Слайд 1Перспектива в жанрах изобразительного искусства
Подготовила: ученица 7 «А» класса Цыцулина Дарья
МБОУ Гимназия№ 14
г.Выкса 2012
Слайд 2
Искусство - самый прекрасный, самый строгий, самый радостный
и благой символ извечного, не подвластного рассудку стремления человека к добру, к истине и совершенству.
Томас Манн
Слайд 3В любом из жанров ИЗО присутствует перспектива. Прежде, чем её применять,
необходимо узнать, какая наука является перспективой и для чего она нужна?
Слайд 4
Перспектива («смотреть сквозь») — наука об изображении пространственных объектов с кажущимися сокращениями
их размеров, изменениями очертаний формы и цвета.
Слайд 5
Леонардо да Винчи о перспективе
Слайд 6
Леонардо да Винчи внёс большой вклад в учение о перспективе, именно
он является основоположником законов окружающей действительности, характеризующейся трёхмерным пространством.
Слайд 7
Леонардо да Винчи открыл линейную
и воздушную перспективу
Слайд 8Теория перспективы, разработанная художниками эпохи Возрождения(XVIвек, Линейная перспектива, Воздушная перспектива. Основоположник
Леонардо да Винчи)
Слайд 9Линейная перспектива
Предполагает уменьшение предмета при удалении его от глаза наблюдателя, при
этом натуральный размер самого предмета не изменяется. Другими словами, вблизи предметы крупнее, вдалеке меньше.
Слайд 10Построение линейной перспективы
Построение перспективы предполагает наличие линии горизонта и точек
схода для лучшего понимания перспективных сокращений.
Слайд 11Линия горизонта: низкая, средняя, высокая
Слайд 12Низкая линия горизонта
Плоские, открытые пейзажи — такие, например, как поля, равнины
ИЛИ болота, — требуют широкого, свободного пространства с низко расположенной линией горизонта и большим, высоким небом, которое играет важную роль в создании атмосферы.
Слайд 13Высокая линия горизонта
Высокий горизонт, напротив, оставляет мало места для неба
и образует закрытое пространство, в котором пейзаж становится более интимным. В природе эффект закрытого пространства встречается в горных долинах, где нависающие над головой скалы и отбрасываемые ими глубокие тени закрывают практически все небо.
Слайд 15
Рисунок линейной перспективы к картине «Поклонение волхвов»
Слайд 16Воздушная перспектива
Предполагает изменение цвета предмета при его удалении от глаза наблюдателя,
при этом цвет самого предмета остается неизменным. Другими словами, вблизи предметы ярче, насыщеннее и контрастнее, а вдалеке бледнее, отсутствует контраст и теряется насыщенность.
Слайд 17
Воздушная перспектива в картине «Поклонение волхвов»
Слайд 18 Леонардо да Винчи «Вакх»
Умение сочетать линейную и воздушную
перспективу дает возможность художнику передать трехмерное пространство в картине
Слайд 19
Сочетание линейной и воздушной перспективы в картине «Дева и младенец
со св. Анной»
Слайд 20
Сочетание линейной и воздушной перспективы в картине
«Мадонна младенца»
Слайд 21
Сочетание линейной и воздушной перспективы в картине
«Мона Лиза»
Слайд 22
Сочетание линейной и воздушной перспективы в картине «Тайная вечеря»
Слайд 23 Самым главным в живописи является то, что тела, ею
изображенные, кажутся рельефными, а фоны, их окружающие, со своими удалениями кажутся уходящими вглубь стены, на которой вызвана в жизни такая картина посредством трёх перспектив, то есть: уменьшением фигур тел, уменьшением их величин и уменьшением их цветов. Из этих трёх перспектив первая происходит от глаза, а две другие произведены воздухом, находящимся между глазом и предметами, видимыми этим глазом.
