Слайд 1Икона
Иконография
Иисуса Христа и Богородицы
Слайд 2Иконография
Иисуса Христа и богородицы
Презентация подготовлена учителем высшей категории
МАОУ СОШ
№ 1 г. Немана Ефимчик О.Л.
Слайд 3Икона
сопровождает человека на протяжении всей жизни: от рождения, крещения и
до смерти.
- Для воинов – это символ непобедимой веры
- Для страждущих – опора в надежде на окончание страданий.
- Для всех верующих – настоящее окно в Царство Божие.
И мы на сегодняшнем уроке попытаемся взглянуть на икону и как на удивительное произведение искусства, и как на символ любви, веры и надежды.
Слайд 4Иисус Христос
Основные типы изображения на иконах Иисуса Христа:
Богомладенец с
Богоматерью
Спас Еммануил
Спас Вседержитель
Спас Нерукотворный
Слайд 5Иисус Христос
подлинный образ Спасителя всегда интересовал христиан.
в начале IV века
историк церкви Евсевию. утверждал, что образ Спасителя "не по силам человеческой живописи" и советовал вернуться к "внутреннему созерцанию".
Слайд 6Иисус Христос
в 836 г., в послании к императору Феофилу было
как бы утверждено каноническое изображение Бога в Его человеческом облике: "...благотелесный... со сдвинутыми бровями, красноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду, цвета пшеницы на вид, по материнской наружности, с длинными перстами, доброгласен, сладок речью, зело кроток, молчалив, терпелив...".
Слайд 7Иисус Христос
Образ Христа таким, каким мы видим его сейчас, сложился в
Византии к началу IV века, ко времени правления императора Константина Великого (306-337 г.), который покровительствовал новой религии, поддерживал христианскую Церковь и перенес столицу в город Константинополь. Это так называемый исторический тип Иисуса в возрасте его крестных страданий, с удлиненным лицом, темнорусыми волосами, небольшой бородой.
Слайд 9Иисус Христос
Русские иконописцы, изображая Сына Божия в Его человеческом облике, пытались
воссоздать Его духовную сущность, отобразить Его божественное происхождение. В иконах всегда сохраняется величавый характер образа; от Него веет строгим вдумчивым покоем, призывом к кроткому послушанию, высокой вере.
Слайд 10Еммануил
Есть еще одна особая икона с Христом, называемая «Спас Еммануил». Огрудное
или оплечное изображение Христа, но только когда он был юношей. У него еще нет ни волос, спускающихся на плечи, ни усов, ни бороды. Совершенно другое лицо. Человек, незнакомый с этим сюжетом, не догадается, что изображен Христос. Ну конечно, все «Еммануилы», будучи непохожими на взрослого Христа, похожи между собой.
Слайд 12Еммануил
в виде отрока Еммануила в соответствии с пророчеством старшего из четырех
великих пророков Израиля Исайи: "...се. Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Иммануил, иже есть сказаемо "С нами Бог"" (Ис VII, 14).
Господь Еммануил Симон Ушаков, 1697 г.
Слайд 13Спас-Эммануил
Икона из деревянного храма
в Коломенском (1670).
Современная икона, Афон
Современная
икона, Афон
Современная икона, Афон
Современная икона, Афон
Слайд 14В 13 лет по иудейской традиции мальчик становится «сыном завета». В
присутствии взрослых и - обязательно - родителей он читает отрывок из Книги закона. С этого момента он считается взрослым и обязанным исполнять все заповеди. Детство - и вместе с ним неведение - кончились.
