Слайд 1РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ
ГОЛЛАНДИИ
Принципы реалистической живописи были сформулированы величайшим голландским художником Рембрандтом.
Обращаясь к своим ученикам, он говорил:
«Учись прежде всего следовать богатой природе и отображать то, что найдёшь в ней. Небо, земля, море, животные, добрые и злые люди – всё служит для нашего упражнения. Равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику. Города, рынки, церкви и тысячи природных богатств взывают к нам и говорят: иди, жаждущий знания, созерцай нас и воспроизводи нас»
Слайд 2ТЕМА УРОКА:
Многообразие жанров голландской живописи
Слайд 3В ХVІІ в. В Голландии популярными становятся жанры портрета и натюрморта,
бытовая и пейзажная живопись, картины посвящённые мифологическим и библейским сюжетам. Каждый художник, как правило, специализировался в каком -нибудь одном жанре.
Особенно популярна была портретная живопись – индивидуальные и групповые изображения.
Голландские бюргеры – новые хозяева жизни – хотели запечатлеть себя в представительном облике, свидетельствующем о материальном достатке и высоком положении в обществе. Спрос на такие портреты был огромен.
Большие полотна на которых изображались торжественные собрания различных общин и объединений. Подобные картины украшали стены ведомственных контор или залы заседаний.
Слайд 4ОДНИМ ИЗ ЛУЧШИХ ПОРТРЕТИСТОВ ЭТОГО ВРЕМЕНИ СТАЛ
ФРАНС ХАЛС
(1581-1666ГГ.)
Слайд 5ФРАНС ХАЛС.
«ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ ОФИЦЕРОВ СТРЕЛКОВОЙ РОТЫ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ. 1916Г. МУЗЕЙ
ФРАНСА ХАЛСА, ХАРЛЕМ.
Слайд 8Ф.ХАЛС. «ПОРТРЕТ ПОПЕЧИТЕЛЕЙ БОЛЬНИЦЫ СВЯТОЙ ЕЛИЗАВЕТЫ»
Слайд 12
Замечательны и индивидуальные портреты Халса. В самом заурядном персонаже он умел
видеть интересное и наиболее выразительное.
Стремительные мазки его кисти словно спешат за ускользающим мгновением, торопятся запечатлеть наиболее характерные моменты: внезапный взгляд и погружённость в свои мысли, мимолётную улыбку и безудержный смех, искреннее переживание и душевный порыв…
Слайд 13Твоею дивной волей живописца
Подарен этим людям долгий век.
Румяны щёки, не ослабли
мышцы,
Не изменились очертанья век.
Стрелки пируют. Синдики решают,
Каким налогом обложить товар,
И уважение почти внушает
Невозмутимый тучный пивовар.
А эти бюргеры, купцы старухи,
Что выставлены Халсом напоказ,
Они ведь притворяются, что глухи,
И видят всё, глядя в упор на нас…
В.Элснер. «Портреты Халса»
Слайд 14БЫТОВОЙ ЖАНР В ЖИВОПИСИ ГОЛЛАНДИИ
Питер де Хох (1629 – 1684гг.)
Сумел глубоко
постичь сущность домашней жизни голландского бюргера, её размеренный, неторопливый ритм, скромный уют домашнего очага.
Герои его картин – офицеры, заботливые хозяйки и матери, домашняя челядь заняты привычными , повседневными делами. Прозаические детали быта (горящий камин, открытые окна и двери) передают реальную атмосферу жизни человека.
Слайд 17ЗАДАНИЕ КЛАССУ К КАРТИНЕ « ХОЗЯЙКА И СЛУЖАНКА»
Пользуясь учебником (МХК 11
класс стр.78) Сделать краткий художественный анализ картины
В каком году написана картина?
Где находится в данное время?
Сюжет и композиция картины.
Слайд 18СВЕТСКИЙ ЖАНР В ЖИВОПИСИ ГОЛЛАНДИИ
Герард Тербох (1617 – 1681)
Его картины отличает
яркая выразительность запечатлённых ситуаций, умение передавать взаимоотношение героев с помощью красноречивых и едва уловимых жестов. Особое место в его творчестве занимают женские образы:
«…Пожалуй, никто из голландских живописцев не умел с такой естественностью, как Тербох, передавать специфику жеста женщины, когда она шьёт, держит бокал вина либо лютню или моет руки; и не только жест, а и движение тела, поворот головы, взгляд…)(Б.Р.Виппер)
Слайд 20ЗАДАНИЕ КЛАССУ К КАРТИНЕ «БОКАЛ ЛИМОНАДА»
Пользуясь учебником (МХК 11 класс
стр.79) Сделать краткий художественный анализ картины
В каком году написана картина?
