности.
Слайд 5История одежды тесно связана с историей народа.
Слайд 6КОСТЮМ МОСКОВСКОЙ РУСИ (XV-XVII ВЕКА)
Мужской костюм
Слайд 7Константин Егорович
Маковский (1839-1915 гг.).
Федот Сычков «Боярыня»
Слайд 8Верхняя одежда крестьян
Основой мужского костюма по-прежнему оставалась рубаха.
В народном костюме
рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати — нижней.
Рубахи были разных цветов, чаще белые, синие и красные.
Слайд 9Зипун
Поверх рубахи обычно надевали зипун, в народе называвшийся азямом.
Зипун — распашная
одежда, которая застегивалась встык, т. е. без запаха. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава, внизу застегивавшиеся на пуговки. Зипун не имел воротника, и обычно к нему пристегивали воротник-ожерелье.
Слайд 10кафтан
Поверх зипуна богатые люди обычно надевали кафтан.
Кафтан имел длинные
рукава. С XVII века к нему прибавляется высокий стоячий, богато украшенный воротник — козырь (рис. 66).
Слайд 11Ферязь
Одной из парадных одежд была ферязь — особый вид кафтана из
дорогой ткани (рис. 69).
Слайд 12охабень
Одеждой знати был охабень, особенно распространенный в XV и XVI веках.
Это была неширокая распашная длинная одежда (до щиколотки), которая спереди застегивалась встык на петлицы. Охабень имел длинные узкие откидные рукава, однако в рукава его обычно не носили: руки продевали в разрезы, сделанные спереди по пройме, в которую вшивали рукава, а рукава завязывали сзади на талии. Охабень имел четырехугольный откидной воротник почти до середины спины. Его шили из дорогих тканей — объяри, атласа, бархата или парчи/
Слайд 13Шуба
Специфической русской одеждой была шуба. Шубы носили все слои населения —
от крестьян до знатных бояр и самого царя. В древней Руси никогда не шили шубы мехом наружу. Каким бы дорогим мех ни был, он служил подкладкой.
Слайд 15Женский костюм
Все женские одежды того времени были подчинены этому идеалу
и зрительно создавали величественный и статичный образ. Верхние одежды никогда не подпоясывались и застегивались сверху донизу. Почти все одежды были неприталенными, длинными, сшитыми из тяжелых тканей на подкладке. Иногда костюм боярыни весил 15-20 килограммов. Такая одежда делала фигуру малоподвижной, придавала гордую осанку, плавность походке.
Слайд 17Основой женского костюма была длинная рубаха, которую шили из полотна, украшали
оторочкой или вышивкой. Иногда рубаху расшивали жемчугом. У знатных женщин была еще верхняя рубаха — горничная, сшитая из яркой шелковой ткани, часто красного цвета
Слайд 19Летник
Летник длиной до пят -накладная одежда.
Летники шили из однотонных
и узорных тканей, обычно из камки на тафтяной подкладке, и сверху еще богато украшали шитьем, а иногда даже каменьями. К летнику мог пристегиваться небольшой круглый меховой воротник,
Слайд 20Шубка
Одной из излюбленных одежд знатных женщин были шубки по внешнему виду
очень напоминала летник (была длинной накладной одеждой), но отличалась от него формой рукавов. Рукава шубки были длинными и откидными. Обычно они играли чисто декоративную роль, так как руки продевали в прорези, сделанные в полах шубки выше талии. Если шубку надевали в рукава, то рукава собирали на руке во множество поперечных сборок. К шубке обычно пристегивали круглый меховой воротник.
Слайд 21К.Е.Маковский «Боярыня»
Портрет женщины
в русском костюме XVIII в.- начало XIX в.
Слайд 22Душегрея
Душегрея - свободная одежда, державшаяся на широких коротких бретелях, сзади сходившихся
к центру спины. Спереди душегрея застегивалась и была довольно узкой, слегка расширенной в боках, но на спине она расширялась за счет крупных трубчатых складок, сильно расходящихся книзу
Слайд 23Шуба
Иногда женщины носили верхние одежды, одинаковые по крою с мужскими, -
однорядки,
шубы - но внакидку
Слайд 24Кокошник
Слово "кокошник" происходит от древнеславянского слова "кокош", означающего курицу-наседку или петуха.
Парадным головным убором замужних женщин являлся кокошник - головной убор, сделанный из твердого материала, обтянутый золотой тканью и богато расшитый, обычно жемчугом.
Слайд 26РУССКИЙ КОСТЮМ
XVIII ВЕКА
В России до XVIII века во всех
слоях общества по-прежнему носили традиционный русский костюм, а все иностранные, «немецкие» моды отвергались.
Слайд 27В начале XVIII столетия после ряда специальных указов Петра I произошли
перемены. Эта почти насильственная смена костюма имела определенное политическое значение. Петр, понимая важность торгового и культурного общения с Европой, посылал русских «пенсионеров» за границу, пытался разбить домостроевские обычаи боярства, заставлял боярских сынков учиться и работать.
Слайд 28Одним из средств борьбы со старозаветным боярством и местничеством была замена
старинного боярского костюма, длиннополого и неудобного для работы, более удобной общеевропейской одеждой.
Слайд 29С не меньшим сопротивлением были встречены новая модная прическа — завитой
парик — и бритое лицо. Многие откупались от бритья бороды: за ее ношение платили в царскую казну налог. Только новое служилое дворянство и большая часть молодежи сразу приняли нововведения.
Слайд 30Для женщин переход к новому костюму был еще сложнее. Одетые в
тяжелые, скрывающие формы тела сарафаны, закрытые рубахи, с плотно покрытой головой, они, согласно новой моде, вдруг должны были надеть декольтированные платья, стянуть талию, завить волосы в локоны.
Слайд 31Мужской костюм
Мужской костюм состоял из рубашки с кружевным жабо, камзола и
кафтана, обычно суконного, сшитого узко в талию, с расширенными полами. Поколенные узкие кюлоты, чулки и башмаки с пряжками дополняли туалет. Волосы расчесывали на прямой пробор и спускали на уши. Модники носили парик. Наиболее распространенной формой шляпы была треуголка. Верхней одеждой служил суконный плащ.
Слайд 32После смерти Петра I мужской дворянский костюм продолжает меняться в соответствии
с общеевропейскими модами. В русский быт окончательно вошли французский кафтан, камзол, кюлоты и пудреные волосы.
Слайд 33Женский костюм
В начале XVIII века женщины носили платье, состоявшее из пышной
юбки и узкого лифа с глубоким вырезом .
Обычно носили одновременно два платья: нижнее, глухое, и верхнее, распашное - гродетур. Одежду часто отделывали мехом. Платья, юбки, лифы шили из тяжелых шелковых тканей - парчи, атласа, муара, крепа различных цветов, зачастую украшенных растительным орнаментом.
Слайд 34Уже в середине XVIII века возник новый тип придворного костюма —
платье, несколько напоминающее древний русский сарафан, но сшитый из великолепных тканей и дополненный кокошником.
Этот парадный туалет сохранился с некоторыми изменениями при дворе на многие годы.
Слайд 35Задание.
Этапы работы
построить общую форму костюма;
наметить места украшений и орнамента;
определить колорит
( цвет ) костюма;
выполнить в цвете работу.