Мы как раз и видим отрока Иисуса в Иерусалимском храме в возрасте 12 лет, то есть меньше чем за год до совершеннолетия. Еще Господь ничего не проповедует, потому что по возрасту не имеет на это права. Но Он «сидит посреди учителей, слушающий их и спрашивающий их» (Лк. 2: 46). Он - Слово, пришедшее в мир для избавления нас от бессловесия. От трех болезней: неразумия, похоти, стяжательства - нужно лечиться всю жизнь. Они не проходят с возрастом, как детские болезни или мечты юности. Хотя каждой из них свой возраст соответствует. И Христос, вполне здоровый и душой, и телом, неразлучный от Отца и свободный от всякого греха, именно пришел, чтобы сообщить нам, больным, Свое здоровье. И на Крест Он идет не ранее, чем пройдя все человеческие возрасты, предшествующие зрелости. Протоиерей Андрей Ткачев
04.03.2011
Слайд 15Иисус Христос – Добрый Пастырь
так Называемый "идеальный" тип изображения Спасителя. Это
юноша с пышными и длинными локонами, падающими на плечи. Во II - III веках складывается символический образ "Доброго Пастыря" - юного пастуха в короткой тунике с овцой на плечах, воплощающего Сына Божьего, посланного в мир пасти Божее стадо.
Слайд 16"Добрый Пастырь"
Mозаика мавзолея Галлы Плацидии
(середина V века, Равенна, Италия)
"Аз есмь пастырь
добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец." (Евангелие от Иоанна)
"Добрый Пастырь"
Mозаика церкви Сан-Аполинаре
(середина V века, Равенна, Италия)
Слайд 17Спас Нерукотворный
Это самое древнее из канонических изображений. Согласно легенде, первый образ
Христа чудесно отпечатался на плате (убрусе), поднесенным им к лицу. Этот плат обладал чудотворной силой - он исцелил от проказы царя города Эдессы Авгаря. Таким образом, создателем первой иконы был сам Христос. Первоначальная Святой Плат хранился в Эдессе до 944, затем был перенесен в Константинополь.
Слайд 18Спас Нерукотворный
Икона «Спас Нерукотворный» бывает правильной квадратной или почти квадратной формы.
Фоном служит плат.
На плате лицо Христа без шеи, без плеч, одно только лицо с прядями волос, более или менее симметрично расходящимися вправо и влево.
Глаза иногда смотрят прямо на зрителя, иногда подняты, иногда скошены в ту или другую сторону.
Слайд 19Спас Нерукотворный
Вообще же, поскольку на иконе нет никаких лишних деталей, но
только лицо во всю доску, а на всяком лице главное, безусловно, глаза, то «Спас Нерукотворный» едва ли не самый выразительный, самый лаконичный иконописный сюжет. Недаром наши предки рисовали его на своих боевых знаменах.
Слайд 21Спас Нерукотворный
«Спаса Нерукотворного» видел каждый, если не икону, то где-нибудь в
театре, в кино, где древние русские дружины встречаются с половцами, с печенегами, вообще с врагом. Обычно над русским войском развевается знамя, а на знамени изображен «Спас Нерукотворный». Развевается такое знамя и над дружиной Ермака на знаменитом полотне Сурикова «Покорение Сибири».
Легенда состоит в том, что когда Христа вели на Голгофу и он нес крест, то одна женщина подала ему полотенце, плат (убрус), чтобы он вытер лицо от пота. Христос приложился к плату, и на ткани остался отпечаток его лица.
Слайд 23Спас в силах
сюжет «Спас в силах».
Христос изображается полностью, как бы
сидящим на престоле. Престол бывает часто только намечен полупрозрачными линиями, а иногда не намечен совсем.
Фигура сидящего Христа в ярких красных или охряных с золотой разделкой одеждах вписана в алый ромб. Ромб вписан в синий овал. Синий овал вписан в алый внешний квадрат, и только потом, за пределами внешнего квадрата, начинается фон иконы.
Слайд 24Спас в силах
В синеве овала намечены полупрозрачно многочисленные шестикрылые серафимы, по
углам внешнего квадрата изображены символы четырех евангелистов: ангел, орел, лев, бык.
От Спаса идут во все стороны белые и золотые лучи.
В одной руке на левом колене Спас держит раскрытое Евангелие с каким-нибудь изречением, чаще всего – «придите ко мне, страждущие и обремененные, и я успокою вас».
Другая рука – в благословляющем жесте.
