Слайд 1Декоративно-прикладное искусство -
создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и
частном быту; художественная отделка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.).
Слайд 2Основные виды декоративно-прикладного искусства
Батик (холодный олодный ,горячий )
Гобелен , ткачество
Нитяная
графика (кружево)
Художественная резьба и роспись (по камню, по дереву, по кости)
Керамика
Вышивка (древнерусское лицевое шитье)
Вязание ( крючком крючком, спицами)
Макраме
Ювелирное искусство
Художественная обработка кожи
Художественная ковка
Пирография (выжигание по дереву, коже, ткани)
Стекло
Бисероплетение
Ковроделие
Слайд 3Народные промыслы -
одна из форм народного художественного
творчества, производство фольклорных художественных изделий.
Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже образовались работающие на рынок кустарные промыслы, а также частные мастерские, вовлечённые в систему капиталистического рынка и нередко не выдерживавшие конкуренции фабричных товаров. В конце XIXНародные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже образовались работающие на рынок кустарные промыслы, а также частные мастерские, вовлечённые в систему капиталистического рынка и нередко не выдерживавшие конкуренции фабричных товаров. В конце XIX — начале XX вв. началось возрождение народных художественных промыслов, программно противопоставлявшихся массовому промышленному производству бытовых изделий.
Слайд 5 Гжель - это колыбель и основной центр русской керамики. На
протяжении столетий гжельские крестьяне изготавливали изразцы, черепицу. Со второй половины XVIII века она прославилась выпуском майоликовой посуды. Это были изделия из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали. В XIX веке гжельские мастера изобрели новый для себя материал и новую технологию: выпускали полуфаянс, затем фаянс и, наконец, фарфор. Особый интерес представляли изделия, расписанные в один цвет - синей подглизурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.
Слайд 8Хохломская роспись по дереву, русский народный художественный промысел. Возник во 2-й
половине 17 в. на территории современного Ковернинского района Нижегородской области. Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова, по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла (ныне - синтетическим) и закалялись при высокой температуре в печи. Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и чёрного цвета с золотистым.
Слайд 13Технология производства состоит из нескольких этапов. Из картона изготавливается папье-маше, которое после специальной
обработки клеем, просушки и грунтовки становится прочным как дерево и пригодным для росписи. Палехские художники до сих пор используют старинные рецепты изготовления красок, основу которых составляет яичный желток, вода и уксус. Далее художник работает очень тонкими кистями из меха белки, что позволяет искусно выписать даже самые мелкие детали композиции. Иногда приходится прибегать к помощи лупы. В работе часто используются элементы из сусального золота, серебра и гуммиарабика. После завершения художественной росписи миниатюру покрывают несколькими слоями лака и полируют на специальном станке для придания зеркально гладкой поверхности.
Слайд 16Слово «кружево» происходит от «окружать», украшать нарядной отделкой края одежды и
других предметов из тканей. Кружевоплетение было известно на Руси издавна. Им занимались женщины всех сословий. Платье царей, князей и бояр украшало кружево из золотых, серебряных и шелковых нитей; в народной одежде использовалось кружево из льняной пряжи, а с конца XIX века - из хлопчатобумажных нитей.
Слайд 17Отличительной особенностью традиционного вологодского парного кружева является четкое деление «строения» кружева
на узор и фон. Вследствие этого крупные и плавные формы орнамента очень выразительно выделяются непрерывной линией, ровной по ширине на всем протяжении узора. В ранних вологодских кружевах в качестве ведущего орнамента варьировались стилизованные изображения птиц, древа жизни и другие старинные мотивы, характерные для более древней по происхождению вышивки. Сегодня вологодское кружево отличает разнообразие орнамента, монументальность форм и преобладание цветочных мотивов.
Слайд 24Домашнее задание
Один из видов декоративно-прикладного искусства
(по выбору)
Русские народные промыслы (по выбору)
Толкачева Е.Ю. МБОУ «Очурская СШ»