Где находится в данное время?
Сюжет и композиция картины.
Слайд 21«Бесчисленные «Завтраки» с красными, как кумач, омарами, лоснящимися окороками, тучными ягодными
пирогами, золотистыми лимонами… с бокалами, возвышающимися среди яств или опрокинутыми, с разлившимся вином, выдержанные в серебристо-розово-янтарной гамме, скомпонованные в единое целое, изображают именно то, что требовалось от художника»
Л.Д.Любимов.
Подобные картины пользовались огромным спросом, они предназначались для украшения интерьеров столовых, напоминая хозяевам дома о гастрономических радостях и прелестях сервировки.
Назовите пожалуйста этот жанр?
Слайд 24ЗАДАНИЕ КЛАССУ К КАРТИНЕ «ВЕТЧИНА И СЕРЕБРЯНАЯ ПОСУДА»
Пользуясь учебником (МХК 11
класс стр.81) Сделать краткий художественный анализ картины
В каком году написана картина?
Где находится в данное время?
Сюжет и композиция картины.
Слайд 27ПЕЙЗАЖ – ПОПУЛЯРНЕЙШИЙ ЖАНР ГОЛЛАНДСКОЙ ЖИВОПИСИ 17 ВЕКА
Своеобразие этого жанра и
его тематика определялись особенностью природы этой северной страны. Художников интересовала обычная природа, увиденная в естественной жизненной ситуации. Пейзажи действительно становятся «зеркалом Природы».
Маринисты специализировались на точном изображении кораблей прославленного морского флота Голландии. Они мастерски передавали буйство морской стихии и безбрежную гладь моря, влажный морской воздух, красоту высокого облачного неба.
Дюны, просёлочные дороги, крестьянские хижины, одинокие деревья, поваленные бурей, мельницы с широкими крыльями, бурные водопады каналы и пруды скованные льдом становятся основными объектами изображения художников – пейзажистов.
Слайд 28ЛУЧШИЕ ХУДОЖНИКИ - ПЕЙЗАЖИСТЫ
Ян ван Гойен (1596 – 1656гг.)
И
Якоб Рейсдал (1628
– 1682гг.)
Слайд 33ВЕРМЕР ДЕЛФТСКИЙ –(1632 – 1675)
«ВЕЛИЧАЙШИЙ МАГ И ВОЛШЕБНИК ЖИВОПИСИ»
Такой возвышенной оценки
Вермер был удостоен ещё при жизни. Позднее, в середине 19 века, его по праву стали причислять к основоположникам ПЛЭНЕРНОЙ (открытый воздух) живописи, воспроизводящей малейшие изменения воздушной среды, обусловленные солнечным светом и состоянием атмосферы.
Свет в картинах Вермера (а их сохранилось около 40) едва заметно скользит по стенам и фасадом домов, поверхностям предметов, он обтекает фигуры, переливаясь сотнями тончайших оттенков.
Слайд 39ЗАДАНИЕ КЛАССУ К КАРТИНЕ «КРУЖЕВНИЦА»
Пользуясь учебником (МХК 11 класс стр.83) Сделать
краткий художественный анализ картины
В каком году написана картина?
Кто автор картины?
Где находится в данное время?
Сюжет и композиция картины.
Слайд 40Домашнее задание:
Записи в тетрадях
МХК 11 класс. Стр.- 75-85.
Слайд 41Язык искусства Рембранта
Хармеса ван Рейна.
1606-1669год.
Величайший голландский художник
Рембрандт –представитель реалистической школы
живописи
.
Слайд 42
Тема урока: Творчество Рембрандта – вершина реализма.
Цель урока: :
Познакомиться с особенностью Художественного языка Рембрандта.
«Правда- самое прекрасное и редкое качество» (Эжен Делакруа)
Художественное наследие Рембрандта:
-Около 880 картин:
-100 автопортретов;
-300 офортов(вид гравюры)
-2000 рисунков .
-Портреты, натюрморты, пейзажи,
-картины на исторические, библейские, мифологические темы
Слайд 43РЕМБРАНДТ ОСТАВИЛ ПОТОМКАМ ОГРОМНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ: ОКОЛО 800 КАРТИН И ПОРТРЕТОВ,
300 ОФОРТОВ И 2000 ТЫСЯЧ РИСУНКОВ. КАЖДОЕ ИЗ ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЙ – СВИДЕТЕЛЬСТВО ВЫСОЧАЙШЕГО МАСТЕРСТВА И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАВДЫ.
