Слайд 1Художественная культура Китая
Слайд 3Китайская цивилизация
достигла успехов во всех видах искусств
Китай все страны мира
превзошёл,
Во всех искусствах до вершин дошёл.
Алишер Навои
Слайд 4Достижения
китайской цивилизации:
Слайд 5Достижения
китайской цивилизации:
Иглотерапия
Шёлк
Фарфор и стекло
Порох
Компас
Бумага
Слайд 6Бамбуковые книги
С начала I тыс. до н. э. китайцы стали использовать
для письма бамбуковые планки. На каждой такой дощечке помещалось примерно по сорок иероглифов (слов). Планки нанизывали на веревку и соединяли в связки.
Слайд 7Шелк
В III в. до н. э. китайцы стали применять для письма
шелк.
На шёлке писали натуральными красками специальной кисточкой, изобретение которой приписывают Мын Тяню
Слайд 8Изобретение бумаги
Великим изобретением было изготовление бумаги, производство которой началось в 105
г. н.э. Её варили из древесной коры, тряпья, конопли. Автором этого крупнейшего в истории человечества открытия был чиновник Цай Лунь. Примерно тогда же была создана тушь.
Слайд 9Художественная культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развивались
в учениях даосизма и конфуцианства.
Слайд 10даосизм
"путь", "дорога.
Дао – это покорно следовать потоку жизни, не сопротивляясь
ему.
у вэй - "пассивность" или понятием "плыть по течению".
Характер событий в мире определяется силами ян и инь.
Мужское начало —считается присущим силам ян
женское начало — все слабое, темное и пассивное в жизни — приписывается действию сил инь.
Лао-цзы
Слайд 11конфуцианство
этико-политическое учение
6 в. до н. э.
жэнь («гуманность») – путём нравственного
самоусовершенствования
ли («этикет») — норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении
Конфуций
Слайд 12Близость к природе, стремление к духовному совершенству, поиск гармонии в каждом
явлении природы - будь то цветок, дерево, животное - позволили сформировать совершенно уникальное эстетическое сознание и художественную практику.
Слайд 13Идея гармоничного соединения человека и природы пронизывает китайское искусство, начиная от
каллиграфии до живописи. Даже письменность в традиционной китайской культуре рассматривается как особая область этики и эстетики.
Иероглиф «Жизнь»
Слайд 14Иероглифы
В китайских словарях число иероглифов доходит порою до 70 тысяч.
Слайд 15Символ счастья
Символом счастья в Древнем Китае была летучая мышь.
Пять летучих мышей
означали много счастливых благ, прежде всего долголетие, богатство, здоровье, благонравие и естественную смерть.
Слайд 16Иероглиф выступает как идеальная модель художественного произведения, в нем сочетаются строгость
и простота формы с глубиной и символичностью содержания.
Слайд 19Создание Великой Китайской стены
Строительство Великой Китайской Стены велось в течение 10
лет руками 2 миллионов человек. Высота колоссального сооружения достигала 10 метров, ширина – 5 метров, длина – 4 тысячи километров. Через каждые 60 – 100 метров были сооружены сторожевые башни.
Слайд 20Великая китайская стена (IV-III в. до н.э.)
Слайд 21ПОНЯТИЯ
Пагоды - буддийские мемориальные сооружения и хранилища реликвий
имеют вид павильона или
башни (часто многоярусной); отличительная черта – слегка приподнятые кверху заостренные края кровли
башни-пагоды отличаются геометрической строгостью и ясностью членения
пагоды танского времени имели нечетное (счастливое) число этажей — 3, 5, 7, 9, 11, 13
внешний облик удивительно прост, почти не использовалось декоративное убранство
Слайд 22Пагода Даяньта (или Диких гусей)
7-этажная пагода расположена на фоне обширной горной
гряды, торжественно возвышается (64 м) над окрестностями города Сиань — бывшей столицы китайского государства.
Слайд 23Формы пагод
Пагоды в Китае бывают самых многообразных форм - квадратные, шестиугольные,
восьмиугольные, обычно с четным числом углов и многоярусные. Строительным материалом им служит дерево, кирпич, камень, глазурованная черепица, железо. По своей конструкции они имеют вид башен или павильонов с многочисленными карнизами.