Слайд 25Спас в силах
Спас в Силах
Особый вид Спаса на Престоле -
Спас в Силах - нашел распространение в основном в русской иконописи. Христос а окружении ангельских сил также восседает на троне. На заднем плане русские иконописцы изображали наложенные друг на друга ромб или четырехугольник интенсивного красного цвета (символы "славы") и сине-зеленый (черный) овал.
Слайд 27Спас в силах
Квадратная, овальная, ромбическая плоскости пересекают друг дружку, накладываются одна
на другую, проглядывают одна сквозь другую. Причем если алые квадрат и ромб кажутся плоскостями, то синий овал, вписанный в них, создает впечатление глубины и космической бездонности, в которой парят вокруг фигуры Христа полунамеченные, полупрозрачные серафимы. Бесспорно, это один из самых мощных и красивых иконописных сюжетов.
Слайд 28Спас на престоле
«Спас на престоле» есть не что иное, как упрощенный
«Спас в силах». Престол в этом случае написан не полупрозрачными линиями, не полунамеком, а реально, зримо, как обыкновенное кресло, на ранних иконах более условно, на поздних с причудливыми завитушками и украшениями. У Христа то же самое Евангелие и то же движение правой руки, но вокруг него нет уже никаких овалов и ромбов, а просто фон иконы, – как правило, золотой или охра.
В зависимости от крупноты плана иконы могут называться «Спас огрудный», «Спас оплечный», «Спас оглавный».
Слайд 30Спас на Престоле
Разновидность Пантократора, изображение Царя Небесного Иерусалима, Верховного священника Церкви
и Вседержителя на Страшном суде. Христос в царских одеждах сидит на троне с открытым Евангелием в руке (именно открытое Евангелие - символ Страшного суда). Согласно этому канону Христос - Царь царей - изображается в сверкающей золотом или алой одежде, часто украшенной крестами. На голове иногда изображают корону (митру). Фон иконы ("свет"), как правило, золотой.
Слайд 31Спас на престоле - грозный Судия, но также и избавитель бессмертных
праведных душ в конце времен. Это особенно подчеркнуто в иконе Симона Ушакова (последняя в нижнем ряду). Христос держит открытое Евангелие от Матфея (25:34-36), и можно прочитать такие слова, обращенные к праведникам: "Придите, вы, кого Отец мой благословил… Ибо когда я бывал голоден, вы давали мне еду; я был измучен жаждой, и вы поили меня вином; я был странником, и вы давали мне приют; я бывал раздет и вы давали мне одежду, был болен и Вы навещали меня, я был в тюрьме, и вы приходили ко мне..."
На греческой иконе XVII века (первая во втором ряду) рядом с Христом символически представлены четыре Евангелиста, причем Матфей изображен в образе юноши, Марк - в образе льва, Лука - в образе вола, и Иоанн в образе орла. Все они держат свои Евангелия и все имеют крылья, что подчеркивает их ангельский чин.
Слайд 32Спас на престоле - грозный Судия, но также и избавитель бессмертных
праведных душ в конце времен. Это особенно подчеркнуто в иконе Симона Ушакова (последняя в нижнем ряду). Христос держит открытое Евангелие от Матфея (25:34-36), и можно прочитать такие слова, обращенные к праведникам: "Придите, вы, кого Отец мой благословил… Ибо когда я бывал голоден, вы давали мне еду; я был измучен жаждой, и вы поили меня вином; я был странником, и вы давали мне приют; я бывал раздет и вы давали мне одежду, был болен и Вы навещали меня, я был в тюрьме, и вы приходили ко мне..."
На греческой иконе XVII века (первая во втором ряду) рядом с Христом символически представлены четыре Евангелиста, причем Матфей изображен в образе юноши, Марк - в образе льва, Лука - в образе вола, и Иоанн в образе орла. Все они держат свои Евангелия и все имеют крылья, что подчеркивает их ангельский чин.
Слайд 34"Царь царей" Современная икона (Афон)
Спас
Симон Ушаков, 1670 г.