ТРАГИЧЕН БЫЛ ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ХУДОЖНИКА: ОТ БЛИСТАТЕЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ, ВСЕОБЩЕГО ПРИЗНАНИЯ, БОГАТСТВА, СЧАСТЛИВОЙ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ К ПОЛНОМУ ЗАБВЕНИЮ, ОДИНОЧЕСТВУ И НИЩЕТЕ.
СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ МАНЕРЫ РЕМБРАНДТА ВО МНОГОМ ОПРЕДЕЛИЛО ИСКУССТВО СВЕТОТЕНИ, В КОТОРОМ, ПОЖАЛУЙ, ЕМУ НЕ БЫЛО РАВНЫХ. РЕМБРАНДТ ВСЕГДА ВЫДЕЛЯЛ С ПОМОЩЬЮ СВЕТА ГЛАВНЫЕ СМЫСЛОВЫЕ АКЦЕНТЫ В КАРТИНЕ. СВЕТ ПУЛЬСИРУЕТ НА ЛИЦАХ, РУКАХ, ОДЕЖДАХ ЕГО ГЕРОЕВ.
Слайд 44Родился в Лейдене, в 1606 году в семье довольно зажиточного владельца
мельницы, и после латинской школы недолгое время учился в Лейденском университете, но оставил его ради занятий живописью сначала у малоизвестного местного мастера, а затем у амстердамского художника Питера Ластмана.
Период обучения был недолгий, и вскоре Рембрандт уезжает в родной город, чтобы самостоятельно заняться живописью в собственной мастерской. Поэтому 1625-1632 годы обычно называются лейденским периодом его творчества. Это время становления художника, наибольшего увлечения его Караваджо; манера мастера в этот период была еще суховатой, а толкование сюжетов - нередко мелодраматическим. Это период, когда он впервые обращается и к офорту.
Слайд 46В 1632 году Рембрандт уезжает в Амстердам, центр художественной культуры Голландии,
который, естественно, привлекал молодого художника, 30-е годы - время наивысшей славы, путь к которой открыла для живописца его большая заказная картина - групповой портрет, известный ученым как «Анатомия доктора Тулпа, или «Урок анатомии». На рембрандтовском полотне люди объединены между собой действием, все представлены в естественных позах, их внимание обращено на главное действующее лицо - доктора Тулпа, демонстрирующего у «разъятого» трупа строение мышц. Как истинный голландец, Рембрандт не боится реалистических деталей, как большой художник, он умеет избегнуть натурализма.
Слайд 47В 1634 году Рембрандт женится на девушке из богатой семьи -
Саскии ван Эйлепборх - и с этих пор попадает в патрицианские круги. Начинается самый счастливый период его жизни. Он становится знаменитым и модным художником. Его дом привлекает лучших представителей аристократии духа и богатых заказчиков, у него большая мастерская, где с успехом трудятся его многочисленные ученики. Немалое наследство Саскии и его собственные работы дают ему материальную свободу.
Весь этот период овеян романтикой. Живописец как бы специально стремится в своем творчестве уйти от тусклой бюргерской повседневности и пишет себя и Саскию в роскошных нарядах, в фантастических одеждах и головных уборах, создавая эффектные композиции, выражая в сложных поворотах, позах, движениях разные состояния, в которых превалирует общее - радость бытия. Это настроение выражено в одном автопортрете луврского собрания 1634 года и в портрете Саскии из музея в Касселе (этого же года), а также в эрмитажном изображении Саскии в образе Флоры.
Слайд 48САСКИЯ В ОБРАЗЕ ФЛОРЫ. 1634Г. ЭРМИТАЖ
Слайд 49АВТОПОРТРЕТ С САСКИЕЙ НА КОЛЕНЯХ. 1635-1636ГГ. КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ, ДРЕЗДЕН
Слайд 50Ярче всего мироощущение Рембрандта этих лет передает известный «Автопортрет с Саскией
на коленях» (около 1636 года). Откровенной радостью жизни, ликованием пронизано все полотно. Эти чувства переданы простодушным выражением сияющего лица самого художника, достигшего как будто всех земных благ; всем антуражем, от богатых одежд до торжественно поднятого хрустального бокала в руке. Ритмом пластических масс, богатством цветовых нюансов, светотеневой моделировкой, которая станет главным из выразительных средств в рембрандтовской живописи. Феерический, сказочный мир. Язык барокко наиболее близок выражению этого приподнятого настроения. И Рембрандт в этот период во многом находится под влиянием итальянского барокко.