Слайд 24Пещерный буддийский
храм Юньган
ЮНЬГАН, гора в Китае, к северо-западу от города
Датун, в провинции Шаньси. На склонах — пещерный буддистский храм (ныне музей; 460-545 гг.).
Свыше 60 пещер, овальных и прямоугольных в плане, с раскрашенной скульптурой из мягкого песчаника (статуи Будды высотой до 15 м, 460-525 гг.), рельефами и многоцветными росписями (сохранились частично) на стенах пещер.
Слайд 25Шедевры китайской архитектуры:
Буддийские пещерные
храмы,
расположенные в труднодоступных горах, принадлежат к
шедеврам мировой архитектуры
Монастырь Юньган
Слайд 26Пещерный храм Юньган
Статуя Будды (V-VI вв.)
Слайд 27Шедевры китайской архитектуры:
Деревянные павильоны –
основная форма
культовых
и жилых зданий
Высокая,
двух-, или четырёхскатная крыша со сложной изогнутой формой - характерный элемент китайской архитектуры, не имеющий аналогов в зодчестве
Слайд 28Крепежные конструкции деревянных балок древнего Китая
Ворота эпохи Мин XIV-XVII вв.
Храм неба
XV-XVI вв.
Слайд 29Шедевры китайской архитектуры:
Эмблема Китая
– Храм Неба в Пекине
Грандиозный религиозный комплекс,
посвященный древним культам,
в которых почитались Небо и Земля
Слайд 30Шедевры китайской архитектуры:
Парк Бейхай в Пекине –
Императорский сад
Садово-парковое искусство
Слайд 31Особенности архитектуры
Продуманное расположение зданий на фоне природы (органичное включение в природный
ландшафт)
Наиболее распространенная постройка – пагода
Необычное явление в архитектуре – буддийские пещерные храмы
Основная форма культовый и жилых зданий – деревянный павильон (двух- или черырехскатная крыша
Слайд 32Скульптура Китая
Армия Терракотовых Воинов была найдена в 1974 году. Она состоит
из 10 тыс. фигур: керамические фигуры солдат, офицеров, всадников, расположенных в боевом порядке и охраняющих гробницу императора Цинь Шихуанди
Слайд 33Китайские скульпторы очень точно лепили фигуры людей и животных из обожжённой
глины, камня, бронзы и дерева.
Слайд 34Создание гробницы первого императора
Во время раскопок могилы Цинь Ши хуанди учёные
обнаружили изображения трёх тысяч пехотинцев и всадников в натуральную величину, выполненные из обожжённой глины.
Слайд 35«Терракотовое войско»,
династия Цинь, III в. до н.э.
Слайд 37Живопись Китая
Одним из высших достижений древнекитайского искусства является живопись, в особенности
живопись на свитке. Китайская картина-свиток - это совершенно новый вид искусства, созданный специально для созерцания. Основными жанрами живописи на свитке были исторический и бытовой портрет, портрет, связанный с заупокойным культом, пейзаж, жанр «птицы и цветы».
ГО СИ
ОСЕНЬ В ДОЛИНЕ ЖЕЛТОЙ РЕКИ
Фрагмент со свитка
XI в. Шелк, тушь. Галерея Фрир, Вашингтон
Слайд 38Китайская живопись
Древняя китайская живопись, как в прочем и современная, знала два
основных стиля: «гун би» (прилежная кисть) и «се и» (выражение идеи).
Принципы китайской живописи заключаются в любовании природой как совершенным творением.
Слайд 39В китайской картине каждый предмет глубоко символичен, каждое дерево, цветок, животное
или птица является знаком поэтического образа: сосна -- это символ долголетия, бамбук - стойкости и счастья, аист - одиночества и святости и т.д. Форма китайских пейзажей - вытянутый свиток - помогала ощутить необъятность пространства, показать не какую-то часть природы, а целостность всего мироздания.