Христос на Страшном
Суде - не только грозный Судия, но также и избавитель бессмертных праведных душ в конце времен. Христос Ушакова держит открытое Евангелие от Матфея (25:34-36), и можно прочитать такие слова, обращенные к праведникам: "Придите, вы, кого Отец мой благословил… Ибо когда я был голоден, вы давали мне еду; я был измучен жаждой, и вы поили меня вином; я был странником, и вы давали мне приют; я бывал раздет и вы давали мне одежду, был болен и Вы навещали меня, был в тюрьме, и вы приходили ко мне..."
Слайд 35Иисус Христос -Вседержитель
Тот же лик Спасителя смотрит на пришедшего в храм
с высоты, с барабана главного купола. Он где-то там, в небесах, Он царит над землей, всевидящим оком взирая на людей. Это Вседержитель, Победитель смерти, Который все держит в Своих руках.
Слайд 36Спас Вседержитель (Пантократор).
Мозаика Софийского собора в Киеве . 1040-е гг.
Известковый грунт,
смальта, кирпич, цветной камень.
Софийский собор в Киеве
Мозаика «Спаса Вседержителя» в зеркале центрального купола Софии Киевской — самый монументальный образ в искусстве Руси XI века. Диаметр медальона, в который он заключен, более четырех метров, расстояние от пола составляет 28,5 метра.
Слайд 37Пантократор - Вседержитель
«Вседержитель» (греч. παντοκρατωρ — всевластный) является одним из главных
канонических типов изображения Христа, где Он представлен как Царь Небесный и Судия на предстоящем Страшном Суде. Сын Божий изображается в возрасте своего проповедничества и в той одежде, которую он носил в своей земной жизни — в хитоне и гиматии. Христос восседает на троне, правой рукой Он делает благословляющий жест, а левой держит свиток или книгу с законом. Если книга раскрыта, то на страницах традиционно отображают различные речения Спасителя, содержащиеся в Евангелиях. Композиция отличается строгой фронтальностью и статичностью.
Слайд 38Иисус Христос – на престоле
в центре, среди хорошо читаемых издали икон
деисусного чина -преобладающая над всеми, выделяющаяся четко и ясно фигура Иисуса Христа. Чаще всего Он изображается сидящим на престоле (троне), иногда трон окружают различные небесные силы. Образ Христа может быть поясным, оплечным или оглавным, но всегда он торжественен и величав, мудро-спокоен и одухотворен.
Слайд 39Пантократор - Вседержитель
В образе «Пантократора» заложена идея Богочеловеческого господства Христа над
миром.
Именование Иисуса «Вседержителем» указывает, с одной стороны, на Его Божественную природу: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр 1:8). С другой стороны, такое именование связано и с человеческой природой Христа. Иисус становится Вседержителем, совершив второе творение, искупив крестной жертвой людские грехи и обновив человеческую природу.
Бог Отец, по словам апостола Павла, «вводит Первородного во вселенную» (Евр 1:6).
Канон «Христа Вседержителя» распространен в двух изводах: изображения бывают в рост и поясные.
Во всем православном мире в центральном куполе традиционно помещается поясное изображение Мессии.
Слайд 40Согласно канону в левой руке Христа - закрытое Евангелие, пальцы правой
сложены таким образом, что образуют греческие символы "IC XC" (указательный и средний пальцы вверх). Обычно верхняя одежда Христа (гиматий) изображалась синей, а рубаха (хитон) - красной, иногда лиловой, что символизирует человеческое воплощение и божественную сущность Христа соответственно.
Слайд 41Пантократор
Согласно канону в левой руке Христа - закрытое Евангелие, пальцы правой
сложены таким образом, что образуют греческие символы "IC XC" (указательный и средний пальцы вверх).
Слайд 42"Благословение"
XIV в.
Приписывается Феофану Греку.
Слайд 43Христос-Пантократор
1363, Константинополь (?).
Доска, темпера, 106 x 79 см.
Сейчас находится в
Эрмитаже, С.Петербург.