Слайд 51РЕМБРАНДТ. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ АВРААМА. 1635Г. ЭРМИТАЖ
В сложных ракурсах предстают перед нами персонажи
картины 1635 года «Жертвоприношение Авраама». От тела Исаака, распростертого на переднем плане и выражающего полную беспомощность жертвы, взгляд зрителя обращается в глубину - к фигуре старца Авраама и вырывающемуся из облаков посланцу бога - ангелу. Композиция в высшей степени динамична, построена по всем правилам барокко. Но в картине есть то, что отличает в ней именно рембрандтовский характер творчества: проникновенное прослеживание душевного состояния Авраама, не успевшего при внезапном появлении ангела почувствовать ни радости избавления от страшной жертвы, ни благодарности, а испытывающего пока лишь усталость и недоумение. Богатейшие возможности Рембрандта-психолога заявляют о себе в этой картине вполне очевидно.
Слайд 53РЕМБРАНДТ. «НОЧНОЙ ДОЗОР» (1642) -
На рубеже раннего периода творчества художника и
его творческой зрелости предстает перед нами одно из самых знаменитых его живописных произведений, известное как «Ночной дозор» (1642) - групповой портрет стрелковой роты капитана Баннинга Кока.
Слайд 54РАБОТА КЛАССА
С РАБОЧИМИ ЛИСТАМИ
К КАРТИНЕ РЕМБРАНДТА
«НОЧНОЙ ДОЗОР»
Слайд 57Рембрандт отошел от привычной композиции группового портрета - изображения пирушки, во
время которой происходит «представление» каждого из портретируемых. Он расширил рамки жанра, представив скорее историческую картину: по сигналу тревоги отряд Баннинга Кока выступает в поход. Одни спокойны, уверенны, другие возбуждены в ожидании предстоящего, но на всех лежит выражение общей энергии, патриотического подъема, торжества гражданского духа.
Изображение людей, выходящих из-под какой-то арки на яркий солнечный свет, полно отголосков героической эпохи нидерландской революции, времени триумфов республиканской Голландии. Групповой портрет под кистью Рембрандта перерос в героический образ эпохи и общества.
Но само это настроение было чуждо бюргерской Голландии середины века, не отвечало вкусам заказчиков, а живописные приемы шли вразрез с общепринятыми. Эффектная, несомненно несколько театральная, в высшей степени свободная композиция, как уже говорилось, не ставила своей целью представить каждого из заказчиков. Многие лица просто плохо «прочитываются» в этой резкой светотени, в этих контрастах густых теней и яркого солнечного света, на который выходит отряд.
Непонятным и нелепым казалось зрителю появление в этой сцене посторонних, особенно маленькой девочки в золотисто-желтом платье, затесавшейся в эту энергичную мужскую толпу. Все здесь вызывало недоумение и раздражение публики, и можно ска- зать, что с этой картины начинается и углубляется конфликт художника и общества. Со смертью Саскии в этом же 1642 году происходит естественный разрыв Рембрандта с чуждыми ему патрицианскими кругами.
Слайд 5840-50-е годы - это пора творческой зрелости. Изменилась не только внешняя
жизнь Рембрандта, изменился прежде всего он сам. Это время формирования его творческой системы, из которой многое уйдет в прошлое и в которой будут обретены иные, неоценимые качества. Он часто в этот период обращается к прежним произведениям, чтобы их переделать по-новому. Так было, например, с «Данаей», которую он написал еще в 1636 году. Уже и тогда было высказано в этом образе главное: чувственное начало, языческое, в какой-то степени «тициановское» было в ней лишь частью общего в выражении сложных душевных переживаний, единого душевного порыва.
Слайд 60МИФОЛОГИЧЕСКИЕ И БИБЛЕЙСКИЕ ТЕМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ РЕМБРАНДТА
Слайд 61РЕМБРАНДТ. ОСЛЕПЛЕНИЕ САМСОНА.1636Г.
КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ ФРАНКФУРТ-НА-МАЙНЕ.
Слайд 63РЕМБРАНДТ. «ПИР ВАЛТАСАРА» 1635Г. НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ. ЛОНДОН
Слайд 64Последние 16 лет - наиболее трагические годы жизни Рембрандта, но они
полны потрясающей по силе творческой активности, в результате которой созданы живописные образы, исключительные по монументальности характеров и одухотворенности, произведения глубоко философские и высоко этические. В этих картинах Рембрандта все очищено от преходящего, случайного. Детали сведены к минимуму, тщательно продуманы и осмыслены жесты, позы, наклон головы. Фигуры укрупнены, приближены к передней плоскости холста. Даже небольшие по размеру произведения Рембрандта этих лет создают впечатление необыкновенного величия и истинной монументальности.
Главными выразительными средствами являются не линии и массы, а свет и цвет. Композиция строится-в большой степени на равновесии цветовых звучаний. В колорите преобладают как бы горящие изнутри оттенки красного и коричневого.
Цвет приобретает звучность и интенсивность. Было бы вернее сказать про позднего Рембрандта, что его цвет «светозарен», потому что в его полотнах свет и цвет едины, его краски как будто излучают свет. Это сложное взаимодействие цвета и света не самоцель, им создается определенная эмоциональная среда и психологическая характеристика образа.
Слайд 67Портреты позднего Рембрандта сильно отличаются от портретов 30-х и даже 40-х
годов. Эти предельно простые (поясные или поколенные) изображения людей, близких художнику своим внутренним строем, - всегда образное выражение многогранной человеческой личности, поражающее умением мастера передать зыбкие, неуловимые душевные движения.
Рембрандт умел создавать портрет-биографию. Выделяя только лицо и руки, он выражал целую историю жизни («Портрет старика в красном», около 1654).
Слайд 69РЕМБРАНДТ. ПОРТРЕИТ СТАРУШКИ. 1654Г.
ГМИИ ИМ.А.С.ПУШКИНА.МОСКВА.
Слайд 70ЗАДАНИЕ КЛАССУ
Пользуясь учебником (МХК 11 класс стр.88) Сделать краткий художественный анализ
«Портрета старушки»
В каком году написана картина?
Где находится в данное время?
Сюжет и композиция картины.
Слайд 72Но наибольшей тонкости характеристик
Рембрандт достиг в автопортретах, которых дошло до
нас около ста и на которых прекрасно прослеживается бесконечное многообразие психологических аспектов, разнообразие рембрандтовских характеристик. После праздничных портретов 30-х годов перед нами предстает другая трактовка образа: полный высокого достоинства и необычайной простоты человек в расцвете сил на портрете из Венского собрания 1652 года. Эти черты станут преобладающими со временем, как и выражение силы духа и творческой мощи (портрет 1660 года).
Слайд 73
Рембрандт ван Рейн.
Автопортрет 1629г.
Галерея Уффици, Флоренция,
Слайд 76
Рембрандт.
В возрасте 34 г. 1640г.
Национальная галерея, Лондон.
Слайд 81Сто автопортретов – это биография души, это исповедь художника.
Слайд 82Эпилогом творчества Рембрандта можно считать его знаменитую картину «Блудный сын» (1668-1669
годы), в которой с наибольшей полнотой проявились этическая высота и живописное мастерство художника. Сюжет библейской притчи о беспутном сыне, после многих скитаний возвратившемся в отчий дом, привлекал Рембрандта и раньше, о чем говорят один из ранних его офортов и несколько рисунков.
В этой группе - в фигуре упавшего на колени оборванного юноши и возложившего руки на его бритую голову старца - предельная напряженность чувств, душевное потрясение, счастье возвращения и обретения, бездонная родительская любовь, но и горечь разочарований, потерь, унижений, стыда и раскаяния. Эта всечеловечность делает сцену понятной разным людям всех времен и сообщает ей бессмертие. Колористическое единство здесь особенно поражает. От оранжево-красных тонов фона - это все единый живописный поток, воспринимающийся как выражение единого чувства.
Слайд 83Рембрандт, «Возвращение блудного сына»
1668-1669г.
Слайд 86Рембрандт ван Рейн.
Автопортрет 1629г.
Галерея Уффици, Флоренция,
Питер Пауль Рубенс.
Автопортрет. 1623-1624г.
Галерея Уффици,
Флоренция.
Слайд 87Давайте повторим!
Период раннего творчества.
Множество едва заметных переходов от темного к светлому.
Градации
золотисто- коричневого, красного и оливкового цветов.
Поздний период творчества.
Часто возникает эффект горящих и тлеющих тонов.
-Сверкающее золото парчовых мантий, переходыот темно-вишневого
к ярким оттенкам красных раскаленных углей, словно вобравших
в себя лучи света, а затем к угасающим тонам оранжевого.
Такова красочная палитра художника.
Слайд 88ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
МХК 11 класс стр -85-89.
Подготовить сообщениение темы:
«Мифологические и библейские сюжеты
в творчестве Рембрандта»
«Жизнь, Судьба и Творчество Рембрандта»
«Творчество Рембрандта – вершина реализма»
«Любимые полотна Рембрандта»