Леонардо да Винчи
Слайд 25
Древнерусские живописцы в
иконописи, фресках,
миниатюре разработали свое видение перспективы, которое было обусловлено божественным взглядом из вне на молящегося перед иконой, то есть в обратной перспективе. В России обратную перспективу использовали Андрей Сапожников, Алексей Венецианов. Андрей Рублев.
Слайд 26
В случае "правильной" перспективы, линии сходятся в
точку, которая лежит в "глубине" картины. Именно так мы и воспринимаем предметы. В случае обратной перспективы, все происходит как раз наоборот - линии сходятся в точке, которая лежит "вне" картины. Прием этот имеет символический смысл. Во-первых, он призван показать неземную сущность бытия, в котором существуют персонажи иконы. А во-вторых, схождение линий в пространстве зрителя как бы демонстрирует нам благодать изливающуюся из мира горнего в наш мир.
Слайд 27
Обратная перспектива в иконе Андрея Рублева
«Троица Ветхозаветная»
Слайд 28
Яркий пример обратной перспективы: на иконе почти все предметы нарисованы в
«неправильном» перспективном сокращении
Слайд 29
В иконах и фресках обратная перспектива позволяет передать впечатления того,
что образы святых смотрят на зрителя, а не зритель смотрит на них, как это бывает в обычных картинах с прямой перспективой.
Слайд 31
Пример сферической перспективы, сделанной объективом фотоаппарата
Слайд 32
Интересную теорию сферической перспективы создал К. Петров-Водкин. Это
подобие экрана, на котором художник проецирует не только то, что он видит, но и то, что представляет, т.е воображаемый мир.
Слайд 33
Кузьма Петров-Водкин
в своих работах использовал
сферическую перспективу
Слайд 34 "Когда я падал наземь, передо мной мелькнуло совершенно новое
впечатление от пейзажа, какого я еще никогда, кажется, не получал... Я увидел землю, как планету. Неожиданная, совершенно новая сферичность обняла меня на этом затоновском холме".
Такое изображение он назвал «Сферической перспективой».
Слайд 35
Элементами сферической перспективы можно считать:
резкое
смещение ближнего и
дальнего планов, создающее "эффект присутствия" зрителя внутри, в центре изображенного на полотне;
построение изображения по наклонным осям, рождающее ощущение вращения
земной поверхности.
Слайд 36 К. Петров-Водкин «Купание красного коня».
Всё полотно является прекрасной
иллюстрацией сферической перспективы: озеро круглое, что подчеркивается фрагментом берега в верхнем правом углу, оптическое восприятие чуть искажено.
Слайд 37 Теория сферической перспективы – это подобие экрана, на котором художник
проецирует не только то, что он видит, но и то, что представляет, то есть воображаемый мир.
Слайд 38Перспектива в монументальной скульптуре
Слайд 39Искажают перспективу и скульптуры-монуменалисты, которые создают свои произведения на высоких пьедесталах.
Увеличивают наиболее удалённые от зрителя элементы.
Слайд 40
Искажают перспективу и скульпторы- монументалисты, которые создают
свои произведения на высоких пьедесталах. Как правило, увеличению поддаются наиболее удаленные от зрителя элементы
Слайд 41
Монументальная скульптура президентов США
Слайд 42 Увеличение элементов монументальной скульптуры нарушает наше восприятие прямой перспективы,
так как размер скульптур значительно больше, нежели натуральный размер того объекта, с которого выполняют скульптурную композицию.
Слайд 43
Мамаев Курган, статуя Родины-Матери в Волгограде.
Работа скульптора
Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина.
Искажение перспективы выполняется для того, чтобы скульптурные изображения можно было наблюдать издалека
Слайд 44Рабочий и колхозница
Работа В.И. Мухиной
Монументальная скульптура и
ее искаженное перспективное восприятие позволяет наблюдать скульптурную композицию с многочисленных точек зрения, причём «объёмные» её размеры дают возможность лучшего обзора с далеких расстояний.