Слайд 44Спас Ярое Око
Спас Ярое Око
В русской иконописи периода Золотой Орды (позднее
- у раскольников) был весьма популярен Спас Ярое око. ("не мир принес вам, но меч"). Приведены две русские иконы 14 века московской школы (более яркая - из Московского Успенского собора). Это оплечное изображение Христа, со скорбным темным ликом и яростными глазами.
Слайд 45Спас-Ярое Око
XIV в., Москва, Успенский Собор
Россия, XIV в.
Слайд 46Новгородская школа
"Молодой Пантократор", фрагмент
Спас на престоле
Россия, XVII в.
Слайд 48
- Оранта (Молящая)
- деисусная (из деисусных чинов иконостасов)
- Одигитрия (Путеводительница)
- Елеуса ( Милующая), давшая на Руси тип "Умиление"
С древнейших времен до наших дней сохранились практически неизменными основные типы изображения Богородицы, зародившиеся еще в Византии и пришедшие на Русь с принятием христианства:
Слайд 49Богородица
Изображая Деву Марию, русские иконописцы создавали образ Матери, которая знает о
страданиях, ждущих Ее Сына и которая с рождения Богомладенца отдает Его людям во имя их спасения.
Лиричность, просветленность и отрешенность - вот, пожалуй, главные черты, характерные для изображения Богородицы на русских иконах.
Слайд 50Богородица
Богоматерь на русских иконах всегда в печали, но печаль эта бывает
разной: то скорбной, то светлой, однако она исполнена душевной ясности, мудрости и большой духовной силы.
Богородица может торжественно "являть" Младенца миру, может нежно прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его - Она полна благоговения.
Дева Мария поклоняется Своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы.
Слайд 51Одигитрия
Одигитрия, что в переводе с греческого языка означает «Путеводительница», представляет наиболее
распространенный в христианском мире тип изображения Богородицы.
Многие из известных и чтимых православных икон, включая Казанскую, Иверскую, Смоленскую, Тихвинскую, Страстную, Споручницу грешных и Троеручицу, относятся к этой группе. Первой же одигитрией, как считается, была старинная Влахернская икона, написанная, по преданию, евангелистом Лукой и дошедшая до наших дней во множестве списков.
Слайд 52Одигитрия
На иконах типа Одигитрии Дева Мария представлена с Богомладенцем, который держит
в одной руке свернутый свиток, а другой благословляет. Изображения Богоматери и Младенца -строгие, прямоличные, их головы не касаются друг друга.
Божья Матерь "Одигитрия"
XIV в., монастырь Хиландар на Афоне
Икона Божией Матери Смоленская
Слайд 53Одигитрия
"Путеводительница" ("Одигитрия")
На этой иконе мы видим Божию Матерь, правая рука
которой указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке. Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга.
Богородица как бы говорит всему человеческому роду что путь истинный - это путь ко Христу. На этой иконе она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы, который, как считается, восходит к первому иконописцу - святому апостолу Луке.
На Руси из икон этого типа наиболее известны Смоленская, Тихвинская, Иверская.
Слайд 54Богородица
На одних иконах Богоматерь держит Иисуса на левой руке: Смоленская, Казанская,
Тихвинская, Иверская…
На других Христос находится на правой руке Матери: Владимирская, Донская, Иерусалимская, Молдавская, Почаевская, Цареградская, Ярославская, Яхромская, Федоровская…
Слайд 55Икона Божией Матери Смоленская
Казанская икона Божьей Матери
XVII в., собрание П. Корина
Дерево,
паволока, левкас, темпера, металлический оклад
Икона Тихвинской Божьей Матери
XVI в., Музей древнерусской культуры и искусства им. А. Рублева, Москва
Слайд 56Умиление (елеуса)
Изображение типа Умиление - одно из самых распространенных и любимых
в народе. Богородица и Иисус в умилении склоняются друг к другу, Мать нежно обнимает Богомладенца, касаясь щекой Его щеки.
