Слайд 1Гобелен.Виды,отличия,
применение
Гобеле́н (фр. gobelin), или шпалера, — один из видов декоративно-прикладного искусства,
стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией...
Слайд 2Нет точной даты и места, где была создана первая шпалера, но
сам принцип ткачества был известен еще в Древнем Египте.
Самые ранние европейские шпалеры - немецкие. Ткали их в монастырях или небольших мастерских. В холодных каменных постройках панно не только украшали помещения, но и помогали сохранить тепло. Все технические приемы пришли в гобелен из ковроделия. Овладев техникой ткачества, можно выполнять любой рисунок, будь то ковровый орнамент, сюжетная или абстрактная композиция.
В наше время гобелен обогатился новым содержанием, решениями формы, разнообразием материалов. Он может принимать причудливые очертания: круга, овала, становится объемным, пространственным. Это позволяет размещать его на стенах, на полу.
Особую популярность приобрел мини - гобелен. Изготовлением его можно заниматься в домашних условиях.
Слайд 3
Гобелен состоит из нитей основы и нитей утка. Роль основы довольно
скромная. Она составляет каркас гобелена и не видна в готовом ковре, но без нее он не может существовать.
Задачи утка сложнее. Уточные нити пересекают оснόвные по горизонтали. Именно они создают рисунок гобелена. Требования к утку другие. Его прочность - не обязательное условие. Важно, чтобы нить утка была мягкая, эластичная, без сопротивления окутывала нити основы.
В наше время в гобелене используют самые неожиданные текстильные и даже не текстильные материалы: полоски ткани, трикотаж, тесьму, паклю, шнуры, металлические нити, кожу, кусочки стекла, зеркала, дерева и т.п.
Слайд 4 этапы выполнения гобелена
1) Прежде всего, выполняем эскиз к будущему гобелену.
2)
Далее следует решить, каким будет размер изделия и его форма. Наиболее удобна в ткачестве прямоугольная (по горизонтали или вертикали) и квадратная формы. Сложнее выполнить круг или овал. Впрочем, можно использовать и любые нестандартные очертания изделий.
Слайд 53) Третьим этапом в изготовлении гобелена будет создание основы, а в
качестве ткацкого станка может быть использована самая обычная деревянная рама. Если размер будущего гобелена 250 х 250 мм, то рама должна быть примерно 750 х 500 мм, то есть ее размеры следует выбрать, утроив ширину и удвоив высоту гобелена. Делается это для будущего удобства в работе. Составляющие основу нити должны быть льняными - достаточно прочными и не тянуться. При сновке не следует натягивать нить слишком сильно. Слабое натяжение тоже не годится - ткань получится дряблой.
Слайд 64) Далее следует определить, какие нити больше соответствуют замыслу: традиционная шерсть,
блестящий шелк, грубоватый лен или какой-то другой материал.
5) Плетение. Приступая к технической работе, следует знать основные техники плетения. Опираясь на них можно создать очень индивидуальное изделие или выработать собственный стиль в работе.
Слайд 7Виды переплетения нитей гобелена
Слайд 8Виды гобеленов:
*гладкий (плоскостной) – создается в традиционной технике;
*фактурный (рельефный) – техника
традиционная, но некоторые части изделия выделяются более крупными (выпуклыми) стежками, создающими рельефное полотно;
*многоуровневый – используются разные техники переплетения, рельеф, вышивка и пр.
*нетканый — это картины из ткани, созданные с помощью других техник: аппликации, ниткографии, вязания, вышивки, изонити;
*объемно-пространственные – это фактически не столько картины, сколько конструкции, являющиеся дополнительным элементом дизайна помещений.