Ли Кан. Бамбук. Тушь по бумаге. XIII в.
Слайд 40Жанры китайской живописи довольно разнообразны:
- анималистические жанры,
- бытовые жанры,
- парадный портрет,
- миниатюра на веерах и других предметах обихода,
- китайская пейзажная живопись.
В Китае не существовало натюрморта в привычном для нас смысле, неподвижные предметы с точки зрения китайцев мертвы без динамики движения жизни и времени.
Слайд 41Китайская живопись тяготеет к определенным устойчивым образам: одним из самых излюбленных
объектов эстетического воплощения в живописи является бамбук
На китайских картинах бамбук — это не просто растение, а символ человеческого характера.
Слайд 42Китайская живопись и каллиграфия
В Китае использование одного инструмента и для живописи,
и для каллиграфии — кисти — связало эти два вида искусства.
Каллигра́фия (от греч. слов κάλλος kallos "красота" + γραφή graphẽ "писать") — вид изобразительного искусства, эстетическое оформление рукописного шрифта.
Слайд 43
Здравствуй/те! - Доброе утро - До свидания!
Здравствуй/те! -
Доброе утро - До свидания!
Иероглифы:
Русский перевод:
Транскрипция:
Слайд 44Статуя Будды Вайрочаны
По берегам р. Ихэ; несколько сотен пещер, величественные статуи
буддистских божеств («Будда Вайрочана», VII в., высота 25 м), изящные рельефы.
Высечена в скалах китайского буддистского пещерного храма ЛУНМЭНЬ.
Слайд 45Музыка Древнего Китая
В китайской музыке была принята система люй-люй (буквально "строй",
"мера"), в основе которой лежали двенадцать звуков. Каждый имел магический смысл: нечётные звуки воплощали светлые, активные силы Неба, чётные - тёмные, пассивные силы Земли.
Слайд 46
Примерно в VII в. до н. э. из этого звукоряда было
выделено пять важнейших звуков, получивших названия:
первый - "дворец",
второй - "беседа",
третий - "рог",
четвёртый - "собрание",
пятый - "крылья".
Эти пять звуков отождествлялись с пятью первоэлементами (огонь, вода, земля, воздух, дерево) и пятью основными цветами (белый, чёрный, красный, синий, жёлтый). Они имели и социальное значение ("правитель", "чиновники", "народ", "деяния", "вещи").
Слайд 47
Примерно в VII в. до н. э. из этого звукоряда было
выделено пять важнейших звуков, получивших названия:
первый - "дворец",
второй - "беседа",
третий - "рог",
четвёртый - "собрание",
пятый - "крылья".
Эти пять звуков отождествлялись с пятью первоэлементами (огонь, вода, земля, воздух, дерево) и пятью основными цветами (белый, чёрный, красный, синий, жёлтый). Они имели и социальное значение ("правитель", "чиновники", "народ", "деяния", "вещи").
Слайд 48Один из самых оригинальных музыкальных инструментов Древнего Китая – каменные пластины
(литофоны), которые называют «цин».
Му-ю (в переводе «деревянная рыбка») – экзотический ударный инструмент в форме рыбки.
Слайд 51Китайский способ приготовления чая.
Слайд 52Гайвани — специальные чашки типа пиал объемом 200-250 мл с крышечкой,
диаметр которой меньше диаметра верхнего края чашки.
Слайд 53ВЫВОД
Художественная культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развивались
в учениях даосизма и конфуцианства.. Идея гармоничного соединения человека и природы пронизывает китайское искусство, начиная от каллиграфии до живописи. Даже письменность в традиционной китайской культуре рассматривается как особая область этики и эстетики. Все жанры древнекитайского искусства несли в себе глубокий нравственный смысл и идею совершенствования человека, настраивали на особое восприятие: восхищение природой, ее красотой и работой мастера.
Слайд 54Темы для сообщений
Шедевры китайской архитектуры
Скульптурные шедевры Китая
Основные жанры китайской живописи
Китайская пейзажная
живопись
Символика китайского пейзажа
Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба (Пекин)
Искусство Пекинской музыкальной драмы