Слайд 57Умиление
"Умиление" ("Елеуса")
На иконе "Умиление" мы .видим Младенца-Христа, припавшего левой щекой
к правой щеке Богоматери. Икона передает полное нежности общение Матери и Сына. Поскольку Богородица символизирует также Церковь Христову, икона показывает вам всю полноту любви между Богом и человеком - ту полноту, которая возможна только в лоне Матери-Церкви. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов.
Божия Матерь задумалась, прижимая к Себе Сына: Она, предугадывая крестный путь, знает, какие страдания ждут Его. Из икон этого типа в России наибольшим почитанием пользуется Владимирская икона Божией Матери.
Слайд 58Владимирская икона Божьей Матери
Слайд 61Молящаяся (Оранта, Панагия, Знамение)
"Молящаяся" ("Оранта", "Панагия", "Знамение")
Это изображение встречается уже
в катакомбах первых христиан. Божия Матерь изображена на иконе в фас, обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях. (С древних времен этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу). На Ее лоне, на фоне круглой сферы - Спас Эммануил.
Иконы этого типа также называются "Оранта" (греч. "молящаяся") и "Панагия" (греч. "всесвятая"). На Русской земле этот образ получил именование "Знамение", и вот как это случилось. 27 ноября 1169 года, во время штурма Новгорода дружиной Андрея Боголюбского, жители осажденного города вынесли на стену икону. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы. Слезы упали на фелонь новгородского епископа Иоанна, и он воскликнул: "О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града". Воодушевленные новгородцы отразили суздальские полки...
Слайд 62Оранта
Богоматерь типа Оранта изображается в рост в молитвенной позе, с разведенными
в стороны согнутыми в локтях руками, поднятыми на уровень головы.
Оранта Владимиро-суздальская
«Нерушимая стена» София Киевская
Слайд 63Оранта
Оранта. Именно под таким названием многие из нас знают икону Божьей
Матери «Нерушимая Стена». Она находится в Софийском соборе Киева. Это мозаика 11-го века.
Богородица изображена на золотом мозаичном фоне в хитоне небесного цвета.
Она поднимает руки в молитве к Господу, изображение Которого можно увидеть под центральным куполом.
Эту икону считают символом Земли Русской.
Слайд 64Оранта
Оранта. В течение 10-ти веков киевская Оранта остается невредимой, хотя и
Киев, и сам собор неоднократно разрушались. Отсюда и название – «Нерушимая Стена». Издавна люди верят: наша Родина не погибнет, пока над ней будет простирать руки Мария Оранта.
Слайд 66Великая Панагия
Если на груди Богоматери, как бы во чреве или на
лоне, находится Младенец в виде Спаса Еммануила, то икону называют Великой Панагией.
Великая Панагия Афона
Слайд 67Деисусное изображение Богородицы
Деисусное изображение может быть в рост, поясным, погрудным, в
зависимости от того, в какой иконостас входила икона. Богородица обращена вполоборота влево, к Христу, помещавшемуся в центре деисусного чина; руки сложены на уровне груди: Мария как бы протягивает их в молитвенном жесте к своему Божественному Сыну, прося Его за род человеческий.
Слайд 68Деисусное изображение Богородицы
Расположенный в центре образ Христа пишется в иконографии «Царь
царем», «Пантократор», «Спас в Силах» или «Великий Архиерей» и, как правило, представляет Спасителя, восседающего на троне. Образ Божьей Матери, расположенный по правую руку (слева относительно зрителя), относится к типу «Заступница» (Агиосортисса), который представляет самостоятельный элемент иконографии Богородицы и выделяется тем, что только в этом иконописном каноне изображение Богоматери представлено без Младенца Христа на руках.
Слайд 69Богородица
Младенец в медальоне на груди изображается на иконах Знамение и Живоносный
источник.
Серафимо-понетаевская
Слайд 70Богородица
Без Младенца Богородица предстает на иконах Ахтырская, Боголюбская, Всех скорбящих радость,
Покров, Огневидная, Филермская, Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому...